Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Меркулова Н.С. -руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. -начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей - Астраханской клинической больницы ФГБУЗ "Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" Баймухамедову Т.А. (доверенность от 15.05.2018 N02-09/728), Игошиной Н.Н. (доверенность от 15.05.2018 N02-09/727), в присутствии представителя ООО "Тензор" (адрес: 121609, г.Москва. ул.Рублевское шоссе, д.38, к.2, 4-345) Ларионова С.А. (доверенность от 02.03.2018), рассмотрев жалобу ООО "Тензор" на действия государственного заказчика Астраханской клинической больницы ФГБУЗ "Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплексов программно-аппаратных суточного мониторирования артериального давления для нужд АКБ ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России (номер извещения: 0325100028818000051), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 10.05.2018 поступила жалоба ООО "Тензор" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Астраханской клинической больницы ФГБУЗ "Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплексов программно-аппаратных суточного мониторирования артериального давления для нужд АКБ ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России (номер извещения: 0325100028818000051) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителей Заказчика и представителя Заявителя и оценив их доводы, Комиссия установила, что 03.05.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона (реестровый N0325100028818000051) и документация об электронном аукционе на поставку комплексов программно-аппаратных суточного мониторирования артериального давления для нужд АКБ ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России (номер извещения: 0325100028818000051) (далее - аукционная документация).
По результатам проведения внеплановой проверки, Комиссия приходит к следующим выводам.
1) Довод заявителя жалобы о том, что заказчик в нарушение законодательства о контрактной системе своими разъяснениями изменил суть аукционной документации является необоснованным по следующим основаниям.
По мнению заявителя, Заказчик указав в ответе на запрос участника закупки о разъяснении положений документации об аукционе, что комплексы программно-аппаратные суточного мониторирования артериального давления должны обеспечивать два способа передачи результатов мониторирования АД в рабочую станцию - через картридер и через кабель связи USB-miniUSB, дополнил требования к товару, определенные документацией.
Между тем, Заказчик в техническом задании аукционной документации установил в том числе следующие требования к товару:
Съемная карта памяти монитора АД |
наличие |
Передача данных суточного мониторирования из монитора АД в рабочую станцию по общеупотребительному кабелю связиUSB-miniUSB.Общеупотребительный кабель связи монитора АД стандарта USB с рабочей станцией без дополнительных преобразователей в конструкции кабеля, обуславливающих закупку данного кабеля только у производителя и его дилеров. |
Наличие по каждому пункту |
Картридер |
не менее 1шт. |
Комиссия, проанализировав всю совокупность требований к товару, указанные в техническом задании Заказчика, установила, что из смысла этих требований следует необходимость обеспечения передачи данных суточного мониторирования из монитора АД в рабочую станцию как по общеупотребительному кабелю связиUSB-miniUSB, так и через картридер.
В данном случае суть аукционной документации в вышеуказанном ответе Заказчика на запрос не изменяется.
2) По мнению Заявителя, Заказчик ненадлежащим образом установил предельно допустимое значение погрешности измерения артериального давления, поскольку не включил в описание требований к погрешности слова "не более". Заявитель считает, что участники закупки лишены возможности предложить к поставке товары с меньшей погрешностью, нежели чем +/- 3 мм.рт.ст.
Однако Заявителем не учтено следующее.
Согласно техническому заданию аукционной документации Заказчик установил нижеприведенные требования:
Верхняя граница абсолютной погрешности измерения давления воздуха в манжете +3 мм.рт.ст. |
наличие |
Нижняя граница абсолютной погрешности измерения давления воздуха в манжете -3 мм.рт.ст. |
наличие |
Комиссия с доводом Заявителя не соглашается ввиду того, что Заказчиком установлены верхняя (+3) и нижняя (-3) границы погрешности измерения артериального давления (то есть диапазон значений), которые не ограничивают участников закупки в возможности указать в заявке на участие в аукционе значения, которые входят в диапазон значений погрешности от -3 до +3 мм.рт.ст., но при этом больше нижней границы и меньше верхней границы диапазона.
