Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
при участии представителей ГКУ г. Москвы "УКРИС": О.Е. Турмышевой, Л.А. Штурминой,
в отсутствие представителей ООО "Главтехстрой", о времени и месте заседания уведомленных письмом Московского УФАС России от 04.05.2018 NТФ/21024/18,
рассмотрев жалобу ООО "Главтехстрой"(далее - Заявитель) на действия ГКУ г. Москвы "УКРИС" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на завершение работ по приспособлению существующих помещений для размещения многофункционального центра предоставления государственных услуг района Выхино-Жулебино по адресу: Ташкентская ул., д.21 (Закупка N0373200004218000196) (далее - аукцион, электронный аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от от 04.05.2018 NТФ/21024/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком в аукционной документации неправомерно не установлены требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации (далее - СРО) и требования к составу второй части заявки о представлении выписки из реестра членов СРО.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
На основании ч.2 ст.52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).
В соответствии с ч.3.1 ст.52 ГрК РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено ст.52 ГрК РФ, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
В соответствии с ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), в соответствии с которыми СРО осуществляют допуск к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом Перечнем установлены виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, проектировании объектов капитального строительства и инженерных изысканиях.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с Извещением о проведении указанного аукциона предметом закупки является завершение работ по приспособлению существующих помещений для размещения многофункционального центра предоставления государственных услуг района Выхино-Жулебино. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 348 520,00 руб.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки являются исключительно ремонтные работы текущего характера, которые соответственно не входят в Перечень.
Кроме того Комиссией Управления установлено, что в составе аукционной документации отсутствует проектная документация, при этом, размещена локальная смета с указанием объемов работ, необходимых к выполнению в рамках рассматриваемой закупки.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие необходимость выполнения в рамках данной закупки видов работ, для которых требуется членство в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, в частности в отношении товара по п. 4 "Кабели магистральные (витая пара) неэкранированные одножильные, категории 5e, тип UTP, число элементов и диаметр жилы 4х2х0,51 мм" установлено требование: "Допустимое растягивающее усилие при натяжении кабеля", а также в отнощении товара по п. 39 "Материал рулонный кровельный для нижнего слоя кровельного ковра": "Минимальная температура хрупкости вяжущего".
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика представлены сведения из каталогов производителей кабеля, находящихся в открытом доступе сети интернет, в соответствии с которыми производителями указывается такой параметр кабелей как "Допустимое растягивающее усилие при натяжении кабеля". Также представителями Заказчика представлены сведения производителей, в соответствии с которыми в отношении материала рулонного устанавливаются конкретные значения минимальной температуры хрупкости.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В свою очередь Заявитель в своей жалобе представляет сведения производителя, согласно которым значение допустимого растягивающего усилия кабеля не установлено производителем. Также в отношении материала рулонного Заявитель указывает, что ГОСТ 30547-97 "Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия" также не устанавливает конкретного значения, что, по мнению Заявителя, является доказательством избыточности такого требования.
Вместе с тем, сведения о том, что один конкретный производитель не представил такие сведения о своем товаре не может свидетельствовать о том, что никакие производители не устанавливают таких характеристик. При этом в жалобе Заявителя не представлено иных документов и сведений, свидетельствующих о том, что показатель "Допустимое растягивающее усилие при натяжении кабеля" является избыточной характеристикой, конкретное значение которой не возможно представить без проведения испытаний конкретной партии товара.
Также Комиссия Управления отмечает, что ГОСТ является нормирующим стандартом, устанавливающим предельные значения характеристик товаров, допустимых к производству в рамках установленного стандарта качества товара, таким образом, указание в ГОСТ диапазона значений свидетельствует в данном случае исключительно о допустимом диапазоне значений, выходя за которые товар уже не будет соответствовать нормам производства по такому ГОСТ.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам Заявителя Заказчиком в отношении товара по п. 20 "Патчпанель стальная, тип разъема RJ45, категория 6" установлены нестандартные характеристики товара: "Контактное сопротивление максимальное", "Сопротивление изоляции минимальное". Заявитель указывает, что производителями указанного товара представляются сведения только в отношении характеристик: "Контактное сопротивление", "Сопротивление изоляции" без указания их максимального и минимального значения.
Не согласившись с данным доводом жалобы представители Заказчика на заседании Комиссии представили каталоги производителей патчпанелей, однако Комиссия Управления отмечает, что в указанных каталогах производителями так же не указаны максимальные и минимальные значения сопротивлений.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Главтехстрой" на действия ГКУ г. Москвы "УКРИС" обоснованной в части установления нестандартных характеристик товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии К.А. Сомов
Г.А. Радочинский
Исп. Радочинский Г.А. (495) 784-75-05(доб. 124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 мая 2018 г. N 2-57-5631/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2018