Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту объектов озеленения общего пользования (сквер Авиаторов) на территории Свердловского района города Перми (изв. N 0156300008718000095),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300008718000095 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на выполнение работ по текущему ремонту объектов озеленения общего пользования (сквер Авиаторов) на территории Свердловского района города Перми.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно п. 3.3 проекта контракта оплата за фактически выполненные Подрядчиком работы осуществляется Заказчиком по безналичному расчету в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ и предоставления Подрядчиком справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) и счет-фактуры.
Акт о приемке выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) предоставляются Заказчику в 2-х экземплярах, счета-фактуры - в 1-ом экземпляре.
Заявитель полагает, что Заказчиком, уполномоченным органом неправомерно установлено требование о предоставлении подрядчиком счета-фактуры. Представитель Уполномоченного органа пояснил, что данное требование установлено в связи с применением участниками закупки различных систем налогообложения.
Как следствие, нарушений в действиях Заказчика, Уполномоченного органа в данной части Комиссия не усматривает.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о закупках исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В силу ч. 27 ст. 34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п. 12.1 проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на 1 (один) месяц.
Пунктом 12.4 проекта контракта установлено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения Контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, возвращаются поставщику (подрядчику, исполнителю) Заказчиком в течение 15 (пятнадцати) банковских дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования поставщика (подрядчика, исполнителя) по истечении срока действия данного обеспечения при условии надлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех его обязательств по Контракту, а также всех обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по возмещению убытков и уплате неустоек (штрафов, пеней), которые возникли из юридических фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по Контракту. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в этом письменном требовании.
Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены разные сроки действия обеспечения контракта. Вместе с тем, Комиссия отмечает, правовое регулирование срока действия банковской гарантии и срока возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, отличается. Комиссия, в свою очередь, признает установленные Заказчиком, Уполномоченным органом спорные сроки отвечающими требованиям Закона о закупках.
Как следствие, нарушений требований Закона о закупках Комиссия в действиях Заказчика, Уполномоченного органа в данной части не усматривает.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона о закупках 1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Проектом контракта предусмотрено следующее:
2.1. Срок выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта по 31 июля 2018 года, в т.ч. работы по ликвидации деревьев, корчевке пней, посадке деревьев и кустарников произвести с момента заключения контракта по 10 июня 2018 года; работы по ремонту дорожек, детской игровой площадки, ремонту ограждений, установке малых архитектурных форм (далее -МАФ), ремонту цветников, газонов - с момента заключения контракта по 31 июля 2018 года.
3.3. Оплата за фактически выполненные Подрядчиком работы осуществляется Заказчиком по безналичному расчету в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ и предоставления Подрядчиком справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) и счет-фактуры.
3.4. Заказчик производит приемку выполненных работ на соответствие сроков, объема и качества работ требованиям, установленным настоящим контрактом.
Приемка работ осуществляется приемочной комиссией, созданной Заказчиком, в течение 3-х рабочих дней с момента получения Заказчиком письменного уведомления Подрядчика о готовности к сдаче выполненных работ, по итогам проведенной экспертизы.
Таким образом, совокупность изложенного свидетельствует о том, что участник закупки способен самостоятельно определить срок действия контракта в целях получения обеспечения исполнения обязательств по контракту в виде банковской гарантии.
Комиссия также отмечает, что в Законе о закупках не содержится требование об обязательном указании в проекте контракта срока действия контракта. Кроме того, участник закупки вправе оформить банковскую гарантию на срок больший, чем указанный в ч. 3 ст. 96 Закона о закупках.
Следовательно, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требований Закон о закупках в данной части не имеется.
4. В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках обозначено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заявитель полагает, что Заказчик в поз. 3, 10 Приложения N 1 к документации об аукционе в электронной форме установил не соответствующую ГОСТ 8267-93 фракцию щебня, а именно: фракция 20-40 мм.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с инструкцией по заполнению заявки в случае если объектом закупки является выполнение работ или оказание услуг, для выполнения (оказания) которых используется товар, заявка на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (Раздел 1 Приложения N 1.1 к документации об аукционе) (далее - ТЗ).
28.04.2018 г. в аукционную документацию внесены изменения, согласно которым Приложение N 1.1 к документации об аукционе размещено в новой редакции.
Так, согласно поз. 2 ТЗ, при выполнении работ будет использоваться щебень для оснований дорожек и площадок ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" с фракцией: св. 20 до 40. Данное требование отвечает положениям установленного государственного стандарта.
Таким образом, нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика, Уполномоченного органа в данной части не может быть установлено.
5. Заявитель полагает, что Заказчик в поз. 19, 59 Приложения N 1 к документации об аукционе в электронной форме установил не соответствующие ГОСТ 26633-2015 наименование и значение показателя бетона тяжелого, а именно: класс В15 (М200).
Вместе с тем, по аналогии с предыдущим доводом жалобы Заказчиком в поз. 4 ТЗ установлено наименование и значение показателя, соответствующее требованиям ГОСТ 26633-2015, а именно: класс бетона по прочности на сжатие не ниже В15.
Как следствие, Комиссия признает данный довод не подлежащим удовлетворению.
6. Согласно поз. 4 Приложения N 1 к документации об аукционе в электронной форме Заказчиком, Уполномоченным органом установлены следующие требования к скамье парковой "Радиус". Сиденье: брус из хвойных пород древесины - сосна или ель, обработанный огнебиозащитной пропиткой и тонировочным составом с антисептиком, стойкий к атмосферным осадкам, перепадам температур и образованию плесени. Опоры: металлические, покрыты атмосферостойкой эмалью, устойчивой к изменению температуры от -50 до +60 градусов, стойкой к сколам и прочим повреждениям или оцинкованные.
Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены единицы измерения температуры, т.к. согласно ГОСТ 8.417-2002 единицей измерения температуры является градус Цельсия - "оС".
Однако, Комиссия отмечает, что данные сведения не подлежат указанию участником закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе. Как следствие, права и законные интересы общества не могут быть нарушены указанными действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Строй лес" не направлялись, что свидетельствует о том, что участнику закупки были понятны требования, изложенные в документации о закупке.
Более того, подача жалобы посредством электронной почты 14.05.2018 г. в 19:30, с учетом того, что срок окончания подачи заявок на участи в закупке - 15.05.2018 г. в 09:00, по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
На участие в аукционе в электронной форме подано 17 заявок. Все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации. Процент снижения НМЦК составил 22,51%.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Строй лес" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту объектов озеленения общего пользования (сквер Авиаторов) на территории Свердловского района города Перми (изв. N 0156300008718000095) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2018