Резолютивная часть объявлена 22.05.2017 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 25.05.2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления;
- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Вшивцев А.Н. на основании доверенности от 26.10.2016;
от Уполномоченного органа - Пойлова Е.А. на основании доверенности от 01.01.2018;
ООО "КоролСтрой" (ИНН4205237093 ОГРН1124205001480) от 15.05.2018 N692-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", и Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Пожарное депо на 4 автохода", расположенного по адресу: г. Урай, Промбаза" (извещение N0187200001718000325) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа, при проведении электронного аукциона. В своей жалобе Заявитель указал следующее:
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 32 технического задания Заказчик установил следующие требования:
32. Гвозди строительные. Должны быть трефовые или трефовые с перемычками. Условный диаметр стержня 3,5 мм или 3,0 мм. Длина гвоздя 70 мм или 80 мм или 90 мм.Наименьший диаметр головки 7,0 мм или 6,0 мм. Теоретическая масса 1000 гвоздей не более 6,600 кг или не более 4,330 кг или не более 3,770 кг. ГОСТ 4028-63.
Заказчик указывает расширенный диапазон теоретической массы гвоздей, что не соответствует требованиям ГОСТ. Согласно ГОСТ 4028-63 теоретическая масса 1000 трефовых гвоздей на 15%, а трефовых с перемычками на 12% меньше массы 1000 круглых гвоздей того же размера. Указанные Заказчиком размеры: не более 6,600 кг или не более 4,330 кг или не более 3,770 кг являются размерами для круглых гвоздей.
Теоретическая масса 1000 гвоздей 3,0х80мм - 4,330-12% (для трефовых с перемычками) 3,8104 кг.
Теоретическая масса 1000 гвоздей 3,5х90мм - 6,600-12% (для трефовых с перемычками) 5,808 кг.
Аналогично в пунктах 48,53,91.
Заявитель считает, что заказчик намерено расширил диапазон, чтобы ввести участников закупки в заблуждение.
Таким образом, требования в отношении товаров, указанные в техническом задании документации об Аукционе, вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в составе заявки на участие в Аукционе характеристики товара, соответствующие требованиям, установленным в документации об Аукционе, но не соответствующие стандартам, следовательно, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что по вышеуказанным пунктам Технического задания участнику закупки не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные требования документации об Аукционе не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчик установил требования к товару, несоответствующие ГОСТ. В пункте 42 технического задания Заказчик установил следующие требования:
42. Кирпич керамический одинарный, размером 1НФ или 0,7 НФ или 0,5 НФ или 0,8 НФ или 1,4 НФ или 1,3 НФ или 1,8 НФ. По прочности кирпич более М100. Класс средней плотности кирпича должен быть 1,4 или 2,0 или 2,4. Размеры, мм (ДхШхТ) 250-288х от 120 х от 65. Кирпич должен соответствовать требованиям ГОСТ 530-2012. Кирпич по теплотехническим характеристикам относится к группе условно-эффективные или малоэффективные. Кирпич с гладкими или рельефными вертикальными гранями. Средняя плотность кирпича в диапазоне не более от 1210 кг/м3 до 2400 кг/м3.
Не предоставляется возможным выбрать кирпич размером 0,7 НФ; 0,5 НФ; 0,8 НФ, требуемые размеры, мм (ДхШхТ) 250-288х от 120 х от 65.
Согласно 530-2012 у 0,7 НФ ширина меньше требуемой - 85 мм, у 0,5 НФ ширина меньше требуемой - 60 мм, у 0,8 НФ толщина меньше требуемой - 55 мм.
Таким образом, требования Заказчика не соответствуют ГОСТ 530-2012, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного, просим приостановить определение подрядчика по данному аукциону, рассмотреть настоящую жалобу по существу и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Федерального закона "О контрактной системе".
