Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - старший государственный инспектор А.В. Меньшикова, главный специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СМУ 12" на действия заказчика - МКУ "Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Администрации города Ачинска (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству территории, прилегающей к железнодорожному вокзалу города Ачинска", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300000118000337, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СМУ 12" на действия заказчика, уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству территории, прилегающей к железнодорожному вокзалу города Ачинска" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы 18.05.2018 присутствовали представители заказчика Кузнецова В.Н. (доверенность б/н от 16.05.2018) и Коснырева М.В. (доверенность N11-05-2042/1 от 27.10.2017).
Уполномоченный орган, ООО "СМУ 12", уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направили. В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения уполномоченного органа.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе. Документация электронного аукциона не содержит показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы и представили письменные пояснения.
На основании необходимости получения первых частей заявок участников закупки от оператора электронной площадки, проведения внеплановой проверки, Комиссией было принято решение об объявлении перерыва до 21.05.2018 до 15 часов 30 минут (время местное) в рассмотрении жалобы.
После окончания объявленного перерыва, явку своих представителей заказчик, уполномоченный орган и ООО "СМУ 12" не обеспечили. В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, а также заявки все участников электронного аукциона от оператора электронной площадки.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В соответствии с части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При анализе аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что согласно пункту 1.3. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" Раздела 1 содержит аналогичные части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к первой части заявки. При этом пункт 1.3. Раздела 1 заказчик указывает, что первая часть заявки участника закупки должна содержать показатели функционально-технических характеристик товара, предполагаемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При заполнении предложения, участник закупки должен указать в нем "конкретные показатели", то есть показатели, не допускающие двойного толкования их значений и однозначно дающие возможность определить какими конкретными функционально-техническими характеристиками будет обладать товар.
Пункт "Уточненные требования к содержанию первой части заявки" информационной карты аукционной документации содержит следующие положения: "На основании ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Пунктом 1.2. аукционной документации предусмотрено, что наименование и описание объекта закупки и требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки указаны в Информационной карте и (или) Техническом задании документации об электронном аукционе.
В пункте "Объем поставляемых товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ" информационной карты документации электронного аукциона установлено, что объем выполняемых работ представлен в "Техническом задании" (Раздел N 3 документации об электронном аукционе).
Согласно пункту "Требования к качеству, функциональным, техническим характеристикам объекта закупки" информационной карты аукционной документации указано, что работы выполняются в соответствии с ведомостью объемов работ, представленной в "Техническом задании" (Раздел N 3 документации об электронном аукционе) и проектной документацией (приложение к документации об электронном аукционе).
Согласно письму ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.
При этом положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что "Техническое задание" (Раздел N 3 документации об электронном аукционе) является той частью документации, в соответствии с которой необходимо выполнить работы, а не той частью документации, в соответствии с которой необходимо заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
Таким образом, документация электронного аукциона не содержит показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, в связи с чем участники закупки не имеют возможности представить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, что не подлежит признанию надлежащим исполнением требований части 2 статьи 33, пункта 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, проведя анализ заявок, поданных на участие в электронном аукционе, Комиссией не установлено единообразного подхода при заполнении таких заявок, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что участниками по-разному восприняты положения документации.
Комиссия отмечает, что в случае если заказчику необходимо выполнить работы в соответствии с ведомостью объемов работ, представленной в "Техническом задании" (Раздел N 3 документации об электронном аукционе) и проектной документацией (приложение к документации об электронном аукционе), то участникам достаточно дать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в соответствии пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В случае если заказчику необходимо, помимо согласия, оценить в заявках показатели товаров, предлагаемых участниками закупки, то заказчику необходимо определить раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором будут содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки будут делать предложения в своих заявках.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "СМУ 12" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 34, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.В. Меньшикова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 мая 2018 г. N 620
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2018