Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ООО "Спика-Строй" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
ГБОУ СОШ N 78 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 12445-ЭП/18 от 16.05.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение ремонтных работ для нужд государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N78 Калининского района Санкт-Петербурга (извещение номер 0372200149418000007) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 26.04.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200149418000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 145 606,99 рублей.
В жалобе ООО "Спика-Строй" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок N 1 от 08.05.2018 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"В п.89. "Винты самонарезающие" участником указано, что данный товар соответствует ГОСТ 10618-80, ГОСТ 11650-80.
Требованиями документации установлено: "Товар под номером 89 в приложении N2 должен соответствовать ГОСТ 10618-80, ГОСТ 11650-80 или ГОСТ 10621-80 или ГОСТ 10620-80, ГОСТ 4543-2016 или ГОСТ 10702-2016".
Согласно Инструкции: "если в тексте Технического задания имеются обозначения нормативно-технических документов, разделенные союзом "или", участнику следует руководствоваться одним из выбранных им нормативно-технических документов для выбранного альтернативного товара, указав в своей заявке обозначение выбранного ГОСТ". Таким образом, Участник не указал характеристику товара.
2. В п.23 "Лента разделительная" участником указано: "Предельное отклонение от номинальной ширины -1_+1 мм. Предельное отклонение от номинальной толщины -5_+5 мкм".
Требованиями документации установлено: "Предельное отклонение от номинальной ширины не должно превышать _2,0 мм. Предельное отклонение от номинальной толщины не должно превышать _10,0 мкм".
Согласно Инструкции: "В случае установления (определения) в Требованиях диапазона или интервала значений показателя товара с использованием слов: "диапазон", "интервал" с установлением значений их "нижней границы (предела)" и "верхней границы (предела)" с использованием для установления каждой границы (предела) слов и (или) символов: "минимум - максимум", "не менее - не более", "более - менее", "(не) менее и (не) более", "N1 (min) ... N2 (max)", "N1 (min) - N2 (max)", " N" (где N - конкретное числовое значение) и т.п., указанных в настоящей Инструкции признаков минимальности и (или) максимальности значения, участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должно быть представлено интервальное значение (значение в виде диапазона) показателя с указанием значений и нижней и верхней границы (предела). При установке требований к диапазону с помощью знака "
" Заказчик отдельно не идентифицирует "нижнюю границу (предел)" и "верхнюю границу (предел)" и "В случае установления (определения) в Требованиях требований в формулировках, отсутствующих в вышеприведенных примерах, участник закупки должен оставить данную формулировку без изменения".
Кроме того, в Инструкции нет указаний об удалении слова "превышать".
Участником представлена информация о конкретных показателях (характеристиках) товаров, не соответствующая требованиям документации об аукционе.
3. В п.29 "Профиль направляющий" участником указано: "Металлический лист оцинкован по ГОСТ 14918,_ По назначению металлический лист группы ХП. Минимальное относительное удлинение профиля 24%. Толщина листа профиля 0,7 мм".
Согласно ГОСТ 14918, таблице 1б, минимальное относительное удлинение стали толщиной 0,7 мм должно быть 20%.
Участником представлена недостоверная информация о конкретном показателе товара".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Требования к товарам, которые используются при оказании услуг, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к показателям, характеристикам товаров, используемых для выполнения работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции 23 "Лента разделительная" установлены требования: "Предельное отклонение от номинальной ширины не должно превышать 2,0 мм. Предельное отклонение от номинальной толщины не должно превышать
10,0 мкм".
Положениями инструкции по заполнению первой части заявки предусмотрены следующие указания:
"В случае установления (определения) в Требованиях диапазона или интервала значений показателя товара с использованием слов: "диапазон", "интервал" с установлением значений их "нижней границы (предела)" и "верхней границы (предела)" с использованием для установления каждой границы (предела) слов и (или) символов: "минимум - максимум", "не менее - не более", "более - менее", "(не) менее и (не) более", "N1 (min) ... N2 (max)", "N1 (min) - N2 (max)", " N" (где N - конкретное числовое значение) и т.п., указанных в настоящей Инструкции признаков минимальности и (или) максимальности значения, участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должно быть представлено интервальное значение (значение в виде диапазона) показателя с указанием значений и нижней и верхней границы (предела). Данное требование обусловлено тем, что необходимый товар обладает (имеет) интервальное количественное (числовое) значение соответствующего показателя. Способ указания диапазона допускается любой без признаков минимальности и максимальности значений показателей. При установке требований только к верхней или нижней границе диапазона, участник должен указать только ту границу диапазона, к которой установлено требование. При установке требований к диапазону с помощью знака "
" Заказчик отдельно не идентифицирует "нижнюю границу (предел)" и "верхнюю границу (предел)". В диапазоне так же указывается содержание и активность естественных радионуклидов.
В случае установления (определения) в Требованиях требований в формулировках, отсутствующих в вышеприведенных примерах, участник закупки должен оставить данную формулировку без изменения".
В ходе анализа заявки Заявителя в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что к товару по позиции 23 "Лента разделительная" представлено значение:
"Предельное отклонение от номинальной ширины -1_+1 мм. Предельное отклонение от номинальной толщины -5_+5 мкм", что не соответствует требованиям инструкции по заполнению заявки.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, на момент рассмотрения первых частей заявок участников, аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, следовательно, жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки закупки (на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе) были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Положениями инструкции предусмотрены следующие указания:
"_В случае установления (определения) Требованиях соответствующего минимального значения показателя товара (с использованием слов и (или) символов: минимум, не менее, не ниже, не хуже, не уже, , и т.п., указанных в настоящей Инструкции) участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара не меньшее установленного в Техническом задании минимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в Требованиях относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности его значения (слов и символов "минимум", "не менее", "не ниже", "не хуже", "не уже", "
", "не <", и т.п., указанных в настоящей Инструкции)
_В случае установления (определения) в Требованиях диапазона или интервала значений показателя товара с использованием слов: "диапазон", "интервал" с установлением значений их "нижней границы (предела)" и "верхней границы (предела)" с использованием для установления каждой границы (предела) слов и (или) символов: "минимум - максимум", "не менее - не более", "более - менее", "(не) менее и (не) более", "N1 (min) ... N2 (max)", "N1 (min) - N2 (max)", " N" (где N - конкретное числовое значение) и т.п_".
Вместе с тем, инструкцией по заполнению заявки установлено следующее:
"В случае установления (определения) в Требованиях требований в формулировках, отсутствующих в вышеприведенных примерах, участник закупки должен оставить данную формулировку без изменения".
Исходя из комплексного анализа вышеуказанных положений, не представляется возможным установить, какие из слов или знаков включены в аббревиатуру "и т.п.", какие установлены в неизменном виде. Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным (поскольку послужило основанием для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе), что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спика-Строй" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 мая 2018 г. N 44-2661/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2018