Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя - начальника отдела Спиридонова И.И.; |
членов
в присутствии |
- начальника отдела Бокач Е.Б.; - ведущего специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.;
- от Управления по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска: - Ю<_> (доверенность N 3/01-14 от 22.01.2018 г.), |
рассмотрев дело N 14 902/03-2018 по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Спартак" (далее - ООО "Спартак", заявитель) на положения документации при проведении конкурса с ограниченным участием N 0368300000118000646, наименование объекта закупки: "Оказание услуг по организации питания детей в детских дошкольных образовательных организациях" (заказчик - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад N 142 "Росинка" (далее - МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад N 142 "Росинка", заказчик); уполномоченный орган - Управление по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска; начальная (максимальная) цена контракта - 13 956 604,00 руб.; дата и время окончания срока подачи заявок - 16.05.2018 г. в 10:00) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 2427 от 14.05.2018 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "Спартак" на положения документации при проведении конкурса с ограниченным участием N 0368300000118000646.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
По мнению заявителя жалобы, в нарушение требований статьи 8 Закона о контрактной системе документами, подтверждающими деловую репутацию участника конкурса являются копии положительных отзывов, благодарственных писем от бюджетных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Ульяновской области, полученных в рамках исполнения контрактов на оказание услуг по организации питания.
В разделе 5 конкурсной документации не установлены показатели нестоимостных критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе, которые раскрывают содержание этих критериев, что является нарушением положений постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085, и не позволяет определить, по каким именно критериям будет оцениваться описание предложения о качестве оказываемых услуг.
На заседании Комиссии 18.05.2018 г. представитель ООО "Спартак" доводы, изложены в жалобе, поддержал.
В Ульяновское УФАС России от заказчика поступили письменные пояснения (исх. N 79 от 18.05.2018 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
Предметом закупки является оказание услуг по организации питания детей, которое носит социально значимый характер. Заказчику необходимо, чтобы исполнителем по контракту являлся квалифицированный участник закупки. Для исполнения контракта необходимо наличие у исполнителя опыта работы в регионе, проведение дезинсекции и дератизации на объектах, ремонт оборудования, предоставление транспортно-экспедиционных услуг на территории Ульяновской области.
При этом непредставление документов, подтверждающих деловую репутацию участника закупки, не влечет отклонение конкурсной заявки. Таким образом, заказчик не ограничил круг участников закупки.
Установленная в документации таблица оценки заявок по критерию "качество оказываемых услуг" предусматривает шкалу присваиваемых баллов в зависимости от полноты представленного участником закупки предложения, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
На заседании Комиссии 18.05.2018 г. представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, поддержал пояснения представителя МБОУ Центр развития ребенка - детский сад N 142 "Росинка".
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 21.05.2018 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 27.03.2018 г. были опубликованы извещение и документация конкурса с ограниченным участием N 0368300000118000646, наименование объекта закупки: "Оказание услуг по организации питания детей в детских дошкольных образовательных организациях" (начальная (максимальная) цена контракта - 13 956 604,00 руб.).
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с ограниченным участием от 16.05.2018 г. на участие в конкурсе подана 1 заявка (ООО "Торговый дом СПП").
В соответствии с протоколом предквалификационного отбора от 17.05.2018 г. для закупки N 0368300000118000646 участник конкурса ООО "Торговый дом СПП" соответствует единым и дополнительным требованиям.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием от 18.05.2018 г. для закупки N 0368300000118000646 заявка единственного участника конкурса признана соответствующей требованиям документации, на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт заключается с единственным исполнителем.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Спартак" обоснованной в части неправомерно установленного порядка оценки по подкритерию "деловая репутация". При этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Часть 4 статьи 32 Закона о контрактной системе содержит указание на то, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Раздел 5 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ" документации N 0368300000118000646 содержит критерии и порядок оценки по указанным критериям:
1. Цена контракта - 60%;
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации - 20%;
3. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 20 %.
1. Для оценки заявки по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" документацией установлены следующие показатели:
1. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (значимость показателя - 40%);
2. Деловая репутация (значимость показателя - 60 %).