Ни инструкция по заполнению заявки, ни иные части документации об аукционе не содержат положений, позволяющих сделать обратный вывод. В частности, в документация об аукционе при установлении требований к границам значений погрешности не используются слова "не менее".
При этом Комиссия отмечает, что именно такое толкование требований к предельным значениям погрешности дано Заказчиком в разъяснениях положений аукционной документации.
3) Заявитель считает, что Заказчик необоснованно ограничил количество участников закупки, установив требования: 1) об отсутствии аппаратных модулей в составе монитора АД, относящихся к регистрации ЭКГ, а именно: электронных компонентов и посадочных мест под них на печатной плате, 2) о том, что все манжеты должны быть со скобой, 3) к размерам плечевой манжеты не менее от 24 до 32 см и не менее от 28 до 40 см.
Как определено статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на таких принципах, как обеспечение конкуренции и эффективность осуществления закупок.
Раскрывая правовое содержание данных принципов, указанный закон устанавливает, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8). Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 12).
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1). Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приведенные положения статьи 33 Закона о контрактной системе взаимосвязаны с положениями, закрепляющими принципы контрактной системы в сфере закупок, и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Совокупное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе включить в документацию о закупке такое описание объекта закупки, которое, с одной стороны, обеспечит удовлетворение его потребностей (с учетом специфики деятельности), и, с другой стороны, позволит расширить возможности для участия физических и юридических лиц в осуществлении закупки и стимулировать такое участие.
То есть заказчик может определять требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
Согласно пояснениям представителей Заказчика у медицинского учреждения существует потребность именно в приобретении комплексов программно-аппаратных суточного мониторирования артериального давления без аппаратных модулей, относящихся к регистрации ЭКГ, в составе монитора, поскольку Заказчик не нуждается в комбинированном регистраторе АД и ЭКГ. При этом ему необходимы манжеты со скобой с размерами от 24 до 32 см и от 28 до 40 см.
Заявитель же каких-либо доказательств того, что Заказчик произвольно установил указанные требования, либо того, что указанные требования не позволят удовлетворить нужды Заказчика, не представил, равно как и не представил доказательств того, что у него отсутствует возможность приобрести и предложить к поставке товар без аппаратных модулей, относящихся к регистрации ЭКГ, в составе монитора, а также манжеты со скобой с размерами от 24 до 32 см и от 28 до 40 см.
4) Заявитель считает требование Заказчика о том, что "Манжеты должны быть с нанесенной графической маркировкой товарного знака производителя манжеты или с указанием фирмы производителя манжеты" ограничивающим количество участников закупки, в обоснование чего ссылается на то, что производители закупаемого товара могут и не иметь зарегистрированный товарный знак.
Комиссия с данным довод не соглашается ввиду того, что указание товарного знака на манжете не является обязательным, вместо него допустимо указание на производителя манжеты.
5) Заявитель также указывает, что в извещении и в информационной карте Заказчика имеются разночтения в наименовании Заказчика.
В извещении указано что Заказчиком является Астраханская клиническая больница ФГБУЗ "Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства", тогда как в документации указан Заказчик ФГБУЗ "Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства".
Между тем, Астраханская клиническая больница ФГБУЗ "Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" является филиалом ФГБУЗ "Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства. Поскольку в извещении и документации об аукционе указано одно и тоже юридическое лицо, то Комиссия нарушения Закона о контрактной системе не усматривает.
6) Вместе с тем, Комиссия соглашается с доводом жалобы о том, что определенным Заказчиком требованиям соответствует товар только одного производителя.
