Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЛИДЕР2017" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Емельяновская районная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку средств дезинфекционных (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 14.05.2018 поступила жалоба ООО "ЛИДЕР2017" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200068018000053.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшихся 18.05.2018 в 15 часов 10 минут (время местное), после окончания объявленного перерыва 21.05.2018 в 16 часов 00 минут (время местное), присутствовали:
- представитель подателя жалобы Тимошенко Д.В. (доверенность б/н от 05.07.2017, удостоверение личности);
- представители заказчика Какаулина П.С. (доверенность б/н от 14.05.2018, удостоверение личности), Болсуновский Н.М. (доверенность б/н от 14.05.2018, удостоверение личности);
- заинтересованное лицо - ИП Биль М.Н. (свидетельство регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки по позициям NN 2, 3 и 5, в отношении которых заказчиком установлены показатели дезинфицирующих средств таким образом, что они влекут ограничение количества участников закупки. Податель жалобы отмечает, что характеристикам дезинфицирующего средства по позиции N2 описания объекта закупки точно соответствует средство "Аживика салфетки" (производство ООО "ЗетТекнолоджи"), характеристикам дезинфицирующего средства по позиции N3 описания объекта закупки точно соответствует средство "Медоника (кожный антисептик)" (производство ОАО "Производственное объединение "ТОС"), характеристикам дезинфицирующего средства по позиции N5 описания объекта закупки точно соответствует средство "Гранд для дезинфекции и ПСО" (производство НПЦ "Биохим-Трейд"), что препятствует участникам закупки предложить эквивалентные дезинфицирующие средства.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, в которых заказчик сообщил о том, что обжалуемые положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку при подготовке аукционной документации заказчик руководствовался своей потребностью. Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, поставить товар, соответствующий требованиям описания объекта закупки, может любое лицо. По мнению заказчика, требованиям технического задания по позициям NN 3, 5 соответствуют дезинфицирующие средства нескольких производителей: по позиции N3 - "Медоника (кожный антисептик)" (производство ОАО "Производственное объединение "ТОС") и "Химитек Свежесть" (производство НПФ "Химитек"); по позиции N 5 - "Гранд для дезинфекции и ПСО" (производство НПЦ "Биохим-Трейд") и "Дельсан-Дез" (производство ОАО "Аромат"). При формировании требований к средству по позиции N2 описания объекта закупки заказчик руководствовался потребностью в профилактике кожного дерматита у медицинского персонала заказчика.
В ходе рассмотрения Комиссией жалобы по существу ИП Биль М.Н. в устном порядке возражала в отношении доводов, заявленных подателем жалобы, ходатайствовала о признании жалобы необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку средств дезинфекционных (извещение о проведении электронного аукциона от 07.05.2018 N0319200068018000053).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктами 1.8 и 2.4 раздела "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации определено, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, являющихся объектом закупки, изложены заказчиком в Приложении N2 к указанному разделу аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
Заказчиком в Описании объекта закупки были определены при необходимости следующие характеристики объекта закупки:
N |
Наименование товара |
Характеристика товара |
Ед.изм |
Количество |
2 |
Дезинфицирующее средство |
Влажные бесспиртовые салфетки из нетканого материала готовые к применению, однократного применения, должны быть пропитаны дезинфицирующим средством в герметичной упаковке. Пропиточный состав должен содержать в качестве действующих веществ полигексаметиленбигуанида гидрохлорид не менее 0,5%, 2-феноксиэтанол не менее 2,0%, а также функциональные добавки, увлажняющие и ухаживающие за кожей компоненты. рН пропиточного состава салфетки - 6,0-7,7. Не должен содержать спирта. Дезинфицирующие салфетки должны обладать антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (включая туберкулез - тестировано на микобактерии terrae при обработке поверхностей), грибов рода Кандида, Трихофитон, (вирусов (острые респираторные вирусные инфекции, грипп, в том числе H1N1 и H5N1, герпес, гепатиты всех видов, включая гепатиты А, В и С, ВИЧ-инфекция, аденовирус). Должны быть предназначены для дезинфекции: небольших поверхностей в помещениях, поверхностей медицинских приборов и оборудования, для предварительной очистки наружных поверхностей эндоскопов и шлангов эндоскопов от биологических загрязнений и т.п.), предметов ухода за больными из гладких материалов; для гигиенической обработки рук медицинского персонала; частичной обработки кожных покровов (тело, стопы ног). В упаковке не менее 120 штук. Срок годности не менее 5 лет со дня изготовления при условии хранения в невскрытой упаковке производителя, после вскрытия упаковки - не менее 6 месяцев. |
Упак. |
10 |
3 |
Дезинфицирующее средство |
