Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: "_" - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: "_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; "_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя "_" (далее - Заявитель, ИП "_"), поступила 10.05.2018 г. (вх. N 3304э) на положения документации об аукционе "Выполнение работ по устройству детской площадки в рамках реализации Реестра наказов избирателей депутатам Городской думы города Ижевска" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300080518000025, далее - Аукцион, Закупка), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России в присутствии:
представителейЗаказчика - Территориального органа Администрации города Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска (далее - Заказчик) - "_" (доверенность от 16.05.2108 г. N 01-23-1180), "_" (доверенность от 16.05.218г. N 01-23-1181), "_" (доверенность от 16.05.2018 г. N 01-23-1179),
в отсутствие Заявителя - ИП "_",
УСТАНОВИЛА:
10.05.2018 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ИП "_"(вх.N 3304э) на положения документации об Аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении участником Закупки декларации о соответствии требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 1 статьи 31 Закона, а также требование об указании в первой части заявки конкретных показателей в отношении составных частей товара.
Заявитель считает, что описание объекта закупки противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика с доводом жалобы Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении участником Закупки декларации о соответствии требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 1 статьи 31 Закона согласились, указав на то, что при составлении документации об Аукционе была допущена техническая ошибка.
С доводом жалобы Заявителя о том, что описание объекта Закупки противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона представители Заказчика не согласились, пояснив, что при формировании технического задания Заказчику в рамках требований Закона о контрактной системе предоставлена возможность самостоятельно определять параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, чем и руководствовался Заказчик при составлении документации об Аукционе.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
28.04.2018 г. Заказчиком - Территориальным органом Администрации города Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска на официальном сайте www.zakupki.gov.ruразмещено извещение о проведении Аукциона, а также Аукционная документация. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 352 168,00 рублей.
03.05.2018 г. - дата внесения изменений в извещение о проведении Аукциона;
11.05.2018 г. 09-00 - дата и время окончания срока подачи заявок;
14.05.2018 г. - дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок;
17.05.2018 г. - дата проведения Аукциона.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 14.05.2018 г. для участия в закупке подано 4 заявки. Решением аукционной комиссии заявке с порядковым N 1 отказано в допуске к участию в Аукционе на основании требований пункта 4 части 4 статьи 67 Закона "_конкретный показатель используемого товара "сетка для гандбольных ворот" (размер ячейки) не соответствует показателю используемого товара, установленному заказчиком_". Заявки с порядковыми номерами 2,3,4 допущены до участия в Аукционе.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен, определение поставщика приостановлено.
Рассмотрев довод жалобы Заявителя о том, что описание объекта закупки противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе, следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях к объекту закупки. Требования к объекту закупки должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.
Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Согласно техническому заданию приложения N 1 к документации об Аукционе Заказчиком к товару гандбольные ворота и к сетке для гандбольных ворот установлены следующие показатели товара:
|
Наименование объекта закупки, примерный внешний вид |
Описание объекта закупки (функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ требованиям, установленным заказчиком) |
| ||
5 |
Примерный вид оборудования
Гандбольные ворота без сетки |
Габаритные размеры: длина х ширина - не менее 3200х1075 мм, Н= не менее 2100 мм. Возрастная группа: 6-14 лет. Материал: деревянный брус, склеенный под прессом из нескольких отборных досок из древесины хвойных пород, подвергнутой специальной обработке и сушке до мебельной влажности 7-10%, металлические элементы, покрытые порошковыми красками или подвергнутые гальванизации, оцинкованный крепеж, пластиковые заглушки на места резьбовых соединений, порошковая и двухкомпонентная краска, капрон. Ворота состоят из металлического каркаса из трубы сечением Деревянные детали должны быть тщательно отшлифованы и окрашены профессиональными двухкомпонентными красками в заводских условиях. Возможно увеличение размеров изделия за счет Подрядчика, уменьшение размеров изделия не допускается. |
6 |
Сетка для гандбольных ворот |
Габаритные размеры: длина х ширина - не менее 3600х2500 мм. Тип ячейки: квадрат. Диаметр нити: не менее 4,0 мм. Материал нити: капронвлагостойкий. Капроновая сетка для гандбольных ворот с ячейкой не более 100 мм производится методом машинной вязки. Возможно увеличение размеров изделия за счет Подрядчика, уменьшение размеров изделия не допускается. |
В соответствии с пунктом 3.4 инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе документации об Аукционе, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе.
Для гандбольных ворот установлен показатель для длины и ширины не менее 3200х1075 мм. H= не менее 2100 мм.
Для сетки гандбольных ворот установлен показатель длины и ширины не менее 3600х2500 мм с диаметром нити 4,00 мм, при этом сетка должна быть капроновой с ячейкой не более 100 мм и производится методом машинной вязки.
ГОСТ Р 55665-2013 "Оборудование для спортивных игр. Ворота для мини-футбола и гандбола. Требования и методы испытаний с учётом безопасности" (далее - ГОСТ Р 55665-2013) устанавливает требования в том числе и к гандбольным воротам, и к сетке для них.
Так, пунктом 3.1.2 ГОСТ определено, что длина и ширина гандбольных ворот должна составлять 3000х2000 мм с допустимым отклонением 3 мм соответственно.
Пунктом 3.1.4.2 ГОСТ определено, что длина и ширина сетки для гандбольных ворот составляет не менее 3100х2100 мм соответственно, при этом диаметр нити должен составлять не менее 4,0 мм.
