Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: "_" - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: "_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; "_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя "_" (далее - Заявитель, ИП "_"), поступила 14.05.2018 г. (вх. N 3454э) на действия заказчика - Территориального органа Администрации города Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска, связанные с размещением извещения о проведении аукциона "Выполнение работ по устройству спортивной площадки в рамках реализации Реестра наказов избирателей депутатам Городской думы города Ижевска" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300080518000024, далее - Аукцион, Закупка), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России в присутствии:
представителейЗаказчика - Территориального органа Администрации города Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска (далее - Заказчик) - "_" (доверенность от 16.05.2018 г. N 01-23-1180), "_" (доверенность от 16.05.218г. N 01-23-1181), "_" (доверенность от 16.05.2018 г. N 01-23-1179),
в отсутствие Заявителя - ИП "_",
УСТАНОВИЛА:
14.05.2018 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ИП "_" (вх.N 3454э) на действия Заказчика, связанные с размещением извещения о проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчик при размещении извещения об Аукционе нарушил требование пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку единые требования, предъявляемые к участникам закупки не соответствуют Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что описание объекта закупки противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика с доводом жалобы Заявителя о том, что Заказчиком при размещении извещения об Аукционе нарушил требование пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку единые требования, предъявляемые к участникам закупки не соответствуют Закона о контрактной системе не согласились, пояснив что единые требования к участникам Аукциона установлены в соответствии с требованиями статьи 31 Закона.
С доводом жалобы Заявителя о том, что описание объекта Закупки противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона представители Заказчика не согласились, пояснив, что доводы жалобы на положения документации об Аукционе не могут быть рассмотрены, поскольку жалоба подана после окончания срока подачи заявок.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
28.04.2018 г. Заказчиком - Территориальным органом Администрации города Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска на официальном сайте www.zakupki.gov.ruразмещено извещение о проведении Аукциона, а также Аукционная документация. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 211 279,00 рублей.
08.05.2018 г. 09-00 - дата и время окончания срока подачи заявок;
11.05.2018 г. - дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок;
14.05.2018 г. - дата проведения Аукциона.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 11.05.2018 г. на участие в Аукционе подано 3 заявки, к участию в Аукционе допущены все участники Аукциона, подавшие заявки для участия.
Согласно протоколу проведения Аукциона от 14.05.2018 г. наименьшее предложение о цене контракта поступило от участника закупки, заявке которого присвоен порядковый номер N 2 и составило 133 105,40 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 17.05.2018 г. заявки всех участников Аукциона признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе. Победителем Аукциона признан ИП "_",заявке которого присвоен порядковый номер N 2.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен, процедура определения поставщика приостановлена.
Рассмотрев довод жалобы Заявителя о том, Заказчик при размещении извещения об Аукционе нарушил требование пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, поскольку единые требования, предъявляемые к участникам закупки не соответствуют Закону о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным на основании следующего.
В силу требований части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
Согласно извещению о проведении Аукциона, размещённому Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте (http://zakupki.gov.ru) Заказчиком установлены единые требования к участникам Закупки в соответствии с требованиями частей 1 и 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в извещении о проведении Аукциона единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями частей 1 и 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, правомерны и не противоречат требованиям Закона.
Рассмотрев довод жалобы Заявителя о том, что описание объекта закупки противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России сообщает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона датой окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 08.05.2018 г., при этом жалоба подана Заявителем в Удмуртское УФАС России 14.05.2018 г. (вх.N3454э).
Комиссия Удмуртского УФАС России не рассматривает довод жалобы Заявителя о том, что описание объекта закупки противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку жалоба на положения документации об Аукционе подана Заявителем после окончания срока подачи заявок и у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения данного довода жалобы Заявителя.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России были установлены следующие нарушения в действиях Заказчика - Территориального органа Администрации города Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе, следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях к объекту закупки. Требования к объекту закупки должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.
Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
В соответствии с пунктом 3.4 инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе документации об Аукционе, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе.
Национальной системой стандартизации Российской Федерации для детских спортивных площадок предусмотрен ГОСТ Р 55677-2013 "Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования". Данный ГОСТраспространяется на оборудование детских спортивных площадок для детей и подростков. Стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции оборудования и методы испытаний.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что ГОСТ Р 55677-2013 не устанавливает требования в отношении используемых материалов для детских спортивных площадок таких как: "_Материал: влагостойкая фанера не ниже 1 сорта, изготовленная из шлифованного березового шпона повышенной водостойкости, склеенного клеем класса эмиссии Е1 с предварительной заделкой (замазкой или вставками) естественных дефектов древесины, металлические элементы, покрытые порошковыми красками, оцинкованный крепёж, пластиковые заглушки на места резьбовых соединений, порошковая и двухкомпонентная краска_".
