Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от заказчика: Администрации Упоровского муниципального района (далее также - заказчик), _ по доверенности от 11.05.2018 N1102,
в отсутствии представителя заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Строй Лес" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки), извещенного надлежащим образом, о дате и времени рассмотрения настоящего дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества на действия заказчика при проведении электронного аукциона NАЭ 0021/18 на выполнение дорожных работ в 2018 г. в Упоровском муниципальном районе (реестровый номер закупки в информационно-телекмуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300027118000032) (далее также - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 04.05.2018 года в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе, поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
Согласно жалобе Заявитель считает, что документация об аукционе NАЭ 0021/18 составлена с нарушениями Закона о контрактной системе и приводит следующие доводы:
1. Заказчиком неверно установлен срок окончания направления участником запроса разъяснений.
2. В проекте контракта отсутствует номер идентификационного кода закупки.
3. В проекте контракта установлен срок действия контракта отличный от срока в плане-графике.
4. Заказчик, устанавливая в Проекте контракта условие о подписании контракта в бумажном виде, нарушает часть 2 и часть 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.
5. Заказчиком в документации установлены недействующие ГОСТы.
6. Заказчиком в документации установлены характеристики используемого материалов для выполнения работ не соответствующие ГОСТ.
7. Заказчик в п.30 технического задания установил значения без указания к какому параметру измерения они относятся.
Из материалов дела усматривается, что Администрация Упоровского муниципального района, являясь заказчиком, выступила организатором проведения электронного аукциона NАЭ 0021/18 на выполнение дорожных работ в 2018 г. в Упоровском муниципальном районе. Начальная (максимальная) цена контракта составила 26 670 617,00 руб.
Информация об электронном аукционе была размещена 17.04.2018 г. в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300027118000032.
Довод 1 Комиссия считает не обоснованным по следующим основаниям:
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разделом 12 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений - С 17 апреля 2018 г. по 4 мая 2018 г. (срок направления участником электронного с 17 апреля 2018 г. по 3 мая 2018 г.)
При этом извещением, документацией об Аукционе установлено, что дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 07.05.2018 г.
Исходя из того, что срок окончания подачи заявок согласно разделу "Дата и время окончания подачи заявок" извещения установлен - 10:00 час. 07.05.2018 включительно, то в соответствии с частью 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе размещаются на официальном сайте при условии, что запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе поступил не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок (не позднее 03.01.2018), в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, т.е. 05.01.2018 г. Вместе с тем, указанный день выпадает на выходной день (суббота).
При этом, согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, если последний день срока для размещения заказчиком разъяснений положений документации об электронном аукционе приходится на выходной день, то днем окончания срока для размещения разъяснений является следующий за ним рабочий день, т.е. 07.01.2018 г.
Комиссия считает, что заказчик, указав срок окончания для предоставления разъяснений по 4 мая 2018 г., уменьшил себе 2-х дневный срок для подготовки разъяснений и размещаются их на официальном сайте на 1 день, вместе с тем, данное действие не затрагивает прав участников закупки на срок подачи запроса разъяснений.
Довод 2 Комиссия считает не обоснованным по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Из совокупного толкования приведенных норм следует, что Законом о контрактной системе установлено требование об указании ИКЗ в контракте, а не в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации.
С учетом приведенных правовых норм, а также в связи с тем, что Заявитель в своей жалобе не обосновал и не подтвердил соответствующими доказательствами, каким образом спорные положения аукционной документации повлияли на его права и обязанности относительно участия в указанной публичной процедуре, в связи с чем Комиссия приходит к выводу необоснованности довода заявителя в указанной части.
Довод 3 Комиссия считает не обоснованным по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер,реализуемых после заключения контракта:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно пункту 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия
договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В силу пункта 1 статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. Таким образом, при формировании плана-графика закупок товаров, работ, услуг в качестве срока окончания исполнения контракта заказчик указывает сведения о предусмотренном контрактом сроке его действия либо планируемом сроке исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
Таким образом, что информация о сроках выполнения работ и сроках действия контракта не
противоречит информации, указанной в плане-графике, является достоверной и полной, так как срок действия муниципального контракта установлен Заказчиком с учетом исполнения обязательств со стороны Муниципального заказчика. Вся информация о сроках выполнения подрядных работ и сроках действия контракта указана в аукционной документации (проекте контракта).
С учетом приведенных правовых норм, а также в связи с тем, что Заявитель в своей жалобе не обосновал и не подтвердил соответствующими доказательствами, каким образом спорные положения аукционной документации повлияли на его права и обязанности относительно участия в указанной публичной процедуре, в связи с чем Комиссия приходит к выводу необоснованности довода заявителя в указанной части.