Так, в техническом задании установлены следующие требования:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Комплексы программно-аппаратные суточного мониторирования артериального давления для нужд АКБ ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России |
шт |
3 |
Указать страну производства |
|
Указать наименование медицинского оборудования по регистрационному удостоверению |
|
Декларация соответствия |
наличие |
Технические характеристики |
требования |
Медицинское оборудование соответствует: ГОСТ Р МЭК 60601-1-2-2014, |
наличие |
Медицинское оборудование предназначено для автоматической не инвазивной регистрации артериального давления и частоты пульса пациента |
наличие |
Метод измерения артериального давления осциллометрический |
наличие |
Ступенчатое стравливание воздуха при измерении АД |
наличие |
Длительность мониторирования артериального давления, час, |
не менее 24 |
Питание монитора АД от общеупотребительных аккумуляторов АА, |
не более 2 |
Вес, без источников питания грамм, не более |
150 |
Габариты монитора мм, не более |
94*63*28 |
Графическим ЖК дисплей высокой чёткости |
наличие |
Встроенный актиграф (датчик положения тела по двум осям ) |
наличие |
Возможность программировать и просматривать данные мониторирования без компьютера |
наличие |
Съемная карта памяти монитора АД |
наличие |
Управление монитором АД клавишами |
не менее 2 |
Индикация на дисплее монитора АД:систолическое, диастолическое АД и ЧСС; |
Наличие по каждому пункту. |
Передача данных суточного мониторирования из монитора АД в рабочую станцию по общеупотребительному кабелю связиUSB-miniUSB.Общеупотребительный кабель связи монитора АД стандарта USB с рабочей станцией без дополнительных преобразователей в конструкции кабеля, обуславливающих закупку данного кабеля только у производителя и его дилеров. |
Наличие по каждому пункту |
Верхняя граница абсолютной погрешности измерения давления воздуха в манжете +3 мм.рт.ст. |
наличие |
Нижняя граница абсолютной погрешности измерения давления воздуха в манжете -3 мм.рт.ст. |
наличие |
Отсутствие аппаратных модулей в составе монитора, относящиеся к регистрации ЭКГ, а именно электронные компоненты и посадочные места под них на печатной плате (печатных платах). |
наличие |
Манжеты должны быть с нанесенной графической маркировкой типоразмера (с диапазоном обхвата плеча). |
наличие |
Манжеты должны быть с нанесенной графической маркировкой товарного знака производителя манжеты или с указанием фирмы производителя манжеты. |
наличие |
Все манжеты, входящие в поставку, должны быть со скобой. |
наличие |
Пневмошланг с герметичным пневматическим разъемом для манжеты, должен быть совместим со всеми манжетами необходимыми к поставке. |
наличие |
Длина каждого пневмошланга для манжет. |
не менее 105 см |
Пневматический разъем пневмошланга должен позволять свободное вращение составных частей байонетного разъема без потери герметичности для предотвращения перекручивания пневмошланга манжеты. |
наличие |
Характеристики программного обеспечения для анализа результатов исследования |
требование |
Запуск регистрациии программирование через клавиши монитора АД, автономно без ПК |
наличие |
Выбор при помощи клавиш на мониторе АД пациентной группы: взрослые, дети |
наличие |
Выбор при помощи клавиш на мониторе АД планов мониторирования АД |
наличие |
Количество планов мониторирования АД с различными интервалами между измерениями АД выбираемых при помощи клавиш на мониторе АД |
не менее 4 |
Просмотр всех результатов суточного мониторинга на дисплее монитора АД по окончании мониторирования. |
наличие |
Запуск регистрации, ввод данных пациента и программирование монитора через программу ПК. |
наличие |
Программное обеспечение с установкой на не менее чем двух рабочих станциях ПК. |
наличие |
Представление результатов в виде таблиц, графиков и гистограмм с функцией их редактирования. |
наличие |
Редактирование данных пациента, результатов, графиков и комментариев. |
наличие |
Расчет основных статистических показателей результатов исследования: средние значения САД, ДАД, СрАД, ЧСС за сутки, день, ночь и дополнительный интервал, вариабельность АД, индекс времени САД и ДАД, индекс площади САД и ДАД, |
наличие |
Исключение ошибочных измерений из анализа с автоматической коррекцией всех результатов анализа. |
наличие |
Расчет среднего пульсового АД. |
наличие |
Детский режим суточного мониторирования АД. |
наличие |
Последовательное сравнение разных регистраций одного пациента. |
наличие |
