Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие индивидуального предпринимателя Евграфова Д.А. (надлежащим образом уведомлен), в присутствии представителей муниципального заказчика администрации МО "Город Ахтубинск" Барсукова М.С. (доверенность от 07.09.2017 N48), Новицкого А.Д. (доверенность от 18.05.2018 N27), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Евграфова Д.А. (656012, г.Барнаул, ул.Ткацкая, 73) на действия муниципального заказчика - администрации МО "Город Ахтубинск", при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство объекта: "Распределительные сети газоснабжения жилых домов в г. Ахтубинск, в квартале ограниченным затон р. Волга - р. Ахтуба, до территории головного водопровода" (XIII этап) (реестровый N0125300003918000044), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 14.05.2018 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Евграфова Д.А. (далее - Заявитель, ИП Евграфов Д.А.) на действия муниципального заказчика - администрации МО "Город Ахтубинск" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство объекта: "Распределительные сети газоснабжения жилых домов в г. Ахтубинск, в квартале ограниченным затон р. Волга - р. Ахтуба, до территории головного водопровода" (XIII этап) (реестровый N0125300003918000044) (далее -электронный аукцион), в которой сообщалось, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Комиссия, изучив документы, составленные и полученные в ходе проведения аукциона, установила, что 26.04.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация о нем.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство объекта: "Распределительные сети газоснабжения жилых домов в г. Ахтубинск, в квартале ограниченным затон р. Волга - р. Ахтуба, до территории головного водопровода" (XIII этап) (реестровый N0125300003918000044) и документации о нем, включая обоснованность их положений.
I. По мнению Заявителя, установленная Заказчиком при описании объекта закупки фракция щебня "20-40 мм" не соответствуют требованиям действующего государственного стандарта.
Комиссия считает данный довод обоснованным ввиду следующего.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию о наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчик в приложении N1 к техническому заданию аукционной документации "Значения показателей, которым должны соответствовать используемые подрядчиком для выполнения работ товары (материалы)" установил следующие характеристики щебня: "из природного камня для строительных работ марка:400 фракция 20-40 мм ГОСТ 8267-93".
Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 17.06.1994 N 18-43) щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.
Таким образом, Заказчик, установив характеристики товара, используемого при выполнении работ, не соответствующие действующему ГОСТ 8267-93, и не включив в документацию обоснование необходимости использования других показателей, допустил нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
II. Заявитель считает, что Заказчик ненадлежащим образом установил требования к материалу "Труба стальная эл. сварная 25 х2,5 мм".
Представители Заказчика с данным довод согласились, признав данную ошибку технической.
Заказчик в приложении N1 к техническому заданию аукционной документации "Значения показателей, которым должны соответствовать используемые подрядчиком для выполнения работ товары (материалы)" установил следующие характеристики трубы стальной эл. сварной 25 х2,5 мм: "Трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской из стали марок БСТ2кп-БСт4кп и БСт2пс-БСТ4пс ГОСТ 10704-91,Условный проход 25 мм, толщина стенки 2,5 мм".
Однако, как следует из проектно-сметной документации, значение "25 мм" относится в данном случае именно к наружному диаметру, но не к условному проходу.
Указанные действия Заказчика не соответствуют ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
III. В жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчик в техническом задании аукционной документации описывает объект закупки с указанием товарного знака без возможности предоставления эквивалента, что, по мнению Заявителя, является нарушением норм Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки содержится в приложении N1 к техническому заданию аукционной документации "Значения показателей, которым должны соответствовать используемые подрядчиком для выполнения работ товары (материалы)" аукционной документации. Данной частью установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ с использованием товарных знаков без сопровождения словами "или эквивалент", так, например: позиция "Труба стальная изолируемая двухслойным покрытием из экструдированного полиэтилена "СЭВИЛЕН"". Однако в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок товарные знаки не сопровождаются словами "или эквивалент". При этом обоснование невозможности описания объекта закупки иным способом без товарных знаков при рассмотрении жалобы не представлено.
