Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. Д.Д. Плетнёва ДЗМ":К.Ю. Руткевич, С.А. Щербинина,
ООО "Мосфарм": А.В. Тимошева,
рассмотрев жалобу ООО "Мосфарм" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. Д.Д. Плетнёва ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов (Йогексол) для ГБУЗ "ГКБ им. Д.Д. Плетнёва ДЗМ" в 2018 году (Закупка N0373200010818000078) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований к товару, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NТФ/19214/18 от 23.04.2018, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя в технической части аукционной документации Заказчик при описании объекта закупки подлежащего поставке (МНН "Йогексол") указал требование к осмоляльности 0,78 Осм/кг, которому соответствует единственный лекарственный препарат с торговым наименованием "Омнипак" производства ДжиИ Хэлскеа, Норвегия.
При этом, по мнению Заявителя, указанные характеристики относятся к физико-химическим свойствам, которые по действующим правилам регистрации препаратов не прописываются в инструкции по применению препарата, а содержатся только в нормативной документации по препарату.
Согласно ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что совокупности требований технического задания аукционной документации по товару с МНН "Йогексол" соответствует как минимум 2 лекарственных препарата с торговыми наименованиями:
1) "Томогексол" (ПАО "Фармак", Россия);
2) "Омнипак" (ДжиИ Хэлскеа, Норвегия).
Кроме того, представитель Заказчика сообщил, что любое контрастное средство необходимо оценивать с позиции его диагностической эффективности и безопасности для больного. Физико-химические свойства, а именно вязкость, осмоляльность йодсодержащих рентгеноконтрастных препаратов являются существенно важными характеристиками, влияющими на безопасность и качество проведения диагностики у широкого круга пациентов всех возрастных групп. Безопасность пациента при проведении исследований с использованием контрастных препаратов с одной стороны зависит от состояния здоровья пациента, с другой стороны определяется физико-химическими свойствами препарата, а именно показателями вязкости и осмоляльности. Осмоляльность характеризуется количеством растворенных частиц на 1 кг раствора. Осмоляльность плазмы крови составляет около 300 мосмоль/кг. Показатели вязкости водных растворов находятся в прямой зависимости от показателей осмоляльности, то есть чем выше осмоляльность, тем выше вязкость раствора. При внутрисосудистом введении гиперосмолярных растворов с несбалансированной вязкостью происходит перераспределение внеклеточной жидкости в сосудистое русло. Увеличение венозного возврата к сердцу повышает ударный и минутный сердечный выброс, а увеличение объема крови в артериальной системе приводит к рефлекторному снижению тонуса артериального сосудистого русла.
Таким образом, представитель Заказчика указал, что несбалансированные показатели осмоляльности ведут не только к нежелательным реакциям, но и ухудшают качество изображения. Местные реакции на введение контрастных препаратов также являются "осмозависимыми" и сопровождаются неприятными ощущениями, болезненностью, жжением. Относительно высокие показатели вязкости и осмоляльности контрастных препаратов - являются основными причинами развития побочных реакций при их введении, в частности боли при инъекции, артериальной гипертензии и повреждений эндотелия. Очевидно, что от осмоляльности препарата зависит безопасность пациента в рамках проведения
диагностических процедур, количество побочных реакций, токсичность препарата, электролитный баланс, а значит нагрузка на сердце, таким образом, физико-химические свойства являются значимыми при выборе контрастного препарата.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к лекарственному препарату.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Мосфарм" на действия ГБУЗ "ГКБ им. Д.Д. Плетнёва ДЗМ" необоснованной.
2.Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России исх. NТФ/19214/18 от 23.04.2018.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
Г.А. Радочинский
Исп. Радочинский Г.А. (495) 784-75-05 (доб. 121)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 апреля 2018 г. N 2-57-5177/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2018