Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Ильченко Л.А. |
- заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Чиняева Н.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Кириченко Т.С.
|
- специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
в присутствии представителей:
от заказчика - Прокуратуры Хабаровского края:
- Шашкова Ирина Евгеньевна (представитель по доверенности N 28-10-114-18 от 16.05.2018);
- Семенова Марина Андреевна (представитель по доверенности N 28-10-115-18 от 16.05.2018);
от ООО "Перспектива" представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" и материалы дела N 7-1/254,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика - Прокуратуры Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт (N0122100002518000053).
Заявитель указывает в своей жалобе доводы, касающиеся положений документации электронного аукциона: заказчик неправомерно устанавливает требования к наличию у подрядчика свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам соответствующего вида; заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные положениями постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
На основании ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Извещение N 0122100002518000053 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 25.04.2018.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 25 999 776,90 рублей.
Источник финансирования: федеральный бюджет.
Согласно протоколу о признании электронного аукциона несостоявшимся от 17.05.2018 N0122100002518000053-1 на аукцион не подано ни одного предложения о цене контракта: аукцион признан несостоявшимся.
В процессе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым считает доводы жалобы необоснованными.
На заседании комиссии представители заказчика поддержали доводы отзыва в полном объеме.
Заслушав представителей заказчика и изучив материалы дела N 7-1/254, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно пояснениям представителей заказчика на момент заседания Комиссии имеется две редакции аукционной документации, вторая редакция содержит ряд изменений, направленных на устранение нарушений требований Закона о контрактной системе. Вместе с тем, из-за технических причин, возникших на официальном сайте ЕИС в сфере закупок, внесение изменений в аукционную документацию происходило в порядке размещения разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Проанализировав вышеприведенные нормы, Комиссия приходит к выводу о том, что положения Закона о контрактной системе разделяют порядок дачи разъяснений и внесение изменений в аукционную документацию, в связи с чем, рассмотрение второй редакции аукционной документации, данной в качестве разъяснений, невозможно.
Таким образом, при рассмотрении жалобы по существу и проведению внеплановой проверки Комиссия руководствуется положениями изначальной редакции аукционной документации, размещенной на официальном сайте ЕИС и являющейся на момент заседания действующей.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, в том числе указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее Постановление N 99), при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участнику закупки предъявляются следующие дополнительные требования:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка
Согласно Постановлению N 99 участнику закупки необходимо представить следующие документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Извещением о проведении электронного аукциона не установлены требования к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке (при этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка).
Согласно аукционной документации объектом закупки является проведение капитального ремонта помещений прокуратуры Хабаровского края.
Согласно извещению объекту закупки присвоен код: 41.20.40.900: Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки.
Ввиду изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о неправомерности неустановления заказчиком дополнительных требований к участникам закупки, предусмотренных п. 2 приложения N 1 Постановлению N 99, что нарушает ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Заказчик в п. 7.1.2. Технической части аукционной документации устанавливает требования о наличии у подрядчика свидетельства саморегулируемой организации о допуске к следующим видам работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Таким образом, подтверждением соответствия участника закупки требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе является его членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Членство в саморегулируемой организации подтверждается соответствующей выпиской, требования к форме которой установлены Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Согласно п. 10 Информационной карты аукционной документации вторая часть заявки должна содержать: свидетельство о допуске к работам от СРО с наличием обязательных допусков.
Ввиду вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком в отношении участников установлено требование, не предусмотренное ГрК РФ, что нарушает требования ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией Хабаровского УФАС России проведена внеплановая проверка, в рамках которой установлено следующее.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе, отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
В соответствии с пп. 5 п. 1.4.2.1. аукционной документации установлены единые требования к участникам закупки, в том числе, отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Таким образом, заказчиком не установлено требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ввиду изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком требований п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должна осуществляться на основании лицензии.
Согласно п. 10 Информационной карты аукционной документации "участник размещения заказа должен иметь Лицензию МЧС России на основе п. 15 ч. 1 ст. 12 ФЗ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 г. в части технического обслуживания ОПС, на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включая виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности".
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией установлено, что объектом закупки являются подрядные работы по капитальному ремонту помещений прокуратуры Хабаровского края. Работы по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности не являются самостоятельным объектом закупки, а выполняются подрядчиком наряду с иными работами по капитальному ремонту.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности установления требований о наличии лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что нарушает ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку лицензируемые виды работ не являются основными, а также не представляют собой завершающий этап работ в настоящей закупке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика - Прокуратуры Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт (N0122100002518000053), - обоснованной.
2. Признать заказчика - Прокуратуру Хабаровского края нарушившим требования п. 7 ч. 1, ч. 4, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Прокуратуре Хабаровского края предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела N 7-1/254 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
Л.А. Ильченко |
Члены Комиссии: |
|
|
Н.В. Чиняева
Т.С. Кириченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 мая 2018 г. N 153
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2018