Данные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
IV. Заявитель считает, что указание Заказчиком на ТУ в аукционной документации без включения в состав документации текста технических условий, позволяющего определить требования к изделию, является нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с приложением N1 к техническому заданию аукционной документации "Значения показателей, которым должны соответствовать используемые подрядчиком для выполнения работ товары (материалы)" аукционной документации, в том числе, установлены требования к материалам используемым при выполнении работ в соответствии с техническими условиями, например такие как: "Переходник ПЭ- ВП/сталь USTR ПЭ 100 SDR11-110/100" неразъемное соединение "полиэтилен- сталь" соответствует ТУ 2248-025-00203536-96; "Соединения изолирующие с присоединением под сварку СИ-100" ТУ4859-001-35506687-2000; "Сигнальная лента "ГАЗ" шириной 0,2-м =0,5 мм" Лента сигнальная "ГАЗ" ЛСГ по ТУ 2245-002-21696750-2002.
Согласно пункту 15 статьи 2 Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).
В силу статьи 21 данного закона технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах). Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4 этого закона.
Действующие нормативные правовые акты не устанавливают обязанность изготовителей и исполнителей по опубликованию в общедоступных источниках информации текста технических условий в полном объеме.
Таким образом, Заказчик, устанавливая требования к соответствию поставляемого товара тем или иным техническим условиям, разработанным по заказу определенной организации, обязан включить в описание объекта закупки такие технические условия.
В рассматриваемом случае Заказчиком данная обязанность не выполнена, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Согласно ч.2 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N570 от 15.05.2017) утверждены следующие виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам:
1. Подготовительные работы
2. Земляные работы
3. Инженерная подготовка территории
4. Инженерная защита территории
5. Свайные работы
6. Устройство фундаментов и оснований
7. Возведение несущих конструкций
8. Возведение наружных ограждающих конструкций
9. Устройство кровли
10. Фасадные работы
11. Внутренние отделочные работы
12. Устройство внутренних санитарно-технических систем
13. Устройство внутренних электротехнических систем
14. Устройство внутренних трубопроводных систем
15. Устройство внутренних слаботочных систем
16. Установка подъемно-транспортного оборудования
17. Монтаж технологического оборудования
18. Пусконаладочные работы
19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20. Устройство наружных сетей канализации
21. Устройство наружных сетей водоснабжения
22. Устройство наружных сетей теплоснабжения
23. Устройство наружных сетей газоснабжения
24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог
25. Работы по обустройству автомобильной дороги
26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути
27. Устройство трубопроводов
28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия
29. Устройство туннелей
30. Устройство штолен
31. Устройство искусственных сооружений
32. Дноуглубительные и водолазные работы
33. Гидротехнические работы
34. Благоустройство
П. 2 Постановления N570 от 15.05.2017 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N570 от 15.05.2017, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N570 от 15.05.2017, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Комиссия, изучив аукционную документация Заказчика, установила что в ней содержатся, в том числе, такие виды работ, как устройство надземных металлических опор под газопровод, прокладка газопровода, земляные работы.
Однако Заказчиком в проекте контракта не установлены виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Данные действия Заказчика образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком нарушения являются существенными, влияют на субъектный состав закупки и, как следствие, на результат определения победителя, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Евграфова Д.А. (656012, г.Барнаул, ул.Ткацкая, 73) на действия муниципального заказчика - администрации МО "Город Ахтубинск", при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство объекта: "Распределительные сети газоснабжения жилых домов в г. Ахтубинск, в квартале ограниченным затон р. Волга - р. Ахтуба, до территории головного водопровода" (XIII этап) (реестровый N0125300003918000044) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - администрацию МО "Город Ахтубинск", нарушившим ч.1 ст. 33, пункт 1 части 1 статьи 64, ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство объекта: "Распределительные сети газоснабжения жилых домов в г. Ахтубинск, в квартале ограниченным затон р. Волга - р. Ахтуба, до территории головного водопровода" (XIII этап) (реестровый N0125300003918000044).
3. Выдать муниципальному заказчику - администрации МО "Город Ахтубинск" предписание об устранении допущенных нарушений при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на строительство объекта: "Распределительные сети газоснабжения жилых домов в г. Ахтубинск, в квартале ограниченным затон р. Волга - р. Ахтуба, до территории головного водопровода" (XIII этап) (реестровый N0125300003918000044).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21 мая 2018 г. N 179-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2018