Ни Аукционная документация, ни пояснения Заказчика не содержат обоснование использования нестандартных показателей к товарам, описанию объекта закупки. На основании вышеизложенного Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком - Территориальным органом Администрации города Ижевска Администрацией Индустриального района города Ижевска при описании объекта закупки, были использованы нестандартные показатели к материалам, которые не предусмотрены требованиями ГОСТ, применяемыми в соответствии с национальной системой стандартизации в Российской Федерации, а также не установлено обоснование использования данных нестандартных показателей.
Таким образом, Заказчиком при формировании описания объекта закупки не соблюдены требования частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Национальной системой стандартизации Российской Федерации для детских площадок оборудования и покрытия для них предусмотрен ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования". Данный ГОСТ распространяется на оборудование детских игровых площадок и покрытия детских игровых площадок, предназначенные для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования к безопасности конструкции и методам испытаний оборудования и покрытий детских игровых площадок.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что ГОСТ Р 52169-2012 не устанавливает требования в отношении используемых материалов для детских игровых площадок таких как: "_Материал: деревянная доска и деревянный брус, склеенный под прессом из нескольких отборных досок из древесины хвойных пород, подвергнутой специальной обработке и сушке до мебельной влажности 7-10%, влагостойкая фанера не ниже 1 сорта, изготовленная из шлифованного березового шпона повышенной водостойкости, склеенного клеем класса эмиссии Е1 с предварительной заделкой (замазкой или вставками) естественных дефектов древесины, полипропиленовый 6-прядный армированный металлом канат тросовой свивки с резиновым сердечником, пластик, металлические элементы, покрытые порошковыми красками или подвергнутые гальванизации, оцинкованный крепеж, пластиковые заглушки на места резьбовых соединений, порошковая и двухкомпонентная краска_".
Закон о контрактной системе, в статье 33 устанавливает требования к описанию объекта закупки: товару, работе, услуге. Положения указанной нормы, не предусматривают возможности установления требований к компонентам состава товаров, к материалам из которых должны быть изготовлены детские игровые площадки. Предъявление Заказчиком требований к компонентам товаров является избыточным.
Как указанно в определении Верховного суда Российской Федерации от 15.09.2016 г. N 307-КГ16-18338 "_установление в аукционной документации требований к компонентам и химическому составу товаров, а также требований к описанию участниками закупки в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, выполнении работ нарушает положения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе_".
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что требование Заказчика об указании в первой части заявки конкретных неизменяемых значений показателей в отношении материалов, используемых в товарах, установлено Заказчиком в отсутствие правовых оснований.
Установление в описании объекта закупки требования к показателям товаров не в соответствии с Национальной системой стандартизации, а также установление избыточных требований к товарам (компонентов к товарам и их материалам) не предусмотрено статьёй 33 Закона о контрактной системе, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев доводы жалобы Заявителя о том, неправомерных требованиях к составу заявки на участие в аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованными на основании следующего.
В силу требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.
В силу требований части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 5.2 документации об Аукционе, первая часть заявки должна содержать в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе.
Согласно пункту 23 документации об Аукционе инструкции по заполнению первой части заявки, участник закупки в составе первой части заявки должен дать конкретные значения неизменяемых показателей в отношении используемых материалов "_Материал: деревянная доска и деревянный брус, склеенный под прессом из нескольких отборных досок из древесины хвойных пород, подвергнутой специальной обработке и сушке до мебельной влажности 7-10%, влагостойкая фанера не ниже 1 сорта, изготовленная из шлифованного березового шпона повышенной водостойкости, склеенного клеем класса эмиссии Е1 с предварительной заделкой (замазкой или вставками) естественных дефектов древесины, полипропиленовый 6-прядный армированный металлом канат тросовой свивки с резиновым сердечником, пластик, металлические элементы, покрытые порошковыми красками или подвергнутые гальванизации, оцинкованный крепеж, пластиковые заглушки на места резьбовых соединений, порошковая и двухкомпонентная краска_".
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, который будет использоваться им при выполнении работ, соответственно требовать от участника закупки предоставления в составе первой части заявки указать конкретные значения показателей товаров, которые будут известны после проведения испытаний, а также конкретные значения компонентов товаров, материалов противоречит требованиям Закона.
Пункт 6.3 документации об Аукционе содержит требование к составу второй части заявки на участие в закупке о предоставлении, в том числе, декларации о соответствии участника Аукциона требованиям, установленным пунктами 1, 3-5, 7, 7.1 ,9 ,10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе не содержит положений, позволяющих Заказчику устанавливать требование о декларировании соответствия участника Аукциона требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное требование, установленное Заказчиком в пункте 6.3 документации об Аукционе является неправомерным.
Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик, установивший в документации об Аукционе требование о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов допустил нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, установившего у документации об Аукционе требование к участникам закупки с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержится событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указал Заявитель в своей жалобе, указанные нарушения не позволили Заявителю сформировать и подать заявку для участия в Аукционе, в связи с чем, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания Заказчику для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя "_" на положения документации об аукционе "Выполнение работ по устройству детской площадки в рамках реализации Реестра наказов избирателей депутатам Городской думы города Ижевска" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300080518000025) обоснованной.
2. Признать Заказчика - Территориальный орган Администрации города Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска нарушившим требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии Заказчика - Территориального органа Администрации города Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по устройству детской площадки в рамках реализации Реестра наказов избирателей депутатам Городской думы города Ижевска" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300080518000025)предписание об отмене всех протоколов составленных при проведении закупки, Заказчику - Администрации Индустриального района г. Ижевска выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путём внесения изменений в документацию об Аукционе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица Заказчика - Территориального органа Администрации города Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска по частям 4 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии _______ "_"
Члены Комиссии: _______ "_"
_______ "_"
"_"
(3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 16 мая 2018 г. N ОП07-06/2018-125
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2018