В рамках показателя "Деловая репутация участника закупки" оценивается количество представленных в составе заявки на участие в конкурсе копий положительных отзывов, благодарственных писем от бюджетных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Ульяновской области, полученных в рамках исполнения контрактов на оказание услуг по организации питания. Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие у участника конкурса деловой репутации.
Документами, подтверждающими деловую репутацию участника конкурса, является комплект, состоящий из копий документов:
1. Копии положительных отзывов или благодарственных писем от бюджетных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Ульяновской области (не более одного положительного отзыва или благодарственного письма, полученного в рамках исполнения контракта на оказание услуг по организации питания);
2. Копии контрактов на оказание услуг по организации питания с указанием реестрового номера на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru, за исполнение которых получены положительные отзывы или благодарственные письма.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрено формирование на территории Российской Федерации единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на территории Российской Федерации.
Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что оценка деловой репутации участника закупки на основе представленной информации в заявке исключительно по наличию положительных отзывов, благодарственных писем от бюджетных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Ульяновской области, может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции и равного доступа всем участникам закупок. Участники, имеющие аналогичный положительный опыт оказания услуг по организации питания в дошкольных образовательных учреждениях на территории любого другого субъекта Российской Федерации лишены возможности получить соответствующие баллы за предоставление документов, подтверждающих их деловую репутацию.
Доказательства наличия каких-либо особенных условий при оказании услуг по организации питания в дошкольных образовательных учреждениях, требующих наличие положительного опыта работы именно на территории Ульяновской области заказчиком не представлены.
Таким образом, при формировании документации в части установления показателей нестоимостного критерия допущено нарушение статьи 8 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба ООО "Спартак" в указанной части является обоснованной.
Согласно пункту 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков муниципального образования "город Ульяновск" с уполномоченным органом, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 28.04.2010 г. N 33 заказчик подготавливает и согласовывает в порядке, установленном постановлением администрации города Ульяновска, технико-экономическое задание, которое должно содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в закупках, проводимых в форме открытого конкурса и запроса предложений, величины значимости этих критериев.
Учитывая, что приложение N 4 к технико-экономическому заданию, представленному МБОУ Центр развития ребенка - детский сад N 142 "Росинка" в уполномоченный орган, содержало требование о порядке оценки заявок по подкритерию "деловая репутация" на основании копий положительных отзывов или благодарственных писем от бюджетных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Ульяновской области, следовательно, нарушение статьи 8 Закона о контрактной системе было допущено со стороны заказчика - МБОУ Центр развития ребенка - детский сад N 142 "Росинка".
Таким образом, действия заказчика, установившего в документации показатель нестоимостного критерия "деловая репутация", противоречащий статье 8 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
2. В соответствии с пунктом 3 раздела 5 конкурсной документации для оценки заявки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается следующий показатель: качество услуг (значимость показателя 100 %).
По данному показателю оценивается предложение участников конкурса в соответствии со следующей шкалой оценки:
N п/п |
Наименование предложения |
Присуждаемое количество балов по предложению* |
|||
Количество балов за подробное** предложение участника |
Количество балов за менее подробное*** предложение участника |
Количество балов за предложение участника о качестве услуг, которое носит декларативный характер**** |
Количество балов за отсутствие предложений участника о качестве услуг |
||
1 |
Предложение по методологии оказания услуг, разработке меню, контролю качества за продовольственным сырьем и готовой продукции, включая описание решений, способов и методов оказания услуг |
50 |
15 |
1 |
0 |
2 |
Предложение по автоматизации и использования специализированных компьютерных программ при оказании услуг по организации питания |
10 |
5 |
1 |
0 |
3 |
Предложение по модернизации и улучшению состояния пищеблоков и оборудования |
10 |
5 |
1 |
0 |
4 |
Предложение по системе взаимодействия и информирования потребителей о процессе оказания услуги, в том числе по общественному контролю за качеством оказываемых услуг |
10 |
5 |
1 |
0 |
5 |
Предложение по повышению квалификации сотрудников, непосредственно участвующих в процессе оказания услуги для обеспечения качества и безопасности питания |
10 |
5 |
1 |
0 |
6 |
Предложение по осуществлению процедур, предупреждающих срывы поставок продовольственного сырья |
10 |
5 |
1 |
0 |
которая имеет ссылки:
* оценка осуществляется членами Единой комиссии на основании описаний и сведений, представленных участниками в составе заявки в виде предложений. Присуждаемое количество балов за каждое предложение различных участников, может быть равным.