Дезинфицирующее жидкое мыло (кожный антисептик) - готовое к применению дезинфицирующее средство. Состав должен быть: средство должно содержать в качестве действующих веществ полимерное производное гуанидина, не менее 1%, четвертичные аммонийные соединения, не менее 0,5%, а также функциональные добавки, увлажняющие и ухаживающие за кожей компоненты. pH - 5,5-7,5, мыло не должно оказывать раздражающего действия на кожу, обладать протвовоспалительным действием. Средство не должно содержать в качестве действующих веществ производных фенола (триклозана, феноксиэтанола), алкиламинов, органических биоцидных кислот. Антимикробная активность: средство должно обладать антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (кроме микобактерий туберкулеза) и фунгицидной активностью в отношении грибов рода Кандида и дерматофитов. Токсичность: по параметрам острой токсичности средство при введении в желудок, нанесении на кожу, а также по степени ингаляционной опасности должно относиться к не менее 4 классу мало опасных веществ. Назначение и режимы прменения: - для мытья и гигиенической обработки рук (проводится однократная обработка) в ЛПУ, работников детских дошкольных и школьных учреждений, санаториев, домов отдыха, пансионатов, учреждений соцобеспечения (дома престарелых, инвалидов, хосписы и т.п.), работников парфюмерно-косметических предприятий (в том числе парикмахерских, косметических салонов и т.п.), работников пищевых предприятий, общественного питания, предприятий продовольственной торговли и т.д.: Не более 3 мл средства должно наносится на влажные кисти рук и образовавшейся пеной обрабатывают руки в течение 1 минуты, затем пену хорошо смывают водой. - санитарная обработка кожных покровов (в т.ч. тело, ноги, стопы ног и пр.): нужное количество средства наносят на влажную мочалку и образовавшейся пеной обрабатывают кожу в течение 1 мин., предотвращая попадание средства в глаза, затем пену хорошо смывают водой. Срок годности средства - не менее 5 лет. Форма выпуска: фасовка не менее 1 литра |
шт |
100 |
5 |
Дезинфицирующее средство в виде концентрата |
Дезинфицирующее средство должно быть в виде концентрата. Содержащее в качестве активной основы третичные амины 6,4-8,0%, изопропиловый спирт. Средство не должно содержать гуанидины, альдегиды, перекисные соединения, кислоты, хлор. рН 1% водного раствора в пределах 8,7-11,7. Средство должно обладать антимикробной активностью в отношении бактерий (включая микобактерии туберкулеза), вирусов, грибов рода Кандида и Трихофитон, плесени, возбудителей внутрибольничных инфекций, обладает спороцидной активностью. Средство обладает утвержденными режимами: - Дезинфекции поверхностей в отношении бактерий, при этом средство обязательно должно иметь режим применения с экспозицией, лежащей в интервале от 60 минут до 90 минут, а рабочий раствор в режиме, с экспозицией, удовлетворяющей указанным условиям (60 минут - 90 минут), должен содержать не более 0,0075% аминов; - Дезинфекции поверхностей в отношении вирусов, при этом средство обязательно должно иметь режим применения с экспозицией, лежащей в интервале от 40 минут до 70 минут, а рабочий раствор в режиме, с экспозицией, удовлетворяющей указанным условиям (40 минут - 70 минут), должен содержать не более 0,075% аминов; - ПСО, при этом средство обязательно должно иметь режим применения с экспозицией, лежащей в интервале от 10 минут до 20 минут, а рабочий раствор в режиме, с экспозицией, удовлетворяющей указанным условиям (10 минут - 20 минут), должен содержать не более 0,0375% аминов. Обязательно наличие режима дезинфекции поверхности пищевых яиц: выход рабочего раствора из одного литра средства для дезинфекции пищевых яиц составляет не менее 100л при времени экспозиции не более 10 мин. при температуре рабочего раствора не более 22 °С. Форма выпуска: флакон объемом не менее 1 л. |
шт |
100 |
Знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименований мест происхождения указанных товаров или наименований их производителей в Описании объекта закупки не было указано, что соответствует требованиям части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Однако пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе прямо предусмотрен запрет на отражение в описании объекта закупки требований к товару, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, при условии того, что участники закупки вправе предложить к поставке товары, эквивалентные заявленным в описании объекта закупки характеристикам, и при этом предлагаемые ими товары по существу будут являться равноценными.
Кроме того, системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
На основании документов, представленных подателем жалобы (скриншотов, выполненных из реестра дезинфицирующих средств, инструкций по применению дезинфицирующих средств "Аживика салфетки", "Медоника (кожный антисептик)", "Гранд для дезинфекции и ПСО"), Комиссией было установлено, что технические, функциональные, качественные характеристики вышепоименованных товаров, указанные в документации об электронном аукционе (позиции NN 2, 3, 5 Описания объекта закупки), соответствуют дезинфицирующим средствам "Аживика салфетки", "Медоника (кожный антисептик)", "Гранд для дезинфекции и ПСО" производства ООО "ЗетТекнолоджи", ОАО "ПО "ТОС", НПЦ "Биохим-Трейд" соответственно.
