Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Авто-Газ-Сервис" (далее - Заявитель) на действия администрации Баговского сельского поселения Мостовского района при проведении электронного аукциона: "Реализация мероприятий подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края" в Баговском сельском поселении Мостовского района государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" (извещение N0318300041718000002) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на неправомерный отказ в допуске к участию в электронном аукционе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Заявка отклонена правомерно.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Баговского сельского поселения Мостовского района проводился электронный аукцион: "Реализация мероприятий подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края" в Баговском сельском поселении Мостовского района государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" (извещение N0318300041718000002).
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 308 738,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч.2 ст.69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу N3/0318300041718000002 подведения итогов аукциона в электронной форме от 03.05.2018 г. заявка ООО "Авто-Газ-Сервис" (заявка N1) отклонена на основании п.1) ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, а именно: непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В связи с несоответствием представленной участником закупки информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе требованиям, установленными документацией об аукционе. Так в нарушение инструкции по заполнению заявки по материалам: "Смесь щебеночно-гравийно-песчаная ГОСТ 25607-2009" для показателя "марка щебня по дробимости по ГОСТ 8267-93 в составе смеси" участником предложено значение "800", что противоречит требованиям документации. В требованиях к материалам заказчиком была установлена возможность применения щебня из двух и более разновидностей горных пород, а требование к значению его "Марки по дробимости" установлено как "должно быть не менее 800". Согласно инструкции "При установлении требований к показателям, значения которых участник закупки менять не вправе, заказчик использовал приоритетное правило инструкции на случай использования фразы "(не) должен быть", с учетом возможных словоформ, чисел и родов. При предоставлении сведений по данному типу показателей, участник закупки должен представить в заявке значение показателя, в том числе словосочетания определяющие допустимый предел, следующие за указанной фразой, без изменений, но без использования слов: "(не) должен (-на, -но, -ны) быть. Обоснованность данного решения комиссии подтверждена решением УФАС по Краснодарскому краю от 26.02.2018 г. по делу NЭА-198/2018 (извещение N0118300003718000005). Таким образом, в заявках указанный показатель предоставляется без изменения со значением "не менее 800", при этом, исключив фразу "должно быть". "Смесь песчано-гравийная природная, обогащенная для строительных работ" участником предлагаются характеристики, соответствующие только "Обогащенным песчано-гравийным смесям". При этом в данной товарной позиции в наименовании товара (материала) через знак "," указаны два отдельных вида материала согласно п.4.1 ГОСТ 23735-2014. Из инструкции: При установлении в приложении Раздела 2 документации требований к материалам содержащих перечисление типов, видов, характеристик, значений показателей материала с использованием союза "и" или знака "," (запятая) в предложении участника сведения о материалах должны включать все перечисленные виды материалов, характеристики и значения показателей. В случае если участником предлагаются к поставке несколько видов материалов, отвечающих единому стандарту и со значениями соответствующих показателей согласно документации, такие товары отражаются в заявке разными позициями с указанием всех характеристик, предусмотренных документацией, и указанием предусмотренных значений показателей по каждой позиции. Кроме того, в Инструкции указано: Если в описании товаров заказчиком приводятся альтернативные или взаимоисключающие характеристики (показатели), соответствующие разным группам (типам, видам, классам и т.п.) товаров, то участник закупки согласно настоящей инструкции оставляет и указывает в заявке только те показатели и их значения, которые применимы к предлагаемому им товару, исходя из требований технического регламента или ГОСТ. При этом участником закупки должны быть приведены все показатели, которые установлены в документации и применимы для выбранной группы, вида, марки, класса и т.д. товара. Показатели, не относящиеся к виду (типу, марке, классу, группе и т.п.) предлагаемого товара или не совместимые с иными указываемыми характеристиками, в том числе исходя из требований регламентов и стандартов, не допускается приводить в заявке. Несоблюдение данного правила может привести к отклонению заявки за представление недостоверной информации.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 8 "Инструкция по заполнению заяви", которая содержит порядок предоставления сведений в составе заявки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где в Приложении "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" к Разделу 2 "Описание объекта закупки", в котором Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки. Заказчиком установлено:
N п/п |
Наименование товара (материала) |
Товарный знак (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки |
|
Показатель, единицы измерения |
Значение |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1
|
Щебень ГОСТ 8267-93
|
|
Требуется щебень из горных пород со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,0 г/см3, пригодный для дорожных работ. |
|
|
Группа щебня в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы |
2 или 3 |
||
|
Смесь фракций щебня, мм |
от 5(3) до 20 |
||
Марка щебня по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре |
не менее 800 |
|||
Марка щебня по морозостойкости |
не ниже F 100 |
|||
2 |
Смесь щебеночно-гравийно-песчаная |
|
Требуется смесь пригодная к применению для устройства покрытий и\или оснований автомобильных дорог. Допускается применение в смесях щебня из двух и более разновидностей горных пород. |