** предложение участника о качестве услуг содержит детализированные сведения, позволяющие оценить предлагаемые подходы к решению поставленных задач и уровень качества оказания услуг, а также эффективность и надежность предлагаемых решений, их новизну и актуальность.
*** предложение участника закупки содержит описательный характер и не содержит детализированных сведений, и (или) дублирует условия, установленные в настоящей конкурсной документации.
**** предложение участника содержит только такие показатели, как "наличие", "присутствует", "имеется" и т.п.
Согласно пункту 5 раздела 5 конкурсной документации конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации, в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085.
В соответствии с пунктом 29 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
Следовательно, в документации конкурса с ограниченным участием N 0368300000118000646 определен порядок оценки заявок по указанному критерию в зависимости от представления предложения участником, и по указанному критерию возможно получение баллов 50, либо 15, либо 10, либо 5, либо 1, либо 0, который не противоречит Правилам оценки, утвержденным постановлением Правительства РФ N 1085 от 28.11.2013 г.
Таким образом, в указанной части жалоба ООО "Спартак" является необоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спартак" обоснованной в части неправомерно установленного порядка оценки по подкритерию "деловая репутация".
2. Признать в действиях заказчика нарушение статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. Обязать конкурсную комиссию устранить допущенное заказчиком нарушение статьи 8 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, на что выдать предписание.
4. Обязать заказчика и уполномоченный орган устранить допущенное заказчиком нарушение статьи 8 Закона о контрактной системе путем возврата заявки, внесения изменений в конкурсную документацию, продления срока приема заявок на участие в конкурсе с учетом требований законодательства и принятого решения, на что выдать предписание.
5. Передать материалы дела N 14 902/03-2016 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
И.И. Спиридонов |
Члены комиссии |
Е.Б. Бокач
Е.И. Мартиросян
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 18
21.05.2018 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления - начальника отдела Спиридонова И.И.; |
членов |
- начальника отдела Бокач Е.Б.; - ведущего специалиста-эксперта Мартиросян Е.И., |
руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и на основании своего решения от 21.05.2018 г. по делу N 14 902/03-2018 по жалобе ООО "Спартак" на положения документации при проведении конкурса с ограниченным участием N 0368300000118000646, наименование объекта закупки: "Оказание услуг по организации питания детей в детских дошкольных образовательных организациях" (заказчик - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад N 142 "Росинка" (далее - МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад N 142 "Росинка", заказчик); уполномоченный орган - Управление по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска; начальная (максимальная) цена контракта - 13 956 604,00 руб.; дата и время окончания срока подачи заявок - 16.05.2018 г. в 10:00),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Конкурсной комиссии МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад N 142 "Росинка" в срок до 04.06.2018 г. устранить допущенное заказчиком нарушение статьи 8 Закона о контрактной системе путем отмены протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с ограниченным участием от 16.05.2018 г., протокола предквалификационного отбора от 17.05.2018 г. для закупки N 0368300000118000646, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием от 18.05.2018 г. для закупки N 0368300000118000646.
2. Управлению по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска в срок до 04.06.2018 г. устранить допущенное заказчиком нарушение статьи 8 Закона о контрактной системе путем возврата конкурсной заявки, представленной на участие в конкурсе с ограниченным участием N 0368300000118000646.
3. МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад N 142 "Росинка" в срок до 04.06.2018 г. устранить допущенное нарушение статьи 8 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию конкурса с ограниченным участием N 0368300000118000646, продления срока приема заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом принятого решения по делу N 14 902/03-2018.
4. В срок до 08.06.2018 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
Председатель комиссии |
И.И. Спиридонов |
Члены комиссии |
Е.Б. Бокач
Е.И. Мартиросян
|
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 21 мая 2018 г. N 14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2018