Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
17.05.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе: начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России "_", главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Самарского УФАС России "_",специалиста первого разрядаотдела контроля закупок Самарского УФАС России "_",
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобыООО "Медпроект", ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, в томчисле ушными вкладышами индивидуального изготовления, лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок - инвалид", проживающих в Самарской области, для нужд ГКУ СО "Областной центр по организации отдыха и оздоровления детей Самарской области" (извещение N 0142200001318004722, начальная (максимальная) цена контракта - 25 130 000 ,00 рублей),
в присутствии представителей: от "Медпроект" -"_" (доверенность); отООО "Рекстон Слуховые Аппараты"- "_" (доверенность); от Заказчика -"_" (доверенность); от Уполномоченного органа - "_"(доверенность);
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступилижалобыООО "Медпроект", ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, в том числе ушными вкладышами индивидуального изготовления, лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок - инвалид", проживающих в Самарской области, для нужд ГКУ СО "Областной центр по организации отдыха и оздоровления детей Самарской области" (извещение N 0142200001318004722) (далее - аукцион).
В соответствии с доводами жалобы ООО "Медпроект":
1. Заказчиком неправомерно включены в аукционную документацию излишние требования к товарам, кроме того при описании объекта закупки Заказчик использовал нестандартные показатели.
2. Заказчиком нарушены часть 3 статьи 7, пункт 2 части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе в части отсутствия в плане - графике планируемого срока поставки.
Согласно доводам жалобы ООО "Рекстон Слуховые Аппараты":
1. Заказчиком нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в части несоответствия указания требований, предъявляемых к участникам закупки.
2. Заказчиком допущены нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части установления противоречивой информации в документации закупки.
Ходатайство, указанное в жалобе ООО "Медпроект" об истребовании у Заказчика документального обоснования, основанного на реальной потребности получателей, необходимости установления к цифровым слуховым аппаратам требований не в соответствии с законодательством, ходатайство ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" об истребовании индивидуальных программ реабилитации инвалидовне подлежит удовлетворению, в связи с достаточностью доказательств, представленных Заказчиком, Заявителем для рассмотрения жалобы по существу.
Представителем ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" заявлено ходатайство об объединении рассмотрения жалоб в одном заседании. Указанное ходатайство удовлетворено Комиссией Самарского УФАС России.
Представителями ООО "Медпроект", ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" заявлено ходатайство о получении копий возражений Заказчика, Уполномоченного органа. Копии указанных возражений представителям Заявителей предоставлены.
Просят признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, представленные сторонами материалы, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. ООО "Медпроект" указывает, что Заказчиком неправомерно включены в аукционную документацию излишние требования к товарам, кроме того при описании объекта закупки Заказчик использовал нестандартные показатели.
Вместе с тем, ООО "Медпроект" не указывает конкретный ГОСТ, которому противоречат требования Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией науказанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Аукционная документация содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Заказчик в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что параметры технических, функциональных и качественных характеристик слуховых аппаратов установлены исходя из индивидуальных потребностей получателей слуховых аппаратов.
Использование при оказании услуг по обеспечению слуховыми аппаратами без указанных Заказчиком функций не позволит достичь необходимый реабилитационный эффект для получателей и соответственно приведет к невозможности исполнения в полной мере Заказчиком полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Конкретные технические, функциональные и качественные характеристики слуховых аппаратов устанавливаются заказчиком исходя из индивидуальных особенностей получателей, с учетом наиболее востребованных у инвалидов моделей и модификаций слуховых аппаратов, усовершенствованных с учетом постоянно развивающегося рынка высокотехнологичных технических средств реабилитации, а также с учетом предпочтений данных лиц, сложившихся в процессе длительного использования определенных средств реабилитации. Таким образом, при установлении требований Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им деятельности.
Сам факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а так же ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Проведенный Заказчиком анализ рынка показал, что заявленным техническим характеристиками соответствует несколько моделей слуховых аппаратов различных производителей.
Закон о контрактной системе не содержит норм, которые ограничивают право Заказчика включать в документацию об аукционе значимые для него требования к объекту закупки, а также норм, которые обязывают Заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали всем существующим видам товаров работ, услуг.
Исходя из этого, определять потребность в той или иной услуге является прерогативой Заказчика.
Следует также учесть, что предметом аукциона является оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, а не производство, следовательно, все участники закупки имеют возможность приобрести заявленные в аукционной документации технические средства реабилитации и принять участие в аукционе путем предложения их при оказании услуги.
Представители Заказчика так же пояснили, что прописывая технические характеристики для слуховых аппаратов, Заказчик стремился в своих действиях учесть интересы инвалидов Самарской области в получении необходимых технических средств реабилитации (ТСР) для обеспечения эффективности реабилитационного процесса, данные технические характеристики согласованы также с министерством здравоохранения Самарской области.
