Дата оглашения решения: 18 мая 2018 года город Иваново
Дата изготовления решения: 23 мая 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Прохоровой А.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Машковой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
Ассоциации саморегулируемой организации "Ивановское объединение строителей" (далее - Заявитель): Захаровой Оксаны Алексеевны (доверенность N39 от 23.01.2018), Можаевой Светланы Владимировны (доверенность N42 от 18.05.2018),
в отсутствие представителей Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области (далее - Заказчик), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган) (уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
11.05.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба Ассоциации саморегулируемой организации "Ивановское объединение строителей" на действия Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству газораспределительной сети для газификации 20 жилых домов по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. Маяковского д. 6, 10, 12, 15, 16, 17; ул. Гоголя д. 9, 11; ул. Лермонтова д. 5, 8; ул. Пушкина д. 6, 11; ул. Чехова д. 15, 16; ул. Горького д. 3, 4, 11; ул. Островского д. 4, 5, 6 (извещение N0133200001718001042).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе были допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель указывает, что в документации о закупке Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о представлении декларации о размере взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, внесенный участником на момент подачи заявки. Заявитель указывает, что данное требование противоречит нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), так как документом, установленным п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, в рассматриваемом случае является выписка из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО).
Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что с доводами Заявителя Администрация Комсомольского муниципального района Ивановской области не согласна, так как нарушений при проведении закупки допущено не было, документация о закупке сформирована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Уполномоченным органом документы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе), Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
27.04.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение N0133200001718001042 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству газораспределительной сети для газификации 20 жилых домов по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. Маяковского д. 6, 10, 12, 15, 16, 17; ул. Гоголя д. 9, 11; ул. Лермонтова д. 5, 8; ул. Пушкина д. 6, 11; ул. Чехова д. 15, 16; ул. Горького д. 3, 4, 11; ул. Островского д. 4, 5, 6.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 8 808 110,00 рублей;
2) дата начала подачи заявок - 27.04.2018;
3) дата и время окончания подачи заявок - 14.05.2018 09:00;
4) согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N0133200001718001042-1/151А от 15.05.2018 на участие в электронном аукционе были поданы 2 заявки;
5) допущены до участия в электронном аукционе 2 участника закупки.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
П. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п. 28 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющейся объектом закупки, а именно: выписка из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58, выданная не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе в электронной форме.
Участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в котором имеет компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не должен быть менее цены заключаемого государственного контракта.
Участник аукциона в составе заявки должен продекларировать размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, внесенный участником на момент подачи заявки. При этом размер такого взноса должен соответствовать заявленному участником в выписке из реестра членов СРО уровню ответственности.
(Требование установлено в соответствии с ч. 13 (строительный подряд) ст. 55.16, ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58).
В п. 31 раздела II "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации о закупке указаны, в том числе аналогичные требования к составу второй части заявок на участие в закупке.
Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст. 52 ГрК РФ.
При этом согласно п. 5 и 6 формы выписки из реестра членов СРО, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N58, такая выписка содержит, в том числе:
- сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;
- сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Таким образом, выписка из реестра членов СРО содержит информацию об уровне ответственности члена СРО, в соответствии с которым таким членом СРО был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Между тем, согласно ч. 2 ст. 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных ГрК РФ, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных ч. 2 и 4 ст. 55.4 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Таким образом, ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ установлен размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а также определен соответствующий уровень ответственности, присваиваемый члену СРО при внесении установленного размера взноса. Следовательно, исходя из уровня ответственности, указанного в выписке из реестра членов СРО, можно однозначно определить размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств данным членом СРО.
Кроме того, как было установлено, информация о размере взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является общедоступной и размещается непосредственно на сайте саморегулируемой организации, членом которой является лицо, представляющее выписку из реестра членов СРО.
Вместе с тем, в документации о закупке указано, что размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, который требуется продекларировать в заявке на участие в закупке, должен соответствовать заявленному участником в выписке из реестра членов СРО уровню ответственности.
На основании указанного выше, декларация о размере взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств не является подтверждением соответствия участника электронного аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, следовательно, требование о представлении такой декларации в составе заявки на участие в закупке нарушает положения ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Ассоциации саморегулируемой организации "Ивановское объединение строителей" на действия Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству газораспределительной сети для газификации 20 жилых домов по адресу: Ивановская область, г. Комсомольск, ул. Маяковского д. 6, 10, 12, 15, 16, 17; ул. Гоголя д. 9, 11; ул. Лермонтова д. 5, 8; ул. Пушкина д. 6, 11; ул. Чехова д. 15, 16; ул. Горького д. 3, 4, 11; ул. Островского д. 4, 5, 6 (извещение N0133200001718001042) обоснованной.
2. Установить в действиях Администрации Комсомольского муниципального района Ивановской области нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ А.И. Прохорова
_______________________________ А.А. Машкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 18 мая 2018 г. N 07-15/2018-101
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2018