Резолютивная часть объявлена 16.05.2018 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.05.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- А.Г. Миронов - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- А.Д. Капаклы - Старший государственный инспектор отдела Управления,
- М.Е. Базанов - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
от Заявителя - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Карпов А.Н. по доверенности N5 от 14.05.2018, Нагаева И.Н. по доверенности N6 от 14.05.2018;
от Уполномоченного органа - Генов В.В. по доверенности N04-15 от 22.02.2018, Сергеева А.В. по доверенности N04-48 от 06.07.2017,
рассмотрев жалобу жалоба ООО "Байтек Лизинг" (далее - Заявитель) от 08.05.2018 N654-ж на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Коммунспецавтотехника", Уполномоченного органа - Отдел муниципального заказа Администрации города Когалыма при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автотранспортных средств и специальной техники (извещение N0187300013718000087) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки указан конкретный товарный знак и фирменное наименование приобретаемых на условиях финансовой аренды товаров без указания словосочетания "или эквивалент".
В обоснование отсутствия указания вышеуказанного словосочетания, Заказчик указал, что товары с другими товарными знаками невозможно совместить с продукцией, которая уже используется заказчиком.
Однако, из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и практики антимонопольного органа следует, что не сопровождать указание конкретного товарного знака или фирменного наименования словами "или эквивалент" возможно только в тех случаях, когда предметом закупки являются не самостоятельные и самодостаточные единицы товара (которые уже сами по себе готовы к использованию по назначению), а единицы, которые необходимо агрегировать (совмещать, устанавливать) на товар, имеющийся у заказчика, например, узлы и детали какого-либо оборудования.
Каждая из прописанных единиц техники является самодостаточной и готовой к использованию по назначению, не подлежит агрегатированию или установке на иную продукцию, имеющуюся у Заказчика (например, не препятствует использованию иная марка школьного автобуса, с теми же техническими характеристиками, что и прописано заказчиком в техническом задании наравне с имеющимися у него школьным автобусом на базе Mercedes-Benz Sprinter Classic).
В связи с изложенным, Заявитель считает, что Заказчиком при составлении аукционной документации были допущены грубые нарушения Закона о контрактной системе, а также положения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.047.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автотранспортных средств и специальной техники (извещение N0187300013718000087) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 06.04.2018.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами настоящей статьи, в том числе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссией Управления было установлено следующее.
В разделе описание объекта закупки Заказчиком указаны функциональные, технические, качественные характеристики имущества в виде таблицы, содержащей максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Предметом лизинга являются транспортные средства следующих торговых марок:
- Камаз самосвал 6522-6011-43;
- Школьный автобус на базе Мercedes-Benz Sprinter Classiс;
- Автогрейдер ГС 14.02;
- Снегопогрузчик СнП-17.
Кроме того, описание объекта закупки содержит следующее обоснование по каждому предмету лизинга:
- Камаз самосвал 6522-6011-43
Приобретение техники с указанием конкретной модификации обусловлено наличием в учреждении резерва запасных частей (расходных материалов) к данной модификации, что в дальнейшем, в процессе эксплуатации приведет к отсутствию простоев техники.
- Школьный автобус на базе Мercedes-Benz Sprinter Classiс;
Приобретение техники с указанием конкретной модификации обусловлено наличием в учреждении резерва запасных частей (расходных материалов) к данной модификации, что в дальнейшем, в процессе эксплуатации приведет к отсутствию простоев техники.
-Автогрейдер ГС 14.02;
Приобретение техники с указанием конкретной модификации обусловлено, тем, что 70 % парка спецтехники относится к этим модификациям, наличием в учреждении резерва запасных частей (расходных материалов) к данной модификации, что в дальнейшем, в процессе эксплуатации приведет к отсутствию простоев техники. Доукомплектование парка одной модификацией спецтехники при дальнейшей организации деятельности учреждения позволит минимизировать внеплановые ремонты и оптимизировать затраты на эксплуатацию парка.
- Снегопогрузчик СнП-17
Приобретение техники с указанием конкретной модификации обусловлено, тем, что 70 % парка спецтехники относится к этим модификациям, наличием в учреждении резерва запасных частей (расходных материалов) к данной модификации, что в дальнейшем, в процессе эксплуатации приведет к отсутствию простоев техники. Доукомплектование парка одной модификацией спецтехники при дальнейшей организации деятельности учреждения позволит минимизировать внеплановые ремонты и оптимизировать затраты на эксплуатацию парка.
