Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: Шарапова М.Ю., старший государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;
Руденко Л.Э., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: представителя заявителя - <..>, представителей АО "СОГАЗ" <..>, представителей заказчика - <..>, рассмотрев жалобу заявителя - САО "ВСК" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Костромской области", как владельца транспортных средств (извещение N 0841100000218000016), и в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерального закона N 44-ФЗ) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 28.04.2018 г. на официальном сайте государственных и муниципальных закупок в сети "Интернет" http://www.zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Костромской области", как владельца транспортных средств (извещение N 0841100000218000016) (далее - Конкурсная документация).
11.05.20180 г. в адрес Костромского УФАС России от участника закупки - САО "ВСК" поступила жалоба по вышеуказанной закупке.
Заявитель в своей жалобе обжалует действия заказчика, который, по его мнению, в нарушение законодательства о контрактной системе при проведении вышеуказанного открытого конкурса в части утверждения конкурсной документации с нарушением норм закона о контрактной системе.
Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
"Создание Заказчиком преимуществ отдельным участникам конкурса право на заключение контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Костромской области", как владельца транспортных средств в 2015 году, что прямо противоречит антимонопольным требованиям к торгам, установленным п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ
В соответствии с пунктом 27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 30 Правил оценки заявки установлено, что в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
Пунктом 3.3 Приложения 3 к конкурсной документации "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (стр.42), предусмотрено, что оценка осуществляется по показателям, которые рассматриваются в следующем порядке:
- Показатели оценки - деловая репутация участника конкурса.
- Показатель оценки - наличие у участника конкурса (Страховщика) финансовых ресурсов, доля страховых резервов в пассиве, в %.
При этом последний показатель, поставлен в зависимость от опыта участника открытого конкурса по оказанию услуг, что заведомо ориентировано на узкий круг страховщиков.
28.04.2018 г. в условия конкурсной документации были внесены Изменения в части данного критерия.
По указанному показателю оценивается доля страховых резервов в пассиве, определяемая в соответствии с Формой N 1 - страховщик "Бухгалтерский баланс страховщика" на 31 декабря 2017 г. (за предыдущий календарный год) в соответствии с формулой:
(стр. 30 + стр. 33)/стр. 52 х 100,
где
стр. 30 - резервы по договорам страхования жизни, классифицированные как страховые,
стр.33 - резервы по страхованию иному, чем страхование жизни
стр. 52 - Итого капитала и обязательств.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение показателя.
Изменения в конкурсную документацию внесены после того, как сведения о количественных показателях деятельности страховщиков появились в свободном доступе для неограниченного круга лиц (Бухгалтерский баланс).
Результат проводимой процедуры, а именно: кто из страховщиков наберет максимальное количество баллов и кто будет определен победителем, можно предугадать заранее.
САО "ВСК" полагает, что в процессе организации торгов Заказчиком были нарушены нормы федерального законодательства, а конкретно, нарушены нормы ФЗ N 135 от 27.06.2006 г. "О защите Конкуренции".
В соответствии со ст. 17 Закона "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности, создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа информации, если иное не установлено федеральным законом (п.2, ч 1, ст. 17 Закона "О защите конкуренции").
Из чего следует, что конкурсная документация содержит положения, нарушающие требования ст.32 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и заведомо ориентирована на узкий круг страховщиков.
Таким образом, установленные Заказчиком критерии оценки:
- создают необоснованные конкурентные преимущества узкой группе страховщиков, что прямо противоречит антимонопольным требованиям к торгам, установленным п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона "О защите конкуренции".
Установление критериев, не обеспечивающих признание выигравшим торги участника, предложившего лучшие условия исполнения контракта, противоречит части 4 статьи 447 Гражданского Кодекса РФ.".
В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. На заседании Комиссии им представлены письменные возражения, в которых считает доводы жалобы не обоснованными, а положения документации составлены с учетом положений законодательства о контрактной системе.
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, возражения на доводы жалобы, выслушав представителя Заказчика и уполномоченного учреждения, изучив имеющиеся в деле документы и материалы, соответствующие нормативные правовые акты, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе).
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. В Приложении N 3 к конкурсной документации представлены критерии оценки заявок на участие в вышеназванном конкурсе. В том числе критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Заявителем жалобы указано, что в показателе оценки: "Наличие у участника конкурса (Страховщика) финансовых ресурсов, доля страховых резервов в пассиве, в %" - расчет производится с такой особенностью, при которой доля большего показателя будет у двух представителей на рынке страховых услуг Костромской области. Расчет данного показателя представлен формулой в соотношении сведений из формы "Бухгалтерского баланса страховщика" по состоянию на 31 декабря 2017 года, находящегося в открытом доступе.
Такое соотношение в процентном показателе не отражает платежеспособность страховщика объективно, что было установлено на заседании Комиссии Костромского УФАС России. Представители заказчика не смогли обосновать с формальной законной стороны применение данного показателя в оценке критериев заявок для вышеназванного конкурса.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В силу пункта 10 Правил для оценки нестоимостных критериев оценки заявок могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание таких критериев, с учетом оценки закупаемых товаров, работ, оказываемых услуг. Таким образом, заказчику в части выбора показателей для оценки нестоимостных критериев не запрещено применять любые показатели, объективно подтверждающие качество закупаемых товаров (работ, услуг).
На основании статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Между тем причины установления столь необъективного показателя, в итоге приводящего к ограничению количества участников, Заказчиком не приведены.
В силу части 2 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом Комиссией усматривается в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24, части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу САО "ВСК" обоснованной;
2. Признать за заказчиком нарушение части 5 статьи 24, части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции;
3. Не выдать обязательное для исполнения предписание, так как действующее предписание по Решению N 05-08-53/2018 выдано с учетом аналогичных выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.В. Ревельцев
Члены Комиссии М.Ю. Шарапова
Л.Э. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 16 мая 2018 г. N 05-08-53/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2018