|
Наибольший размер минеральных зерен, мм |
требуется 40 |
|||
Марка щебня по дробимости по ГОСТ 8267-93 в составе смеси |
должна быть не менее 800 |
|||
Номер смеси по ГОСТ 25607-2009 |
С1 и С5 |
|||
Использование неорганических и органических вяжущих материалов в обработке смеси |
не допускается |
|||
Содержание засоряющих включений в смеси |
не допускается |
|||
3
|
Смесь песчано-гравийная природная, обогащенная для строительных работ |
|
Требуется смесь пригодная для устройства нижних слоев оснований под дорожные покрытия, дорожных насыпей, представляющая собой смесь песка и гравия. |
|
|
Группа смеси в зависимости от содержания зерен гравия |
2; 5 |
||
|
Наибольшая крупность зерен гравия в смеси, мм, в пределах диапазона |
10 - 70 |
||
|
Содержание засоряющих включений в смеси |
не допускается |
Документация электронного аукциона содержит Раздел 8 "Инструкция по заполнению заявки", где Заказчиком установлено: При установлении в приложении Раздела 2 документации требований к материалам содержащих перечисление типов, видов, характеристик, значений показателей материала с использованием союза "и" или знака "," (запятая) в предложении участника сведения о материалах должны включать все перечисленные виды материалов, характеристики и значения показателей. В случае если участником предлагаются к поставке несколько видов материалов, отвечающих единому стандарту и со значениями соответствующих показателей согласно документации, такие товары отражаются в заявке с указанием всех характеристик, предусмотренных документацией, и указанием предусмотренных значений показателей по каждой позиции. Кроме того, в Инструкции указано: Если в описании товаров заказчиком приводятся альтернативные или взаимоисключающие характеристики (показатели), соответствующие разным группам (типам, видам, классам и т.п.) товаров, то участник закупки согласно настоящей инструкции оставляет и указывает в заявке только те показатели и их значения, которые применимы к предлагаемому им товару, исходя из требований технического регламента или ГОСТ. При этом участником закупки должны быть приведены все показатели, которые установлены в документации и применимы для выбранной группы, вида, марки, класса и т.д. товара. Показатели, не относящиеся к виду (типу, марке, классу, группе и т.п.) предлагаемого товара или не совместимые с иными указываемыми характеристиками, в том числе исходя из требований регламентов и стандартов, не допускается приводить в заявке. Несоблюдение данного правила может привести к отклонению заявки за представление недостоверной информации.
В заявке N1 ООО "Авто-Газ-Сервис" в поз.3 таблицы предлагаемых материалов как для природной, так и для обогащенной песчано-гравийной смеси указаны конкретные значения для показателей "Группа смеси в зависимости от содержания зерен гравия" и "Наибольшая крупность зерен гравия в смеси, мм, в пределах диапазона". При том, что для природной ПГС показатель "Группа смеси" согласно п.4.3.4 ГОСТ 23735-2014 не определяется и не должен быть представлен в заявке для данного вида смеси. А величина показателя "Наибольшая крупность зерен гравия" для природной смеси, т.е. поставляемой без какой-либо ее переработки (п.4.1. ГОСТ 23735-2014), должна быть не менее 10 и не более 70 мм (п.4.5 ГОСТ 23735-2014). В аукционной документации в требованиях к материалам для показателя "Наибольшая крупность зерен гравия в смеси, мм, в пределах диапазона" было установлено требование к значению 10 - 70. По инструкции: Часть показателей, предельные значения которых устанавливаются при выпуске определенной продукции как диапазонным значением, так и точным, в описании объекта закупки представлены с использованием фразы "в пределах диапазона" и в заявках участников могут быть представлены как точным, так и не выходящим за пределы диапазонным значением следующим образом:
Пример:
Показатель, ед.изм. |
Значение, установленное заказчиком |
Соответствует (при заполнении участником) |
Соответствует (при заполнении участником) |
Не соответствует (при заполнении участником) |
РЬ, в пределах диапазона |
5-7 |
5-7 |
6 |
4-7 |
В нарушение инструкции по заполнению заявки по материалам: "Смесь щебеночно-гравийно-песчаная ГОСТ 25607-2009" для показателя "Марка щебня по дробимости по ГОСТ 8267-93 в составе смеси" участником предложено значение "800", что противоречит требованиям документации. В требованиях к материалам заказчиком согласно п.3.2.7 ГОСТ 25607-2009 была установлена возможность применения щебня из двух и более разновидностей горных пород, а требование к значению его "Марки по дробимости" установлено как "должно быть не менее 800". Согласно инструкции "При установлении требований к показателям, значения которых участник закупки менять не вправе, заказчик использовал приоритетное правило инструкции на случай использования фразы "(не) должен быть", с учетом возможных словоформ, чисел и родов. При предоставлении сведений по данному типу показателей, участник закупки должен представить в заявке значение показателя, в том числе словосочетания определяющие допустимый предел, следующие за указанной фразой, без изменений, но без использования слов: "(не) должен (-на, -но, -ны) быть". Таким образом, в заявках указанный показатель предоставляется без изменения со значением "не менее 800", но без фразы "должно быть"
Относительно довода жалобы об отсутствии трактовки термина "не допускается" в инструкции установлено: Использование участником слов "необходимо", "(не) допускается" (в различных словоформах) не указывает на разночтения и неопределенное толкование и должно оставляться в заявке, в случае использования их заказчиком.
Таким образом, отказ в допуске ООО "Авто-Газ-Сервис" по основаниям, указанным в протоколе N3/0318300041718000002 подведения итогов аукциона в электронной форме от 03.05.2018 г., не противоречит Закону о контрактной системе и аукционной документации.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авто-Газ-Сервис" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300041718000002).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 мая 2018 г. N ЭА-819/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2018