При этом Комиссия Управления отмечает, что установление требований к определенным маркам автомобилей является неправомерным, поскольку установление заказчиком в документации об аукционе требований к автомобилю, влекущих допуск к участию в аукционе лишь тех лиц, которые предлагают к поставке автомобиль строго определенной марки (модели), является заведомым ограничением количества участников закупки, поскольку этим Заказчик пресекается возможность других лиц предложить к поставке автомобили иных марок (моделей), полностью отвечающие потребностям заказчика.
Так например, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что школьный автобус на базе Мercedes-Benz Sprinter Classiс удовлетворяет потребности Заказчика в виду наличия 22-х посадочных мест и соответствующего качества. Вместе с тем, представители Заказчика также пояснили, что на данный момент Заказчиком используются автобусы торговой марки Фольксваген (Volkswagen) и Форд (Ford).
По мнению Комиссии Управления, Заказчик не в полной мере изучил рынок автомобилей, отвечающих его потребности, так как при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использовал цены на товар одной марки и производителя.
На основании вышеизложенного, требования к поставляемому автотранспортному средству, установленные Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки и нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Доводы Заказчика о том, что требование к товарному знаку установлено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно - товары с другими товарными знаками невозможно совместить с продукцией, которую уже используете - является несостоятельными в виду того, что закупаемые Заказчиком транспортные средства являются самодостаточными, не требующими совмещения с иной продукцией.
Жалоба ООО "Байтек Лизинг" рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Законом о защите конкуренции и Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 22 статьи 9 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Байтек Лизинг" от 08.05.2018 N654-ж на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Коммунспецавтотехника", Уполномоченного органа - Отдел муниципального заказа Администрации города Когалыма при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автотранспортных средств и специальной техники (извещение N0187300013718000087) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Коммунспецавтотехника" нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Муниципальное бюджетное учреждение "Коммунспецавтотехника", Уполномоченному органу - Отдел муниципального заказа Администрации города Когалыма, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Капаклы А.Д.
Базанов М.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел/факс (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2018 г. N 03/КА- . |
Оператор электронной площадки: ЗАО "Сбербанк - АСТ" 119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д.12, стр.9 тел.: (495) 7872999/97 доб. 369, Факс: (495) 7872998 e-mail: ko@sberbank-ast.ru Заявитель: ООО "Байтек Лизинг" 150044, Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Полушкина Роща, д. 16, стр. 71, оф. 2 Тел.: +7 (4852) 26-64-14 доб. 182 Факс: +7 (4852) 26-64-14 E-mail: i.malozemova@bm-corp.ru Заказчик: Муниципальное бюджетное учреждение "Коммунспецавтотехника" 628486, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым, ул. Повховское шоссе, 2 Тел.: 8 (34667) 4-44-62 Факс 8 (34667) 4-44-63 E-mail: zakupki-ksat@mail.ru Уполномоченный орган: Отдел муниципального заказа Администрации города Когалыма 628486, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым, Дружбы народов, д.7 Тел.: 8 (34667) 93550 Факс 8 (34667) 24771 E-mail: irina.dubova@admkogalym.ru, LaishevcevaNN@admkogalym.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 16.05.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.05.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- А.Г. Миронов - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- А.Д. Капаклы - Старший государственный инспектор отдела Управления,
- М.Е. Базанов - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления;
на основании своего решения от 16.05.2018 о рассмотрении жалобы ООО "Байтек Лизинг" от 08.05.2018 N654-ж на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Коммунспецавтотехника", Уполномоченного органа - Отдел муниципального заказа Администрации города Когалыма при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автотранспортных средств и специальной техники (извещение N0187300013718000087), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - Муниципальное бюджетное учреждение "Коммунспецавтотехника", Уполномоченному органу - Отдел муниципального заказа Администрации города Когалыма, аукционной комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автотранспортных средств и специальной техники (извещение N0187300013718000087).
2. Аннулировать электронный аукцион, предметом которого является оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автотранспортных средств и специальной техники (извещение N0187300013718000087), путем отмены извещения и всей документации.
3. Разместить информацию об отмене протоколов и аннулировании закупки в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
4. В срок до 04.06.2018 исполнить п.1, 2 и п.3 данного предписания.
5. В срок до 05.06.2018 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
6. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
7. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией пунктов 1, 2, 3, 4 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Капаклы А.Д.
Базанов М.Е.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 16 мая 2018 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2018