Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
Администрации поселения Внуковское: А.В. Гаврикова, Н.Н. Бабчук,
ООО "Главтехстрой": Р.Р. Незаметдинова,
рассмотрев жалобу ООО "Главтехстрой" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Внуковское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение третьего этапа работ по комплексному благоустройству территории жилой застройки микрорайона Солнцево Парк, поселение Внуковское, город Москва (Закупка N0148300035118000009) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NТФ/19209/18 от 23.04.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
- п.18 "Пилон со светодиодной подсветкой (Тип 2)": "Светодиодная подсветка": "Есть, нет".
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Согласно доводам жалобы, вышеуказанное требование вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки (далее - Инструкция) в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", то участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
Таким образом, Заявитель указывает, что Заказчиком установлены противоречивые требования к пилон со светодиодной подсветкой, у которого одновременно имеется и отсутствует подсветка.
- п.9 "Камни бетонные бортовые":
- "Длина": "1000 мм"
- "Заполнитель бетона": "Щебень из естественного камня или природные обогащенные и фракционированные, дробленные обогащенные пески"
При этом в аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" (далее - ГОСТ 6665-91).
Согласно доводам жалобы, вышеуказанное требование вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно п.1.2.5 ГОСТ 6665-91 камни длиной 1.0 м из мелкозернистого бетона следует изготовлять по технологии вибропрессования или другой технологии обеспечивающей физико-механические характеристики по настоящему стандарту, при этом в качестве крупных заполнителей для тяжелых бетонов используют щебень и гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", а также щебень из попутно добываемых пород и отходов горнообогатительных предприятий по ГОСТ 23254 "Щебень для строительных работ из попутно добываемых пород и отходов горно-обогатительных предприятий. Технические условия".
Также, Заявитель указывает, что качестве мелких заполнителей для бетонов используют природный песок и песок из отсевов дробления пород на щебень и их смеси, соответствующие требованиям ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия". Таким образом, выбрав в качестве заполнителя бетона щебень из естественного камня участник закупки предложит товар не соответствующий требуемому Заказчиком ГОСТ 6665-91.
- п.72 "Наконечники ТА": "Наружный диаметр хвостовика": "10_16*".
Согласно доводам жалобы, вышеуказанное требование вводит участников закупки в заблуждение, поскольку для данного показателя заказчиком в графе единицы измерения стоит прочерк, а так же само требование установлено в форме диапазона, при этом, данный показатель является исключительно конкретным и в обязательном порядке должен содержать единицы измерения.
- п.27 "Сталь полосовая":
- "Материал изготовления проката": "Из углеродистой стали качественной, из углеродистой стали обыкновенного качества",
- "Марка стали": "СТ1СП; СТ6СП".
Согласно доводам жалобы, вышеуказанное требование вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в соответствии с п.3.1 ГОСТ 380-94 "Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки" обе марки стали, предоставляемые на выбор, относятся к углеродистой стали обыкновенного качества, следовательно, участник закупки не имеет возможности указать марку качественной стали.
- п.19 "Техпластина": "Рабочая температура": "От -30 до +80 °C"
Согласно доводам жалобы, вышеуказанное требование вводит участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 7338-90 "Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия", температурный интервал для техпластины составляет так же от -30 до +80 °C, при этом в соответствии с инструкцией по заполнению заявки в случае если требуемое значение параметра сопровождается "от", "до", участнику необходимо указать конкретный показатель из данного диапазона, не включая крайние значения.
Таким образом, Заявитель указывает, что требования, установленные Заказчиком не позволяют указать диапазон рабочей температуры, не нарушая при этом вышеуказанный ГОСТ.
- п.49 "Плиты железобетонные для покрытий городских дорог":
- "Ширина": "должна быть 1870, 2750 мм",
- Длина": "должна быть 3500, 6000 мм",
- "Плита": "предварительно напряженная плита или плита с ненапрягаемой арматурой".
При этом в аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 21924.0-84 "Плиты железобетонные для покрытий городских дорог. Технические условия" (далее - ГОСТ 21924.0-84).
Согласно доводам жалобы, вышеуказанные требования вводят участников закупки в заблуждение, поскольку противоречат таблице 1 ГОСТ 21924.0-84, согласно которой плита 1135.28 3500x2700 мм изготавливается с ненапрягаемой арматурой, а плита 160.19 6000x1870 мм изготавливается предварительно напряженной.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что оспариваемые требования к товарам по п.9 "Камни бетонные бортовые", п.72 "Наконечники ТА", п.27 "Сталь полосовая",п.19 "Техпластина" установлены в результате технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Также по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к следующим товарам:
- п.80 "Трубы напорные из полиэтилена (ПЭ-80)": "Номинальный наружный диаметр": "110, 63 мм".