Довод 4 Комиссия считает не обоснованным по следующим основаниям:
В соответствии с частью 8 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
В пункте 13.9. проекта Муниципального контракта Документации об аукционе определено: "Настоящий Контракт составлен в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.". При этом, согласно части 1 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Частью 2 статьи 60 Закона о контрактной системе установлено, что документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Из буквального толкования содержания условия, предусмотренного пунктом 13.9. проекта Муниципального контракта, однозначно не следует, что контракт, который подлежит заключению по результатам проведения электронного аукциона, сторонам необходимо оформить в виде документа на бумажном носителе. Следовательно, контракт по результатам проведения электронного аукциона подлежит заключению путем обмена документами и информацией, связанными с заключением такого контракта, между победителем такого аукциона и заказчиком через их размещение в единой информационной системе в форме электронных документов, которые должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно такого победителя и заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия считает, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку в соответствии с Законом о контрактной системе контракт по результатам проведения Аукциона будет считаться заключенным только после подписания его сторонами на электронной площадке усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Довод 5 Комиссия считает обоснованным по следующим основаниям:
Согласно доводам жалобы, заказчиком в аукционной документации использованы недействующие ГОСТ или утратившие силу:
СНиП 2.03.11-85 "Защита строительных конструкций от коррозии (с Изменением N 1)" - Недействующий;
ГОСТ 9980.2-86 (ИСО 842-84, ИСО-1512-74, ИСО 1513-80) "Материалы лакокрасочные. Отбор проб для испытаний (с Изменением N 1)" - Дата окончания действия: 01 марта 2016
ГОСТ 26193-84 "Материалы из отсевов дробления изверженных горных пород для строительных работ. Технические условия" - Дата окончания действия: 01 июля 1995
СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия (с Изменениями N 1, 2)" - Дата начала действия: 01 января 1987
ВСН 50-87 (Минавтодор РСФСР) Инструкция по ремонту, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов - недействующий
ГОСТ 12.1.013-78 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Электробезопасность. Общие требования" - Дата окончания действия: 01 января 2000
ГОСТ 21403-80, указанный заказчиком в позиции 301, вообще не существует.
ГОСТ 310.(1-3)-76 - не существует.
Представитель заказчика ссылался на то, что сведений на официальном сайте об отмене указанных ГОСТ и СНиП отсутствуют. Так же указал на то, что с учетом большого количества стандартов не представляется своевременно отлеживать их действие.
Вместе с тем, Комиссия считает, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требований о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, недействующим ГОСТам, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод 6 Комиссия считает обоснованным по следующим основаниям:
Комиссией установлено, что п.20 технического задания раздела "Ремонт ул. Южная с. Упорово (стоянкадля автомобилей) (Упоровский район)" заказчик устанавливает: "Устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие свыше 98,1 МПа (1000 кгс/см2): нижнего слоя двухслойных"
ГОСТ 8267-93 4.2.1 содержит следующий показатель Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св.10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Таким образом, параметр фракции 40-70 мм установленной в документации не соответствуют ГОСТ, так как ГОСТ не включает крайнее минимальное значение.
Так же на заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 26633-91 не действует и заменен на ГОСТ 26633-2015. Вместе с тем заказчик использует показатели Класс прочности на сжатие М200, М50, М100 соответствующие ГОСТ 26633-91 и отсутствующей в ГОСТ 26633-2015.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, которые вводят участников закупки в заблуждение, наряду с установлением Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе требований о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, недействующим ГОСТам, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов, внесения изменений в документацию электронного аукциона и проведении дальнейшей процедуры открытого конкурса в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй Лес" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение дорожных работ в 2018 г. в Упоровском муниципальном районе (реестровый номер 0167300027118000032) обоснованной в части наличия противоречивых требований к описанию в заявке участника характеристик товаров, используемых при выполнении работ, установления требований о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, недействующим ГОСТам.
2. Признать заказчика - Администрацию Упоровского муниципального района, нарушившим ч.1 ст.33, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300027118000032).
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов, внесения изменений в документацию, продления срока окончания подачи заявок и проведение процедуры электронного аукциона в соответствии с Законом о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Тюменского УФАС России о рассмотрении вопроса о возбуждении административного производства по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении ответственных должностных лиц.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/140 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
14 мая 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
_
на основании решения от 14.05.2018 г. по делу N ФКС 18/140 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение дорожных работ в 2018 г. в Упоровском муниципальном районе (реестровый номер 0167300027118000032), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Заказчику - Администрации Упоровского муниципального района, устранить нарушения ч.1 ст.33, ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300027118000032).
1.1. отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколов, в том числе: Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.05.2018 N0167300027118000032-1, Протокол подведения итогов электронного аукциона от 15.05.2018 N0167300027118000032-3 .
1.2. после внесения изменений в документацию об электронном аукционе провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2.Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" (http://roseltorg.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300002818000039).
3. Заказчику, представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет срок до 30.06.2018 г.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 14 мая 2018 г. N ФКС 18/140
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2018