Резолютивная часть объявлена 22.05.2018 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 24.05.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- А.В. Демкин - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- А.Д. Капаклы - Старший государственный инспектор отдела Управления;
- Е.Е. Воросцова - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Тершинова Г.Н. по доверенности N07-19-исх-16 от 21.05.2018,Ахмедова О.О. по доверенности N07-19-исх-17 от 21.05.2018.
рассмотрев жалобу ООО "ИСТРАМЕД" от 15.05.2018 N687-ж (ИНН 5017072644, ОГРН 1075017004402) (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская окружная клиническая больница" при проведении запроса котировок, предметом которого является поставка мониторов суточного мониторирования артериального давления для отделения функциональной диагностики (извещение N 0387200000918000166) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса котировок.
1. Заказчик нарушил положения части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и пункта 6 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, в части не установления требований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Заказчик в нарушении пунктов 1,2 статьи 33 Закона о контрактной системе и части 4 статьи 13 Закона N102-ФЗ в пункте 3.3.6 проекта контракта установил требование об обязательном наличии в технической документации отметки о первичной поверке.
3. В нарушении части 13 статьи 34 и частей 3,6 статьи 94 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 6.2 проекта контракта предусмотрена возможность о включении в состав приемочной комиссии представителей участников закупки, участвовавших в процедуре определения поставщика, по итогам которого заключен Контракт, но не ставших победителями.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Извещение о проведении запроса котировок, предметом которого является поставка мониторов суточного мониторирования артериального давления для отделения функциональной диагностики (извещение N0387200000918000166) размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок 04.05.2018.
1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N102).
При этом согласно примечанию в перечне N1 Постановления N102 указано, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Предметом закупки является поставка мониторов суточного мониторирования артериального давления для отделения функциональной диагностики, Заказчиком был выбран код ОКПД 2 26.60.12.129 - Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки.
Код ОКПД2 26.60.12.129 входит в перечень N1 Постановления N102 :
Кардиомониторы прикроватные;
комплексы суточного электрокардиографического мониторирования;
анализаторы глюкозы.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что мониторы, приобретаемые Заказчиком, не являются Кардиомониторами прикроватными; комплексами суточного электрокардиографического мониторирования; анализаторами глюкозы, следовательно, при данной закупке не может быть установлено ограничение в соответствии с Постановлением N 102.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что на заседание Комиссии Управления Заявитель не явился, доводов опровергающих пояснения Заказчика не представил.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 3.3.6. проекта контракта Заказчиком установлено следующее требование:
"Гарантийный срок на поставляемый Товар не менее 12 (двенадцати) месяцев с момента поставки Товара. Остаточный срок поверки не менее 9 месяцев на момент поставки. Отметка о первичной поверке в технической документации обязательна".
Закупаемый Заказчиком монитор суточного мониторирования артериального давления входит в Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при осуществлении деятельности в области здравоохранения, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 февраля 2014 г. N 81н).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закона N 102-ФЗ) средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 102-ФЗ результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).
Также на основании пункта 28 раздела IV Приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 2 июля 2015 г. N 1815"Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке" место для нанесения знака поверки указывается в описании типа на средство измерения. Знак поверки наносится на средство измерения во всех случаях, когда конструкция средства измерения не препятствует этому и условия их эксплуатации обеспечивают сохранность знака поверки в течение всего межповерочного интервала.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что закупаемый Заказчиком товар приобретается для круглосуточного ношения его на теле пациентов, в связи с чем сохранность знака поверки в данном случае невозможна, именно поэтому в п.3.3.6. проекта государственного контракта Заказчиком установлено требование о том, что "Отметка о первичной поверке в технической документации обязательна".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления пришла к выводу о том, что пункт 3.3.6 проекта контракта не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе и статьи 13 Закона N102-ФЗ.
3. Проанализировав аукционную документацию Комиссией Управления было установлено, что в пункте 6.2. проекта контракта установлено следующее требование: "Приемка осуществляется не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента поставки товара в месте поставки товара уполномоченным представителем Заказчика. Представители Поставщика вправе присутствовать при проведении приемки. Заказчик вправе создать приемочную комиссию, состоящую из не менее пяти человек, для проверки соответствия товара требованиям, установленным Контрактом. В состав приемочной комиссии могут быть включены представители участников закупки, участвовавших в процедуре определения поставщика, по итогам которого заключен Контракт, но не ставших победителями. Проверка соответствия качества поставляемого товара требованиям, установленным Контрактом, может также с привлечением экспертов, экспертных организаций".
Частями 3,5,6 статьи 94 Закона о контрактной системе установлены следующие требования:
- для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения;
- по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что создание приемочной комиссии является правом Заказчика, при этом ни Законом о контрактной системе, ни положениями Гражданского кодекса Российской Федерации не установлены требования к составу приемочной комиссии Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что положения пункта 6.2 проекта контракта не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса Российской Федерации.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что пункт 6.2 проекта контракта на практике ни разу не применялся.
Комиссия Управления отмечает, что на участие в закупке было подано 2 заявки, по результатам определения поставщика победителем закупки определен ООО "ИСТРАМЕД" (Заявитель).
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ИСТРАМЕД" (ИНН 5017072644, ОГРН 1075017004402) от 15.05.2018 N687-ж на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская окружная клиническая больница" при проведении запроса котировок, предметом которого является поставка мониторов суточного мониторирования артериального давления для отделения функциональной диагностики (извещение N 0387200000918000166) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Капаклы А.Д.
Воросцова Е.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 22 мая 2018 г. N 03/КА-2665
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2018