Резолютивная часть объявлена: 22.05.2018
Полный текст изготовлен: 25.05.2018 г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>,
при участии председателей Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - Сидоренко К.В.;
в отсутствии представителей ОГБУЗ "Усольская городская больница(далее - Заказчик);
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного Общества с ограниченной ответственностью "МРМ" (далее - ООО "МРМ", заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об аукционе в электронной форме в порядке, предусмотренном ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "МРМ" на положения документации об аукционе в электронной форме на Поставку шовного материала.
Заявитель считает, что Заказчик в техническом задании аукционной документации установил требования товара к товару, нарушающие права потенциальных участников закупки. Ограничение конкуренции заключается в том, что заказчик в нарушение ст. 33 закона 44-ФЗ указал требования к товару не соответствующие ГОСТ. А именно: ГОСТ 31620-2012 устанавливает только химический состав нити, но не содержит требований о химическом составе покрытия нити.
По мнению Заявителя Заказчик занизил цену в отношении пункта 18 технического задания "Нить хирургическая", вводя потенциальных участников закупки в заблуждение.
Так же в нарушение ст. 33 закона 44-ФЗ заказчик указал в техническом задании требование к игле, несоответствующие действующему ГОСТ, а именно: в поз. 6 указано "тело иглы имеет квадратную форму". Действующий ГОСТ 26641-85 не содержит информации о игле с квадратным телом.
Уполномоченным органом представлены возражения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными, указывая, что требования к товару сформированы исходя из потребностей заказчика, и не нарушают требований действующего законодательства.
Комиссия, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, установила следующее.
Заказчиком 04.05.2018 г. на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000118001516 и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку шовного материала (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 961 775 рублей 59 копеек.
Согласно п. 1 ч. 1 ст.64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию о закупке такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведенных норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Описание объекта закупки содержится в части III документации об аукционе.
В Техническом задании документации об аукционе заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам шовного материала/
В силу ч. 1 ст. 105 Федерального закона N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Часть 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
ООО "МРМ" в своей жалобе указывает, что сформированное заказчиком описание шовных материалов, а именно, по мнению Заявителя в пункте 18 Технического задания аукционной документации:
- Хирургический шовный нерассасывающийся материал из полиэтилентерефталата с полибутилатным покрытием, плетеный. Метрический размер 2, условный размер 3/0. Длина нити не менее 75 см. Игла колющая, 1/2 окружности, не менее 19 и не более 21 мм длиной. Индивидуальная стерильная упаковка.
По мнению Заявителя, представленная совокупность характеристик указывает на продукцию производится единственным производителем - компанией "Stericat Gutstrings Pvt Ltd" (Индия). Данные характеристики по мнению Заявителя ограничивает круг участников закупки.
Однако ни при подаче жалобы, ни на рассмотрении жалобы ООО "МРМ" не представлены документы, подтверждающие указанные доводы. Заявителем также не предоставлены какие-либо доказательства того, что спорные требования к товарам не являются или не могут являться значимыми для заказчика и не соответствуют его действительным потребностям.
Согласно возражениям Уполномоченного органа, в соответствии с п. 21 ЧАСТИ II. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА определено, что:
"Участник закупки подает заявку на участие в электронном аукционе в виде электронного документа в двух частях, подаваемых одновременно.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт".
Вместе с тем, требования к товару были сформированы с учетом указанных в части III. НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ) ГОСТов.
Как пояснил заказчик, заявка на закупку шовного материала была сформирована исходя из потребности подразделений медицинской организации (операционные отделения родильного дома, детской больницы, стационара N1).
Вместе с тем, наличие либо отсутствие у единственного производителя шовного материала не ведет к ограничению количества участников закупки, поскольку предметом электронного аукциона является поставка медицинских изделий, зарегистрированных и разрешенных к применению на территории Российской Федерации, а не его изготовление.
Следовательно, участником закупки может выступать любое физическое или юридическое лицо, в том числе, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить шовный материал, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика. Данные параметры шовного материала были сформированы на основании потребностей, собранным по всем филиалам учреждения. При мониторинге цен, заказчиком были получены коммерческие предложения от нескольких поставщиков, готовых поставить товар, заявленный в документации об Электронном аукционе с указанными техническими характеристиками.
В обоснование установленных заказчиком в пункте 18 "Технического задания на поставку шовного материала" документации об Электронном аукционе требований к характеристикам хирургического шовного нерассасывающегося материала из полиэтилентерефталата с полибутилатным покрытием, Заказчик что в отличие от весьма кратковременного воздействия на края раны хирургических игл шовный материал находится в контакте с тканями продолжительное время, поэтому высокие требования предъявляют не только к механическим, но и к биологическим свойствам хирургических нитей. Данное полимерное покрытие используется при производстве шовных материалов. Полибутилат - материал, разработанный специально для "смазывания" хирургических нитей. Покрытие облегчает прохождение плетеных нитей через ткани, обеспечивая также отличную гибкость, удобство в обращении, легкое и гладкое завязывание при каждой затяжке.
Вместе с тем Комиссией установлено, ГОСТ 31620-2012 содержит сведения о том, что шовные материалы могут иметь полимерное или иное покрытие. Состав покрытия может быть нанесен на поверхность или может заполнять внутренние полости и межволоконные пространства шовного материала (и. 4.1.4). Таким образом, существует несколько видов нитей, которые имеют градацию по химическому составу. Так, например, комбинированная нить состоит из различных по химическому составу или структуре нитей (п. 3.18 ГОСТа). От химического состава, структуры материала зависит реакция тканей на его имплантацию, а, в конечном счете, нередко и итог операции.
Довод заявителя о том, что в позиции 18 технического задания Заказчик установил необоснованно низкую цену за товар "Нить хирургическая" не нашел своего подтверждения.
По доводу Заявителя, что заказчик указал в техническом задании требование к игле, несоответствующие действующему ГОСТ, а именно: в поз. 6 указано "тело иглы имеет квадратную форму". Действующий ГОСТ 26641-85 не содержит информации о игле с квадратным телом, Комиссией установлено, Заказчик в позиции 6 установил требование к игле - "Игла колющережущая 1/2 окружности. Игла должна иметь редуцированную площадь сечения для уменьшения размера отверстия прокола. Тело иглы имеет квадратную форму для придания большей устойчивости в иглодержателе" исходя из своих потребностей, ввиду того, что игла с квадратным телом используется при операциях на органах, где необходимым условием является сохранение целостности внутренней оболочки. Использование подобных игл позволяет прошивать все слои, не травмируя слизистую оболочку. Данное требование является функциональным и обоснованным, так как позволяет снизить риск осложнений, угрожающих жизни и здоровью пациентов.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что на участие в электронном аукционе поступило четыре заявки от участников закупки.
Следовательно, ограничений доступа к участию в электронном аукционе не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МРМ" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Оператору электронной площадки отменить приостановление закупки в части заключения контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 мая 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2018