Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ общеобразовательная школа N 220 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Альфа-Мебель" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12434-ЭП/18 от 16.05.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса на поставку мебели (извещение номер 0172200004318000058) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 25.04.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004318000058. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 870 542,40 рублей.
В жалобе ООО "Альфа-Мебель" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования..
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Описание товаров, поставка которых является предметом закупки, установлена Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) поставляемого товара, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к оформлению заявки, а именно: заявка на участие в открытом конкурсе, поданная в письменной форме, должна быть прошита, пронумерована, скреплена печатью участника закупки (при наличии печати) и подписана участником или уполномоченным им лицом. Установление иных требований к оформлению конкурсной заявки запрещено.
Для предоставления участниками закупки предложения в отношении объекта закупки им необходимо заполнить форму, установленную в Приложение N 4 к Специальной части конкурсной документации "Форма "Предложение участника в отношении объекта закупки по товарам, необходимым к поставке, их качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, соответствующим требованиям документации":
N п/п |
Наименование товара |
Страна происхождения поставляемого товара |
Показатель (характеристика) товара |
Конкретное значение показателя |
Требования к значениям показателя, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара к поставке или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг |
Единицы измерения |
Цена единицы товара (руб.) |
|||||
Минимальное значение показателя |
Максимальное значение показателя |
Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений |
Показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений |
Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться |
||||||||
Нижняя граница диапазона |
Верхняя граница диапазона |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Структура изложения требований к товарам Приложения N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) поставляемого товара, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком требованиям" к Техническому заданию не соответствует структуре предоставления сведений о товарах Приложение N 4 "Форма "Предложение участника в отношении объекта закупки по товарам, необходимым к поставке, их качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, соответствующим требованиям документации" к Специальной части конкурсной документации.
Положениями конкурсной документации установлен следующий порядок предоставления сведений о предлагаемых товарах:
"14. Инструкция по заполнению участником формы "Предложение участника в отношении объекта закупки по товарам, необходимым к поставке, их качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, соответствующим требованиям документации"
Порядок предоставления сведений о конкретных показателях товаров (материалов) в составе заявки на участие в конкурсе, по форме "Предложение участника в отношении объекта закупки по товарам, необходимым к поставке, их качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, соответствующим требованиям документации", являющейся приложением N 4 к Специальной части конкурсной документации:
Форма "Предложение участника в отношении объекта закупки по товарам, необходимым к поставке, их качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, соответствующим требованиям документации" (Приложение N 4 к Специальной части) заполняется следующим образом:
В столбце N 1 Участник проставляет номер товара в соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию. В столбце N 2 Участник указывает наименование товара в соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию. В столбце N 3 Участник указывает страну происхождения поставляемого им товара. В столбце N 4 Участник указывает наименование показателя товара в соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию. В столбце N 5 Участник указывает конкретное значение показателя, предоставляемое Участником в соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию. В столбце N 6 Участник указывает требование к минимальному значению показателя, в случае установления в Приложении N 2 к Техническому заданию требования к минимальному значению по данному показателю. В случае, если по данному показателю не установлено требование к минимальному значению, то в данной ячейке Участник обязан указать "Требование по данному показателю не установлено". В столбце N 7 Участник указывает требование к максимальному значению показателя, в случае установления в Приложении N 2 к Техническому заданию требования к максимальному значению по данному показателю. В случае, если по данному показателю не установлено требование к максимальному значению, то в данной ячейке Участник обязан указать "Требование по данному показателю не установлено". В столбце N 8 Участник указывает требование к показателю, для которого указаны варианты значений, в случае установления в Приложении N 2 к Техническому заданию требования к показателю, для которого указаны варианты значений. В случае, если по данному показателю не установлено требования к вариантам значений, то в данной ячейке Участник обязан указать "Требование по данному показателю не установлено". В столбце N 9 Участник указывает требование к показателю, для которого установлено требование к нижней границе диапазона значений, в случае установления в Приложении N 2 к Техническому заданию требования к показателю, для которого установлено требование к нижней границе диапазона значений. В случае, если по данному показателю не установлено требования к нижней границе диапазона значений, то в данной ячейке Участник обязан указать "Требование по данному показателю не установлено". В столбце N 10 Участник указывает требование к показателю, для которого установлено требование к верхней границе диапазона значений, в случае установления в Приложении N 2 к Техническому заданию требования к показателю, для которого установлено требование к верхней границе диапазона значений. В случае, если по данному показателю не установлено требования к верхней границе диапазона значений, то в данной ячейке Участник обязан указать "Требование по данному показателю не установлено". В столбце N 11 Участник указывает требование к значению показателя, которое не может изменяться, в случае установления в Приложении N 2 к Техническому заданию требования к значению показателя, которое не может изменяться. В случае, если по данному показателю не установлено требования к значению, которое не может изменяться, то в данной ячейке Участник обязан указать "Требование по данному показателю не установлено". В столбце N 12 Участник указывает единицу измерения показателя в соответствии с Приложением N 2 к Техническому заданию. В столбце N 13 Участник указывает цену единицы товара.
Все предоставляемые данные в заявке участника должны быть указаны в соответствующей графе, в случае указания данных не в соответствующей графе, заявка будет отклонена конкурсной комиссией за непредставление данных".
Таким образом, участникам закупки помимо предоставления сведений о конкретных показателях предлагаемых товаров, надлежит отразить требования Заказчика к конкретным показателям закупаемых товаров, самостоятельно распределив их по видам показателей, что является обязанностью Заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Такие требования могут привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь повлечет отклонения конкурсной заявки участника от участия в открытом конкурсе в связи с ее неверным оформлением.
При установленных обстоятельствах в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 1 ст. 51 (ч. 4 ст. 51) Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к оформлению конкурсной заявки, непредусмотренных законодательством о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 48, 50, 51, 53, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа-Мебель" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 1 ст. 51 (ч. 4 ст. 51) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 мая 2018 г. N 44-2652/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2018