Резолютивная часть решения оглашена 16.05.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя начальника Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Спектр Трейд" (г.Владимир) на положения документации электронного аукциона на закупку медицинского оборудования (рентгенодигностического комплекса на 3 рабочих места, цифрового) для нужд ГБУЗ ВО "Меленковская ЦРБ" (извещение N 0128200000118002848) в присутствии представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Меленковская центральная районная больница" (доверенность от 14.05.2018 N 2), заявителя - ООО "Спектр Трейд" (приказ о назначении на должность от 23.03.2017 N б\н).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 412-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Спектр Трейд" (далее - заявитель) на положения документации электронного аукциона на закупку медицинского оборудования (рентгенодигностического комплекса на 3 рабочих места, цифрового) для нужд ГБУЗ ВО "Меленковская ЦРБ" (извещение N 0128200000118002848).
По мнению заявителя, техническое задание данной аукционной документации содержит положения нарушающие требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер, и в описание объекта закупки не должны включаться требование к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заявителем был опубликован запрос на разъяснения аукционной документации с конкретными вопросами, относящимися к техническим характеристикам закупаемого оборудования, однако заказчик ограничился в своем разъяснении лишь общими фразами, не ответив по существу задаваемых вопросов.
В силу изложенного, заявитель полагает, что заказчик нарушил требования Закона о контрактной системе в сфере закупок, необъективно описав объект закупки, введя в заблуждение потенциальных участников закупки, и ограничив конкуренцию до одного производителя. В связи с этим, заявитель просит провести внеплановую проверку данной закупки и выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика заявил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 и статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, оказываемых услуг потребностям заказчика. Таким образом, из смысла статей Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что заказчику дано право включить в документацию технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для качественного, своевременного и безопасного сопровождения основной деятельности медицинских учреждений. Следовательно потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значительным для заказчика.
На этапе подготовки документации заказчик проводил анализ рынка методом сопоставимых рыночных цен на основании пункта 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок. По итогам проведенной работы заказчик убедился в готовности не менее 4-х поставщиков исполнить контракт на условиях настоящей документации, в том числе поставить товар соответствующий техническому описанию (источниками информации о ценах товаров, являющихся объектом закупки, являлись исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика на основании коммерческих и ценовых предложений поставщиков, осуществляющих поставку идентичных товаров (основание - пункт 8 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Техническое задание, опубликованное в составе аукционной документации, было сформировано на основании потребностей заказчика в соответствующих товарах, с учетом анализа рынка, которые удовлетворяют требованиям заказчика.
Установление требований, изложенных в аукционной документации, обусловлены спецификой лечебного процесса, используемых технологий в лечебном процессе, спецификой закупаемого товара и его применения.
В рентгенкабинете (место использования оборудования) подготовлено стационарное место для рентгендиагностического комплекса на 3 рабочих места. Пользователь считает, что первичным является эргономичность рентгенкабинета, удобство в эксплуатации, максимальная безопасность, функциональность и возможность работы безостановочно (обусловлено технологическим процессом). Указанным параметрам соответствуют медицинское оборудование производителей: ЗАО "АЗРТ", "ДИАКОМ", "РЕНЕКС-РЦ".
Заказчик вправе самостоятельно определять предмет контракта и предъявлять к нему требования, предусматривать объемы и достаточность критериев его индивидуализации в соответствии с собственными потребностями. Установление конкретных характеристик товара обосновано характером его эксплуатации. Но поскольку заказчик фактически лишен возможности предусмотреть требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, установленные требования к товару сопровождались формулировкой "не более", "не менее", что предоставляло возможность для потенциальных поставщиков предложить иной товар, с равными или превышающими показателями по характеристикам, значимым для заказчика.
В связи с вышеизложенным, участник вправе предложить продукцию, которая будет соответствовать параметрам, указанным в техническом задании или предложить аналог с улучшенными техническими характеристиками.
Кроме того, в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок подано и допущено к участию 2 заявки, содержащие предложения о поставке оборудования разных производителей. Данное обстоятельство подтверждает отсутствие в действиях заказчика необоснованного ограничения количества участников закупки.
На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Спектр Трейд" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Как следует из представленных заказчиком пояснений, установление определенных требований к товару обусловлено потребностями заказчика.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе на закупку медицинского оборудования (рентгенодигностического комплекса на 3 рабочих места, цифрового) для нужд ГБУЗ ВО "Меленковская ЦРБ" нарушений законодательства в сфере закупок.
Кроме того, косвенным подтверждением отсутствия в указанной аукционной документации положений, ограничивающих количество участников закупки, служит факт того, что на участие в электронном аукционе было подано и допущено две заявки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Спектр Трейд" (г.Владимир) на положения документации электронного аукциона на закупку медицинского оборудования (рентгенодигностического комплекса на 3 рабочих места, цифрового) для нужд ГБУЗ ВО "Меленковская ЦРБ" (извещение N 0128200000118002848) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 16 мая 2018 г. N Г 412-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2018