Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "Дорожник 4" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии администрации Кунгурского муниципального района (далее - Аукционная комиссия), Управления развития инфраструктуры Кунгурского муниципального района (далее - Заказчик)при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги по ул. Центральная д. Поповка (изв. N 0156300057718000021) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300057718000021администрацией Кунгурского муниципального района (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на ремонт автомобильной дороги по ул. Центральная д. Поповка.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.04.2018 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта -6 321 150,47 руб.;
4) на участие в Аукционе поступило 4 заявки;
Согласно протоколу рассмотрения заявокот 03.05.2018 г. заявка ООО "Дорожник 4" (номер заявки1) признана не соответствующей требованиям аукционной документации в связи с предоставлением недостоверной информации в п.2 заявки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп."б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в п.1 Раздела 7информационной карты аукционной документации установлены требования, аналогичные обозначенным.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч.3 ст.67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В пп.6 п.3Раздела 7 информационной карты аукционной документации установлено, что показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работ, должны соответствовать показателям, установленным в п.8 Главы III "Техническое задание"(далее - Техническое задание, ТЗ).
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционеследовало указать помимо согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Техническом задании.
Так, в п.2 ТЗ указано, что фракции щебня должны быть от 5 до 10 - св.15 до 20 мм, прерывистый зерновой состав минеральной части смеси должен быть следующим: размер зерен не более: 20 мм - 90-100 % по массе, 15 мм - 80-100 % по массе, 10 мм - 70-100 % по массе, 5 мм - 50-60 % по массе, полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня (смеси всех фракций) при диаметрах отверстий контрольных сит, мм должна быть следующими: d - 90-100% по массе 0.5 (d+D) - 30-60% по массе D - 0-10% по массе 1.25D - 0-0,5% по массе.
В п.2 заявки Заявителя указано, что фракции щебня будут от 5 до 10, св.10 до 15 мм, св.15 до 20 мм, прерывистый зерновой состав минеральной части смеси будет следующим: размер зерен не более: 20 мм - 100 % по массе, 15 мм -87,2 % по массе, 10 мм -77,5 % по массе, 5 мм - 55 % по массе, полные остатки на контрольныхситах при рассеве щебня (смеси всех фракций) при диаметрах отверстий контрольных сит, мм будут следующими: d - 100% по массе 0.5 (d+D) - 50% по массе D - 0% по массе 1.25D - 0% по массе.
В соответствии с п. 4.1.20 ГОСТ 9128-2013 щебень из плотных горных пород, входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267.
В соответствии с п.4.2.2 ГОСТ 8267-93 полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня и гравия фракций от 5 (3) до 10 мм, св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм, св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм, св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм должны соответствовать указанным в таблице 1, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.
Диаметр отверстия контрольного сита 0.5(d+D) в данном случае (для смеси фракций от 5 до 20 мм) равен 12,5 мм (0.5(5+20)=12,5). Поскольку в минеральной части зерен не более 5 мм 55%, соответственно, щебня (зерен крупнее 5 мм) в минеральной части 45% (в соответствии с п.3 ГОСТ 8267-93 щебень - неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм), при этом щебня крупнее 15 мм (полный остаток на сите 15 мм) в составе минеральной части 12,8 %, щебня крупнее 10 мм (полныйостаток на сите 10 мм) в составе минеральной части 22,5 %. Следовательно, полный остаток зерен щебня на сите 10 мм составляет 50% от общей массы щебня (22,5/45 х 100% = 10), при этом в заявке указано, что полный остаток на сите 12,5 мм (полный остаток на контрольном сите 0.5(d+D)) также равен 50 %, следовательно, полные остатки на ситах 10 мм и 12,5 мм совпадают, что свидетельствует о том, что в щебне отсутствуют зерна размером от 10 до 12,5 мм.
В соответствии со значениями указанными в п.2 заявки Заявителя, одна из используемых фракций щебня - св.10 до 15 мм, при этом, на основании указанного выше, в этой фракции отсутствуют зерна св.10 до 12,5 мм. Указанное означает, что полный остаток на сите 0.5(d+D) щебня фракции св.10 до 15 мм равен 100% по массе.
Согласно таблице 1 ГОСТ 8267-93 полный остаток на сите 0.5(d+D) должен быть от 30 до 60 % по массе, при этом, в соответствии со значениями, указанными в п.2 заявки Заявителя, значение такого показателя для щебня фракции св.10 до 15 мм составляет 100 % по массе, что свидетельствует о предоставлении Заявителем недостоверной информации.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Аукционной комиссии нарушений Закона о закупках не имеется. Доказательств обратного не представлено.
В соответствии с ч.4 ст.105 Закона о закупках обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В силу ч.4 ст.105 Закона о закупках, с учетом даты и времени окончания срока подачи заявок (28.04.2018 г. 16:00 ч.), доводы жалобы на положения аукционной документации не подлежат рассмотрению.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия установила, что в пунктах 1-4 ТЗ установлены показатели, конкретные значения которых невозможно представить в составе первой части заявки.
Так, например, в пунктах 1-5 ТЗ установлены требования к следующим показателям: количество песка в составе смеси;частный остаток природного песка; частный остаток песка из отсевов дробления; содержание в песке зерен крупностью св. 5 мм, св. 10 мм; полный остаток на ситахс размерами отверстий, мм80, 40, 20, 10, 5, 2,5, 0,63, 0,16, 0,05;зерновой состав минеральной части смеси: размер зерен не более: 40 мм, 20 мм, 15 мм, 10 мм, 5 мм, 2,5 мм, 1,25 мм, 0,63 мм, 0,315 мм, 0,16 мм, 0,071 мм; количество щебня в смеси; полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня (смеси всех фракций) при диаметрах отверстий контрольных сит, мм: - d, - 0.5(d+D), - D, - 1.25D; зерновой состав: мельче 1,25 мм, мельче 0,315 мм, мельче 0,071 мм; содержание битума в смеси; количество сучков; трещины; удельный коэффициент световозвращения, коэффициенты яркости бета.
Несмотря на то, что Комиссией было представлено дополнительное время, Заказчиком, документов, подтверждающих обратное, в материалы жалобы не представлено.
Следовательно, конкретные значения спорных показателей невозможно представить в составе первой части заявки.
Таким образом, с учетом того, что в составе первой части заявки необходимо представить исключительно конкретные значения показателей, без возможности указания диапазонных значений показателей, которые не известны и не могут быть известны участнику закупки, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика, в данной части имеется нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках. Иного не доказано.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дорожник 4" на действия Аукционной комиссиипри проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги по ул. Центральная д. Поповка (изв. N 0156300057718000021)необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Дорожник 4" на действия Заказчикапри проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги по ул. Центральная д. Поповка (изв. N 0156300057718000021)в части положений аукционной документации, не подлежащей рассмотрению.
3. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки, нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
4. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчикак административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2018