Закон о контрактной системе, в статье 33 устанавливает требования к описанию объекта закупки: товару, работе, услуге. Положения указанной нормы, не предусматривают возможности установления требований к компонентам состава товаров, к материалам из которых должны быть изготовлены детские игровые площадки. Предъявление Заказчиком требований к компонентам товаров является избыточным.
Как указанно в определении Верховного суда Российской Федерации от 15.09.2016 г. N 307-КГ16-18338 "_установление в аукционной документации требований к компонентам и химическому составу товаров, а также требований к описанию участниками закупки в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, выполнении работ нарушает положения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе_".
Ни Аукционная документация, ни пояснения Заказчика не содержат обоснование использования нестандартных показателей к товарам, описанию объекта закупки. На основании вышеизложенного Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком - Территориальным органом Администрации города Ижевска Администрацией Индустриального района города Ижевска при описании объекта закупки, были использованы нестандартные показатели к материалам, которые не предусмотрены требованиями ГОСТ, применяемыми в соответствии с национальной системой стандартизации в Российской Федерации, а также не установлено обоснование использования данных нестандартных показателей.
Установление в описании объекта закупки требования к показателям товаров не в соответствии с Национальной системой стандартизации, а также установление избыточных требований к товарам (компонентов к товарам и к их материалам) не предусмотрено статьёй 33 Закона о контрактной системе, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В силу требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.
В силу требований части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 5.2 документации об Аукционе, первая часть заявки должна содержать в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе.
Согласно пункту 23 документации об Аукционе инструкции по заполнению первой части заявки, участник закупки в составе первой части заявки должен дать конкретные значения неизменяемых показателей в отношении используемых материалов"_Материал: влагостойкая фанера не ниже 1 сорта, изготовленная из шлифованного березового шпона повышенной водостойкости, склеенного клеем класса эмиссии Е1 с предварительной заделкой (замазкой или вставками) естественных дефектов древесины, металлические элементы, покрытые порошковыми красками, оцинкованный крепёж, пластиковые заглушки на места резьбовых соединений, порошковая и двухкомпонентная краска_".
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, который будет использоваться им при выполнении работ, соответственно требовать от участника закупки предоставления в составе первой части заявки указать конкретные значения показателей товаров, которые будут известны после проведения испытаний, а также конкретные значения компонентов товаров, материалов противоречит требованиям Закона.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что требование Заказчика об указании в первой части заявки конкретных неизменяемых значений показателей в отношении показателей материалов, используемых при выполнении работ, установлено Заказчиком в отсутствие правовых оснований.
Кроме того, из инструкции по заполнению первой части заявки, а также из технического задания документации об Аукционе не представляется возможным установить, что является показателями товара их значения, установить какие значения показателей являются изменяемыми, а какие неизменяемыми.
Пункт 6.3 документации об Аукционе содержит требование к составу второй части заявки на участие в закупке о предоставлении, в том числе, декларации о соответствии участника Аукциона требованиям, установленным пунктами 1, 3-5, 7, 7.1 ,9 ,10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе не содержит положений, позволяющих Заказчику устанавливать требование о декларировании соответствия участника Аукциона требованиям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное требование, установленное Заказчиком в пункте 6.3 документации об Аукционе является неправомерным.
Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик, установивший в документации об Аукционе требование о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов допустил нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, установившего у документации об Аукционе требование к участникам закупки с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержится событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указал Заявитель в своей жалобе, указанные нарушения не позволили Заявителю сформировать и подать заявку для участия в Аукционе, в связи с чем, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания Заказчику для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя "_" на действия заказчика - Территориального органа Администрации города Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска, связанные с размещением извещения о проведении аукциона "Выполнение работ по устройству спортивной площадки в рамках реализации Реестра наказов избирателей депутатам Городской думы города Ижевска" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300080518000024) необоснованной.
2. Довод Заявителя о нарушении требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не рассматривать, в связи с пропущенным сроком для обжалования положений документации об Аукционе.
3. Признать Заказчика - Территориальный орган Администрации города Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска нарушившим требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать аукционной комиссии Заказчика - Территориального органа Администрации города Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по устройству спортивной площадки в рамках реализации Реестра наказов избирателей депутатам Городской думы города Ижевска" (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300080518000024)предписание об отмене всех протоколов составленных при проведении закупки, Заказчику - Территориального органа Администрации города Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путём внесения изменений в документацию об Аукционе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица Заказчика - Территориального органа Администрации города Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска по частям 4 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии _______ "_"
Члены Комиссии: _______ "_"
_______ "_"
"_"
(3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 21 мая 2018 г. N ОП07-06/2018-136
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2018