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Пожарное депо на 4 автохода", расположенного по адресу: г. Урай, Промбаза" (извещение N0187200001718000325) размещены на официальном сайте единой информационной системы 28.04.2018.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
1. В пунктах Технического задания раздел I общестроительные работы Заказчиком указано:
32 |
Гвозди строительные. Должны быть трефовые или трефовые с перемычками. Условный диаметр стержня ,5 мм или 3,0 мм. Длина гвоздя 70 мм или 80 мм или 90 мм. Наименьший диаметр головки 7,0 мм или 6,0 мм. Теоретическая масса 1000 гвоздей не более 6,600 кг или не более 4,330 кг или не более 3,770 кг. ГОСТ 4028-63 |
т |
0,0237 |
48 |
Гвозди строительные. Должны быть трефовые или трефовые с перемычками. Условный диаметр стержня ,5 мм или 3,0 мм. Длина гвоздя 70 мм или 80 мм или 90 мм. Наименьший диаметр головки 7,0 мм или 6,0 мм. Теоретическая масса 1000 гвоздей не более 6,600 кг или не более 4,330 кг или не более 3,770 кг. ГОСТ 4028-63 |
т |
0,0237 |
53 |
Гвозди строительные. Должны быть трефовые или трефовые с перемычками. Условный диаметр стержня ,5 мм или 3,0 мм. Длина гвоздя 70 мм или 80 мм или 90 мм. Наименьший диаметр головки 7,0 мм или 6,0 мм. Теоретическая масса 1000 гвоздей не более 6,600 кг или не более 4,330 кг или не более 3,770 кг. ГОСТ 4028-63 |
т |
0,0237 |
91 |
Гвозди строительные. Должны быть трефовые или трефовые с перемычками. Условный диаметр стержня ,5 мм или 3,0 мм. Длина гвоздя 70 мм или 80 мм или 90 мм. Наименьший диаметр головки 7,0 мм или 6,0 мм. Теоретическая масса 1000 гвоздей не более 6,600 кг или не более 4,330 кг или не более 3,770 кг. ГОСТ 4028-63 |
т |
0,0237 |
Согласно ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2, 3)" в приложении указанна масса гвоздей, а именно:
Размер гвоздей dxl, мм |
Масса 1000 круглых гвоздей, кг |
3,0х70 3,0х80 3,5х90 |
3,770 4,330 6,600 |
При этом Комиссия Управления отмечает что, указанная масса гвоздей в ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2, 3)" является примерной.
Таким образом, Заказчиком установлено требование к массе гвоздей в пределах предусмотренных ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2, 3)".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений положений законодательства о контрактной системе по пунктам 32, 48, 53, 91 Технического задания раздел I общестроительные работы.
2. В пункте 42 Технического задания Заказчик указал:
42 |
Кирпич керамический одинарный размером 1НФ или 0,7НФ или 0,5НФ или 0,8НФ или 1,4НФ или 1,3 НФ или 1,8НФ. По прочности кирпич более М100. Класс средней плотности кирпича должен быть 1,4 или 2,0 или 2,4. Размеры, мм (ДхШхТ) 250-288х от 120 х от 65. Кирпич должен соответствовать требованиям ГОСТ 530-2012. Кирпич по теплотехническим характеристикам относится к группе условно-эффективные или малоэффективные. Кирпич с гладкими или рельефными вертикальными гранями. Средняя плотность кирпича в диапазоне не более от 1210 кг/м3 до 2400 кг/м3 |
1000 шт |
0,24 |
Согласно ГОСТ 530-2012 "Межгосударственный стандарт. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия", указанно:
Вид изделия |
Обозначение вида |
Номинальные размеры |
Обозначение размера изделия |
||
длина |
ширина |
толщина |
|||
Кирпич |
КР |
250 |
120 |
65 |
1НФ |
250 |
85 |
65 |
0,7НФ |
||
250 |
120 |
88 |
1,4НФ |
||
250 |
60 |
65 |
0,5НФ |
||
288 |
138 |
65 |
1,3НФ |
||
288 |
138 |
88 |
1,8НФ |
||
250 |
120 |
55 |
0,8НФ |
Согласно части 2 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Таким образом, требования Заказчика пункте 42 Технического задания не соответствуют ГОСТ 530-2012 "Межгосударственный стандарт. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия", а именно не предоставляется возможным выбрать кирпич размером 0,7 НФ, 0,5НФ, и 0,8НФ.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований в пункте 42 технического задания несоответствующих ГОСТ 530-2012 "Межгосударственный стандарт. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия".
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0187200001718000325 - 1 от 22.05.2018 на участие в аукционе было подано пять заявок из которых к участию в аукционе допущены три заявки.
В силу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По мнению Комиссии Управления, нарушение Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не повлияло на результаты электронного аукциона в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует.
Вышеизложенное соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "КоролСтрой" (ИНН4205237093 ОГРН1124205001480) от 15.05.2018 N692-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий", и Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Пожарное депо на 4 автохода", расположенного по адресу: г. Урай, Промбаза" (извещение N0187200001718000325) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии А.В. Демкин
Члены Комиссии: А.Д. Капаклы
Е.Е. Воросцова
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 22 мая 2018 г. N 03/ВК-2663
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2018