Согласно доводам жалобы, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки символ "." устанавливается при позиционном написании дроби, часть записи до "." является целой частью числа (дроби), а стоящая после "." дробной частью", но в данном случае значение отделено знаком запятая, что, в соответствии с инструкцией значит "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз", следовательно Заказчик два значения диаметра для одной трубы,что вводит участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанному товару установлено из фактической потребности Заказчика в диаметре 63 мм и 110 мм соответственно в соответствии с ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия".
- п.6 "Сетка дорожная":
- "Тип сетки": "Легкая со смещенными поперечными стержнями",
- "Диаметр арматуры": "6 мм".
Согласно доводам жалобы, в соответствии с п.4.1 ГОСТ 23279-2012 "Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия" совокупности вышеуказанных требований соответствует это пятый тип сеток. При этом, сетка состоит из продольных и поперечных стержней, в свою очередь, в соответствии с таблицей 1 вышеуказанно ГОСТ диаметр продольных стержней должен находится в диапазоне "3-5 мм", следовательно, Заказчик ставит требование таким образом, что не позволяет Участнику закупки предоставить достоверные сведения, соответствующие требованиям Заказчика и ГОСТ, тем самым вводя участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанному товару установлено из фактической потребности Заказчика и требований вышеуказанного ГОСТ, согласно которому легкие сетки со смещенными поперечными стержнями изготавливают из стержней диаметром 3-5 мм и 5-10 мм, что не противоречит требованиям, установленным в аукционной документации.
- п.64 "Швеллеры стальные горячекатаные": "перекос полки", "категория точности".
Согласно доводам жалобы, требования к параметру "перекос полки" являются излишними и очевидными, поскольку в соответствии с таблицей 7 ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент" данный параметр определяется параметром "категория точности".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что таблицей 7 вышеуказанного ГОСТ для параметра "перекос полки" определяются предельные значения перекоса, а не конкретные показатели, следовательно, требования к параметру "перекос полки" не являются избыточными и очевидными.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, которые изменяют суть аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, изменяющие суть аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчику направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации от 17.04.2018 NРД2, содержащий в том числе следующий запрос: "п.65 "Смеси бетонные". Заполнитель гранитный щебень, а ниже требуется указать фракцию известнякового щебня. Внесите изменения и устраните данное противоречие, на данный момент заявку заполнить невозможно".
При этом Заказчиком даны разъяснения положений документации об электронном аукционе в части вышеуказанного запроса: "п. "Смеси бетонные" в ходе описания требуемых значений параметра "Фракция известнякового щебня" заказчиком допущена техническая ошибка, необходимо предоставить сведения о фракции гранитного щебня. Обращаем внимание участников на тот факт, что указанные характеристики в ходе проверки заявок учитываться не будут и не повлияют на результат рассмотрения и оценки заявок.
Таким образом, Заявитель указал, что в документации установлены требования к двум видам щебня, при этом в разъяснения Заказчик указывает, что ему требуется один, что изменяет суть аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать правомерность дачи указанных ответов в разъяснениях положений аукционной документации.
Комиссией Управления установлено, что указанные разъяснения положений аукционной документации являются изменением сути аукционной документации и нарушают положения ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Главтехстрой" на действия Администрации поселения Внуковское обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам п.9 "Камни бетонные бортовые", п.18 "Пилон со светодиодной подсветкой (Тип 2)", п.19 "Техпластина", п.27 "Сталь полосовая", п.72 "Наконечники ТА", а также в части нарушения порядка дачи разъяснений положений аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33,ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский (495) 784-75-05 (доб. 124)
Администрация поселения Внуковское
Внуковское п., Внуково п., д. 50, г. Москва, 108817
2. ООО "Главтехстрой"
Коммунальная ул., д. 4, пом. 18,г. Красноярск, Красноярский край, 660095
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9, Москва, 119435
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-5175/77-18 об устранении нарушении законодательства об осуществлении закупок
25.04.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
на основании решения Комиссии от 25.04.2018 по делу N2-57-5175/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Главтехстрой" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Внуковское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение третьего этапа работ по комплексному благоустройству территории жилой застройки микрорайона Солнцево Парк, поселение Внуковское, город Москва (Закупка N0148300035118000009) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 25.04.2018 по делу N2-57-5175/77-18 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 25.04.2018 по делу N2-57-5175/77-18
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 29.06.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский (495) 784-75-05 (доб. 124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 апреля 2018 г. N 2-57-5175/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2018