Ссылки заказчика на технические, функциональные, качественные характеристики дезинфицирующих средств "Химитек Свежесть" (производство НПФ "Химитек"), "Дельсан-Дез" (производство ОАО "Аромат") не подлежат признанию Комиссией в качестве состоятельных, поскольку, во-первых, средство "Химитек Свежесть" (производство НПФ "Химитек") не подлежит признанию эквивалентным по отношению к товару, описанному заказчиком в позиции N3 Описания объекта закупки, вследствие различий срока годности (срок годности средства "Химитек Свежесть" 2 года), во-вторых, средство "Дельсан-Дез" (производство ОАО "Аромат") не подлежит признанию эквивалентным по отношению к товару, описанному заказчиком в позиции N5 Описания объекта закупки, вследствие различий в режимах применения (средство "Дельсан-Дез" не предназначено для дезинфекции поверхности пищевых яиц).
Иных доказательств того обстоятельства, что характеристикам товаров, необходимых к поставке заказчику согласно позициям NN 3, 5 Описания объекта закупки, соответствуют такие товары иных производителей наряду с продукцией, производимой ОАО "ПО "ТОС", НПЦ "Биохим-Трейд", к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу со стороны заказчика представлено не было, Комиссией такие доказательства также не были установлены.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из системного толкования указанной нормы и положений статьи 33 Закона о контрактной системе, статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что при определении условий проведения закупки, в том числе при формировании предмета закупки, заказчик обязан установить такие условия, которые бы обеспечивали возможность конкуренции между участниками закупки на соответствующем товарном рынке.
Кроме того, в адрес Красноярского УФАС России при проведении внеплановой проверки и рассмотрении жалобы не представлено доказательств того, что при проведении рассматриваемой закупки заказчиком обеспечена конкуренция между участниками закупки в части поставки эквивалентных средств по позициям NN 3, 5 Описания объекта закупки.
Следовательно, заказчиком не были исполнены требования вышеуказанных положений законодательства, поскольку описание объекта закупки в части позиций NN 3, 5 содержит в себе требования, влекущие ограничение количества участников закупки, поскольку такие требования ограничивают возможность участия в электронном аукционе тем хозяйствующим субъектам, которые являются поставщиками дезинфицирующих средств иных производителей. Таким образом, действия заказчика совершены с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также Комиссией было принято во внимание обстоятельство того, что согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.05.2018 N0319200068018000053-1 на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям аукционной документации.
В отношении довода подателя жалобы о несоответствии требованиям Закона о контрактной системе действия заказчика в части формирования им требований к дезинфицирующему средству, указанному в позиции N2 Описания объекта закупки, Комиссия сообщает следующее.
Согласно письменным пояснениям заказчика, поставка по позиции N2 Описания объекта закупки влажных бесспиртовых салфеток, пропитанных дезинфицирующим средством, состоящим из комплекса действующих веществ, таких как полигексаметиленбигуанида гидрохлорид не менее 0,5%, 2-феноксиэтанол не менее 2,0%, а также функциональных добавок, увлажняющих и ухаживающих за кожей, таких как Д-Пантенол, обусловлена фактической потребностью заказчика в обеспечении профилактики кожного дерматита у медицинского персонала заказчика. Благодаря вышеуказанной особой формуле, указанное средство позволяет не только дезинфицировать кожные покровы и необходимые поверхности, не нарушая гидролипидного баланса кожи, но и ежедневно ухаживать за ней. Средство "Аживика салфетки" проходило апробацию у персонала заказчика с кожным дерматитом, по результатам которой не было выявлено каких-либо побочных эффектов у персонала, который склонен к проявлению кожного дерматита.
Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Учитывая вышеизложенное, обжалуемые подателем жалобы действия заказчика по формированию им требований к дезинфицирующему средству, указанному в позиции N2 Описания объекта закупки, которым соответствует только средство "Аживика салфетки", само по себе не может рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку, во-первых, такие действия корреспондируют целям эффективного использования источников финансирования, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупки, во-вторых, такие действия обусловлены фактической необходимостью обеспечения профилактики кожного дерматита у медицинского персонала заказчика. При этом в ходе проведения заседаний Комиссии по рассмотрению жалобы по существу подателем жалобы не было представлено доказательств того, что потребность заказчика в поставке влажных бесспиртовых салфеток, пропитанных дезинфицирующим средством, состоящим из комплекса действующих веществ, таких как полигексаметиленбигуанида гидрохлорид не менее 0,5%, 2-феноксиэтанол не менее 2,0%, а также функциональных добавок, увлажняющих и ухаживающих за кожей, таких как Д-Пантенол, возможно обеспечить путем поставки иных дезинфицирующих средств.
Таким образом, в отсутствие доказательств обратного Комиссия пришла к выводу о том, что характеристики дезинфицирующего средства, указанного в позиции N2 Описания объекта закупки, были определены с учетом вышеуказанных особенностей, необходимых и имеющих значимость для заказчика в целях обеспечения профилактики кожного дерматита у медицинского персонала заказчика. В связи с чем в рассматриваемой части действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в свою очередь в рассматриваемой части довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ЛИДЕР2017" обоснованной в части составления описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ООО "ЛИДЕР2017" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.М. Хоменко |
|
Е.А. Шмыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 мая 2018 г. N 618
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2018