Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12421-ЭП/18 от 16.05.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту трамвайных путей "ул. Торжковская от наб. Черной речки до Новосибирской ул." для нужд Санкт-Петербурга (извещение номер 0172200002518000070) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.04.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002518000070. Начальная (максимальная) цена контракта - 92 458 856, 34 рублей.
В жалобе ООО "Энерго Строительная Компания" указывает на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе, которые выразились, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащих требований к товарам, в том числе, требования к характеристикам товаров, к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системы предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведённых положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В приложении N8 к части III "Техническое задание" по товару N1 "Щебень из природного камня для строительных работ, п.16" по показателю "Фракция", Заказчиком установлено требование "Св. 20 до 40" (Показатели (характеристики), для которых определяются диапазоном значений).
Вместе с тем, в п. 16 локальной сметы указано, что при выполнении работ должен использоваться "Щебень из природного камня для строительных работ марка 1200, фракция 20-40 мм". Иными словами анализ документов, содержащихся в документации, свидетельствует о том, что при производстве работ предполагается к использованию щебень - фракция 20-40.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что требование о представлении значений показателей товара, использование которого не предполагается проектно-сметной документацией противоречит ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В приложении N8 к части III "Техническое задание" по товару N12 "Щебень из природного камня для строительных работ, п. 17": по показателю, значение которого не может изменяться "Государственный стандарт" Заказчиком установлено требование "Должен соответствовать
ГОСТ 8267-93"; по показателю, для которого указано минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя "Содержание зерен слабых пород, % по массе" Заказчиком установлено требование "Не более 10".
В п. 17 локальной сметы установлено, что при выполнении работ будет использоваться "Щебень из природного камня для строительных работ марка 1200, фракция 5(3)-10 мм".
В соответствии с ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)", содержание зерен слабых пород в щебне и гравии в зависимости от вида горной породы и марки по дробимости не должно быть более указанного в таблице 7.
В процентах по массе
Вид породы и марка по дробимости щебня и гравия |
Содержание зерен слабых пород |
Щебень из изверженных, метаморфических и осадочных горных пород мирок: |
|
1400; 1200; 1000 |
5 |
800; 600; 400 |
10 |
300 |
15 |
Щебень из гравия и валунов и гравий марок: |
|
1000; 800; 600 |
10 |
400 |
15 |
Таким образом, для щебня изверженных, метаморфических и осадочных пород марок 1200 содержание зерен слабых пород должно быть не более 5 % по массе, что не противоречит значению, установленному в документации.
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком требование к показателю "Содержание зерен слабых пород, % по массе" не выходит за пределы установленных значений ГОСТ.
3. В приложении N8 к части III "Техническое задание" по товару N 9 "Термопластик для разметки дорог, п. 105.1" Заказчиком установлено требование о соответствии указанного товара требованиям ГОСТ Р 52575-2006.
Вместе с тем, из содержания локальной сметы следует, что при выполнении работ, предусмотренных контрактом, должен использоваться "Термопластик для разметки дорог, марка "Кронпласт" для разметки дорог".
В жалобе Заявитель указывает на то, что из полученной от производителя информации следует, что Термопластик для разметки дорог марки "Кронпласт" выпускается в соответствии с ТУ 2253-077-20504464-2004, что противоречит требованиям, установленным Заказчиком к указанному товару.
Вместе с тем, из содержания документации об аукционе следует, что ссылки на товарные знаки сопровождаются словами "или эквивалент", при этом признаками эквивалентности при производстве работ в соответствии с проектом служат требования Технического задания.
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование о соответствии товарной позиции "Термопластик для разметки дорог" требованиям ГОСТ Р 52575-2006 не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и положениям локальной сметы.
Кроме того, подателем жалобы в нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Термопластик для разметки дорог, марки "Кронпласт", указанной в локальной смете, не соответствует требованиям ГОСТ.
4. В приложении N8 к части III "Техническое задание" по товару N8 "Камни бортовые из горных пород, п. 81" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к значениям следующих показателей: "Сопротивление удару горной породы: не менее 30 см; предел прочности при сжатии в сухом состоянии горной породы: не менее 80 Мпа"; по позиции 15 "Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля, п. 20": предел текучести: не менее 390 Н/мм2; временное сопротивление разрыву: не менее 590 Н/мм2; относительное удлинение: не менее 14 %" и т.д.
Комиссия УФАС отмечает, что при установлении Заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке
Вышеуказанные требования к товарам позволяют прийти к выводу о том, что документация об аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Таким образом, действия Заказчика, установивших в документации об аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
5. На основании изложенного, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энерго Строительная Компания" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 мая 2018 г. N 44-2609/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2018