Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РосФарм" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" (далее -Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для центрального стерилизационного отделения (упаковка) (изв. N0356200032118000027),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200032118000027 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения для центрального стерилизационного отделения (упаковка).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие требования к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, с учетом письменных пояснений представителя Заказчика, представленных в материалы жалобы, Комиссия в данном конкретном случае не находит оснований для удовлетворения требования Заявителя по следующим основаниям.
Требования к объекту закупки установлены Заказчиком в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта" (далее - ТЗ).
Так, в пунктах 5, 7-8, 10-15, 17, 19, 20, 22, 25-27, 31, 41-44 ТЗ Заказчиком установлены требования к рулонам упаковочным плоским, рулонам стерилизационным плоским, рулонам стерилизационным со складкой, рулонам упаковочным со складкой, в том числе требование о том, что на рулонах в зоне боковых швов должны быть нанесены обозначения даты окончания срока годности и/или даты производства.
По мнению Заявителя данному требованию соответствует товар единственного производителя DGM.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в поставке изделий медицинского назначения для центрального стерилизационного отделения (упаковка).
Как следует из письменных пояснений представителя Заказчика, оспариваемые рулоны закупаются для стерилизации инструментов, предназначенных для специфических и экстренных вмешательств, в связи с чем стерилизационные укладки формируются заранее и на длительный срок.
В связи с этим возникает проблема контроля срока годности пакетов с простерилизованными инструментами. То есть если на самих стерилизационных пакетах (изготовленных из рулонного материала) не нанесена дата изготовления и/или дата окончания срока годности упаковочного материала возникает риск нарушить срок годности самого упаковочного материала. Это, в свою очередь, может приводить к контаминации инструментов и заражению пациентов.
Комиссия также отмечает, что Заказчиком в спорных пунктах технического задания не установлено требование о соответствии товара требованиям каких-либо ГОСТ.
В материалы жалобы представителем Заказчика также предоставлены документы, подтверждающие соответствие установленному требованию товаров как минимум трех производителей, а именно: материалы упаковочные "Стериклин" производства "Ферайнигте Папирваренфабрикен Гмбх", (Германия), материалы упаковочные производства "Амкор флексибль спс", Франция, а также стерилизационный материал "DGM Steriguard" производства "ДГМ Фарма-Аппарате Хандель АГ", Швейцария, указанный Заявителем в жалобе.
Кроме того, изучив поступившие заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия отмечает, что участники в спорных пунктах ТЗ предлагают к поставке товары марок "Стериклин" производства "Ферайнигте Папирваренфабрикен Гмбх", (Германия) и "DGM Steriguard" производства "ДГМ Фарма-Аппарате Хандель АГ", Швейцария.
Комиссия также принимает во внимание, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.05.2018 г. на участие в закупке поступило три заявки, все из которых признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Общество осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и отсутствие товара, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации о закупке, не зависит, и соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
ООО "Росфарм" не является производителем испрашиваемого товара, а выступает как поставщик-продавец, приобретающий товары для покупателя, и не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе, с характеристиками товара, соответствующими требованиям Заказчика. Доказательств того, что Общество не может приобрести испрашиваемый товар не представлено.
Исходя из совокупности изложенного, нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не может быть установлено.
Иного представителем Заявителя не доказано, доказательств обратного материалы жалобы не содержат.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Росфарм" на действия ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для центрального стерилизационного отделения (упаковка) (изв. N0356200032118000027) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2018