Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - главный специалист-эксперт Е.М. Хоменко, главный специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ПромСтройМонтаж" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление Благоустройства поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог по улицам поселка Емельяново", на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319300353918000016, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ПромСтройМонтаж" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог по улицам поселка Емельяново" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовал представитель заказчика Галоян К.Р. (доверенность б/н от 10.05.2018);
ООО "ПромСтройМонтаж", уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направило.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, поскольку в аукционной документации в отношении следующих материалов: битумы нефтяные строительные, щебень установлены излишние требования к показателям товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, и необходимых к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе, значения которых относятся к их химическому составу и (или) компонентному составу, становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения о том, что обжалуемые положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, основаны на фактической потребности заказчика.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог по улицам поселка Емельяново (извещение о проведении электронного аукциона N0319300353918000016).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в приложении N 1 "Описание объекта закупки" аукционной документации, в котором в том числе заказчиком была сформирована таблица, содержащая наименования и максимальные и (или) минимальные, неизменные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика, предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров.
В содержании указанной таблицы Приложения N 1 к аукционной документации Комиссией были установлены следующие требования к используемым при выполнении работ товарам, оспариваемые подателем жалобы:
N пп |
Наименование и Требуемые характеристики товаров и материалов |
|
4 |
Битумы нефтяные строительные марки |
Глубина проникания иглы при 25 °C, 0,1 мм в диапазоне не уже от 5 до 60. Температура размягчения по кольцу и шару, ° должен быть в диапазоне не уже 50-105. Растворимость, %, |
21 |
Щебень |
- Полные остатки на контрольных круглых ситах: Dнаим по массе, %, в диапазоне от 90 до 100 |
Исходя из требований к составу и содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, участникам закупки надлежало представить, в том числе, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, с учетом положений инструкции по заполнению такой заявки, изложенной в пункте 17 аукционной документации, в том числе, следующих имеющих значение положений такой инструкции:
" <_> В случае указание в документации на диапазон сопровождающийся словами "в диапазоне не уже от _ до_", то участнику необходимо указать диапазонное (парное) значение показателя в границах, не превышающих минимальное и максимальное значения, указанные Заказчиком, согласно нормативным документам (ГОСТ, технических регламентов, стандартов).
<> Показатели, сопровождающиеся знаками "
", "
", являются показателями, имеющими диапазонное значение (которое не может изменяться), и при составлении заявки указываются в неизменном виде, с указанием соответствующих знаков. Показатели, сопровождающиеся словами "в диапазоне", "фракция", "номинальный диаметр", являются диапазонными и при указании в заявке должны быть указаны парным значением, соответствующим заявленному заказчиком диапазону, в неизменном виде, указанные в сочетании сопровождающих парных слов (предлогов) ("не менее ... не более..", , "от _ до _", и иных знаков описанных инструкцией). <_>".
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что, исходя из способа изложения требований к товарам, в случае сопровождения показателей вышеуказанных характеристик щебня и битума словами "в диапазоне не уже от до
", "в диапазоне", знаком "
" участникам закупки при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо было указать диапазонные значения указанных показателей в пределах значений, не превышающих минимальные и (или) максимальные значения, указанные заказчиком, согласно нормативным документам. Указанные способы изложения требований к товарам позволяют определить потребность заказчика и сформировать предложение в заявке на участие в электронном аукционе, в связи с чем они не влекут ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, указанные выше действия заказчика не вступают в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе.
Кроме того, в содержании таблицы "Требования (характеристики) используемых товаров (применяемых материалов и изделий) при выполнении работ" Приложения N 1 к аукционной документации Комиссия установила следующие требования к используемым при выполнении работ товарам, оспариваемые подателем жалобы:
N пп |
Наименование и Требуемые характеристики товаров и материалов |
|
4 |
Битумы нефтяные строительные марки |
Растяжимость при 25 °C, не менее 1. Изменение массы после прогрева, %, не более 0,50. Температура вспышки, °C, не ниже 230. |
21 |
Щебень |
- содержание зерен слабых пород по массе, не более 10 % |
Комиссией на основании анализа ГОСТ 6617-76 "Битумы нефтяные строительные. Технические условия" (пункты 1.3, 2.1, 2.3, 3.1), ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (пункты 5.1 - 5.4, 5.12) было установлено, что конкретные значения показателей характеристик "Растяжимость при 25 °C", "Изменение массы после прогрева", "Температура вспышки, °C" битума нефтяного строительного, конкретные значения показателей характеристик "Содержание зерен слабых пород по массе", "Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы по массе" щебня возможно определить в результате приемочных испытаний определенной партии товара либо только на этапе закупки определенной партии данного товара при получении документа о качестве.
В соответствии с требованиями к составу и содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки надлежало представить, в том числе, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, с учетом положений инструкции по заполнению такой заявки, изложенной в пункте 17 аукционной документации, в том числе, следующих имеющих значение положений такой инструкции:
"<_> Показатели, сопровождающиеся словами "не более", "не выше", "не должен превышать", "не превышает", "не должен быть _ шире/уже/более" - являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, меньшее или равное заявленному заказчиком. <_>
Показатели, сопровождающиеся словами "не менее", "не ниже", "не должны быть.. менее" являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком в пределах действующих ГОСТ. <_>".
С учетом вышеизложенного рассматриваемые показатели характеристик электродов, щебня и битума, которые, исходя из положений вышеуказанных национальных стандартов, возможно определить в результате приемочных испытаний определенной партии товара либо только на этапе закупки определенной партии данного товара при получении документа о качестве, подлежали конкретизации участниками закупки при формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Комиссия обращает внимание на то, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Таким образом, в рассматриваемой части довод подателя жалобы признается Комиссией обоснованным, вышеуказанные действия заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одновременно с вышеизложенным, Комиссия приняла во внимание тот факт, что на момент рассмотрения жалобы по существу аукционной комиссией заказчика были рассмотрены первые части заявок на участие в электронном аукционе, оформлен и размещен в единой информационной системе протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.05.2018. Изучив содержание указанного протокола, Комиссия выявила, что на участие в электронном аукционе было подано 8 заявок, при этом наличие в аукционной документации вышеуказанных положений описания объекта закупки, противоречащих требованиям Закона о контрактной системе, не послужило основанием для аукционной комиссии заказчика по признанию той или иной заявки участника закупки несоответствующей требованиям аукционной документации и отказу такому участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе.
Таким образом, выявленные нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе не повлияли и не могут повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.
В связи с вышеуказанным, руководствуясь пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Комиссия приняла решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "ПромСтройМонтаж" обоснованной в части составления описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленные нарушения не влияют и не могут повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы по жалобе ООО "ПромСтройМонтаж" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Е.М. Хоменко |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 мая 2018 г. N 610
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2018