В связи с тем, что подбор типа слуховых аппаратов строго индивидуален, а также с целью удовлетворения нужд наибольшего количества инвалидов, имеющих разные анатомические особенности, Заказчиком были установлены подобные требования к слуховым аппаратам. Параметры технических, функциональных и качественных характеристик слуховых аппаратов установлены Заказчиком исходя из индивидуальных потребностей инвалидов Самарской области, а также опыта работы по выдаче инвалидам ТСР - слуховых аппаратов на протяжении нескольких лет.
Разработка ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) осуществляется специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданину.
С 1 января 2010 года в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года N 2103-р Правительство Самарской области в лице министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Министерство) осуществляет федеральные полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, в том числе, в части предоставления инвалидам технических средств реабилитации, входящих в федеральный перечень.
В соответствии с соглашением о взаимодействии при осуществлении части федеральных полномочий от 18.07.2012 министерство здравоохранения Самарской области оказывает содействие Министерству в подготовке технических заданий для размещения заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации на поставку слуховых аппаратов, глазных протезов и голосообразующих аппаратов.
Полученные технические характеристики были использованы Заказчиком (учреждение подведомственное социально-демографической и семейной политики Самарской области) при подготовке аукционной документации.
ООО "Медпроект " производителем слуховых аппаратов, предполагаемых к поставке в рамках заключения государственного контракта по итогам проведения электронного аукциона, не является. Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к товару, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Список технических характеристик и функций, приведенный в ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний", не является исчерпывающим, поскольку в соответствии с пунктом 4.6 данного ГОСТ установлено, что в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным в ГОСТ должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначением слуховых аппаратов.
Обоснование включения данных технических и функциональных характеристик указано Заказчиком в разделе 5 общей части документации.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к товарам, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Таким образом, по вышеуказанному доводу ООО "Медпроект" в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
2. ООО "Медпроект" отмечает, что Заказчиком нарушены часть 3 статьи 7, пункт 2 части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе в части отсутствия в плане - графике планируемого срока поставки.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).
Комиссией Самарского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установлено (согласно сведениям, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупокhttp://zakupki.gov.ru), чтов разделе "Общие сведения позиции" в разделе "Сведения о сроке начала осуществления закупки и сроке окончания исполнения контракта" указано следующее: "Планируемый срок начала осуществления закупки - апрель 2018.Планируемый срок окончания исполнения контракта - декабрь 2018.Информация указана в разделе "Условия закупки" в разделе "Информация о поставке": периодичность поставки товаров (выполнения работ, указания услуг) - по факту оказания услуг".Таким образом, Заказчиком указаны планируемые сроки закупки, периодичностьпоставки товаров.
Кроме того, извещение содержит все необходимые сведения, что позволяет сформировать заявку на участие в закупке.
Жалоба ООО "Медпроект" признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованной в полном объёме.
ООО "Рекстон слуховые аппараты" указывает, что Заказчиком нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в части несоответствия указания требований, предъявляемых к участникам закупки. Заказчиком установлено незаконное требование к участнику закупки о наличии лицензии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихсяобъектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требованияк деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в информационной карте электронного аукциона (пункт 20) Заказчиком не установлено требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии- оториноларингологии, Заказчик не требует у участника закупки предоставления во вторых частях заявки данной лицензии.
Поскольку, в случае привлечения соисполнителя участник может не обладать соответствующей лицензией, предоставление и соответственно контроль их наличия предусмотрены Заказчиком на этапе исполнения контракта, что предусмотрено в пункте 3.5 Проекта государственного контракта. Таким образом, любой поставщик слуховых аппаратов может участвовать в аукционе с последующим привлечением соисполнителя, обладающего соответствующей лицензией для оказания лицензируемых видов услуг.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой, в том числе по делам NNА55-15719/2017, А55-19914/2018.
На основании вышеизложенного, данный довод ООО "Рекстон Слуховые Аппараты" признается необоснованным.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Участнику закупки предлагается составить первую и вторую части заявки на участие в закупке согласно инструкции по составлению заявки и исходя из требований, ограничений и преференций, указанных в информационной карте такой процедуры, а также в извещении о проведении закупки, размещенном в ЕИС.
Перечень документов, которые необходимо представить участнику закупки предусмотрен пунктом 5.7.6 раздела 5.7 общей части документации, Информационной картой, а также Приложением N 1 "Техническое задание".
Согласно разделу 5.7 аукционной документации:5.7.6. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5 и 7 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено информационной картой электронного аукциона. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
Документацией закупки не установлены ограничения, запреты и преимущества, тем самым предоставление указанные документов не требуется. Таким образом, указанный довод Заявителя признается необоснованным.
Установлено, что запросов разъяснений положений аукционной документации в адрес Заказчика не поступало.
Жалоба ООО "Рекстон слуховые аппараты" признается Комиссией Самарского УФАС России необоснованной в полном объеме.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобыООО "Медпроект", ООО "Рекстон слуховые аппараты"необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии: "_"
Члены комиссии: "_."
"_."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 17 мая 2018 г. N 532-12907-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2018