Программное обеспечение для анализа данных суточного мониторирования АД позволяет изменять язык меню ПО c русского на английский или немецкий языки для передачи данных исследования в клиники за пределы России. |
наличие |
Комплект поставки на один суточный монитор АД |
требование |
Носимый монитор АД с чехлом и ремнями |
не менее 1шт. |
Общеупотребительный кабель связи монитора АДUSB-miniUSBс рабочей станцией |
не менее 1шт. |
Программное обеспечение для анализа результатов исследования на СД диске |
не менее 1шт. |
Пневмошланг с герметичным пневматическим разъемом для манжеты, |
не менее 2шт. |
Манжета со скобой, без латекса, для плеча от 24 до 32 см. |
не менее 1шт. |
Манжета со скобой, без латекса, для плеча от 28 до 40 см. |
не менее 1шт. |
Съемная карта памяти монитора АД |
не менее 1шт. |
Картридер |
не менее 1шт. |
Зарядное устройство на не менее чем 4 аккумулятора АА |
не менее 1шт. |
Аккумуляторы типа размера АА |
не менее 4шт. |
Паспорт технический |
не менее 1шт. |
Руководство по эксплуатации на русском языке |
не менее1шт. |
Установка и ввод в эксплуатацию с обучением не менее 4 часов, персонала на рабочем месте |
наличие |
Соответствие энергопотребления всего оборудования стандартам электрической сети Российской Федерации: 220 В, 50 Гц |
наличие |
Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) |
наличие |
Дата производства оборудования не ранее |
2017 года |
Гарантия поставщика оборудования, с даты ввода в эксплуатацию не менее |
12 месяцев |
Представители Заказчика пояснили, что этим требованиям удовлетворяет продукция двух производителей: ООО "Петр Телегин" - комплекс "БиПиЛАБ" и ООО "Медиком" - комплекс "Медиком-комби".
Однако, проанализировав требования к товару в их совокупности, Комиссия приходит к выводу о том, что указанным требованиям соответствует только комплекс "БиПиЛАБ".
Комплекс "Медиком-комби" не соответствует требованию Заказчика к габаритам монитора, а именно: габариты монитора должны быть не более 94х63х28 мм, тогда как согласно Описанию типа средства измерений, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.04.2018 N 771, габаритные размеры регистраторов "Медиком-комби" МД-01 и МД 01-М составляют не более 104х68х26 мм. При этом Заказчик не представил доказательств производства ООО "Медиком" с 20.04.2018 регистраторов "Медиком-комби" МД-01 и МД 01-М с габаритными размерами, не превышающими 94х63х28 мм.
Что касается довода Заявителя о том, что монитор "БиПиЛАБ" не способен передавать данные суточного мониторирования из монитора АД в рабочую станцию как по общеупотребительному кабелю связиUSB-miniUSB, так и через картридер, то Комиссия отклоняет его как не нашедший своего документального подтверждения.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На заседании Комиссии Заказчик не представил документального подтверждения того обстоятельства, что удовлетворить его потребности не могут товары иных производителей, кроме как ООО "Петр Телегин".
При таких обстоятельствах требования к товару, установленные в документации об аукционе, Комиссия признает ограничивающими количество участников закупки, в связи с чем не соответствующими пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Допущенное Заказчиком нарушение содержит признаки административного правонарушения, состав которого предусмотрен частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тензор" на действия государственного заказчика Астраханской клинической больницы ФГБУЗ "Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплексов программно-аппаратных суточного мониторирования артериального давления для нужд АКБ ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России (номер извещения: 0325100028818000051) обоснованной в части.
2. Признать государственного заказчика Астраханской клинической больницы ФГБУЗ "Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку комплексов программно-аппаратных суточного мониторирования артериального давления для нужд АКБ ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России (номер извещения: 0325100028818000051).
3. Выдать государственному заказчику Астраханской клинической больницы ФГБУЗ "Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку комплексов программно-аппаратных суточного мониторирования артериального давления для нужд АКБ ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России (номер извещения: 0325100028818000051).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 17 мая 2018 г. N 176-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2018