Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия заказчика при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003418001959) на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство школы на 1200 учебных мест в мкр. N 15 г. Тобольска (с использованием ПД повторного применения)" (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 08 мая 2018 года поступила жалоба ООО "Наво-Строй" на действия заказчика Государственного казенного учреждения Тюменской области "Управление капитального строительства" при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство школы на 1200 учебных мест в мкр. N 15 г. Тобольска (с использованием ПД повторного применения)".
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, заявителя, уполномоченного органа.
Заявитель указывает, что аукционная документация содержит требование об указании участником закупки конкретных характеристик товара, которые можно узнать только при испытании определенной партии товара после его производства.
В частности, аукционной документацией установлен предел текучести арматурной стали, который должен составлять 235 Н/мм, временное сопротивление разрыву - 590 Н/мм, относительное удлинение - 25%, тогда как ГОСТом 5781-82, предел текучести арматурной стали определен как не менее 235 Н/мм. Помимо этого заявитель указывает, что аукционной документацией установлены требования к водопоглощению кирпича, содержанию пылевидных и глинистых частиц песка не в соответствии с требованиями ГОСТ 530-2012, ГОСТ 8736-2014.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 16.05.2018 N 2438/18), согласно которым установление минимальных требований к материалу, соответствующих стандартам, обусловлено снижением общей стоимости строительства.
Представитель уполномоченного органа, позицию заказчика поддержал, считает жалобу несостоятельной и не подлежащей удовлетворению, представил письменные пояснения(письмо от 10.05.2018). Помимо этого представил материалы по проведению электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство школы на 1200 учебных мест в мкр. N 15 г. Тобольска (с использованием ПД повторного применения)".
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство школы на 1200 учебных мест в мкр. N 15 г. Тобольска (с использованием ПД повторного применения)" в интересах заказчика - Государственного казенного учреждения Тюменской области "Управление капитального строительства". Начальная (максимальная) ценой контракта составила 861 717 460,00 рублей.
Информация об электронном аукционе 24.04.2018 была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0167200003418001959.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15 мая 2018 года на участие в аукционе поступила одна заявка участника закупки, признанная соответствующей требованиям аукционной документации.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложение N 1 электронного аукциона N АЭ-1693/18 содержит перечень товаров (материалов), где участнику необходимо указать характеристики материалов, используемых для выполнения работ, в частности указано:
1. Арматурная сталь, ГОСТ 5781-82, класс стали - АI, диаметр профиля 6 мм, предел текучести 235 Н/мм, временное сопротивление разрыву 373 Н/мм, относительное удлинение 25%. (п.98 Приложения N 1 электронного аукциона N АЭ-1693/18);
2. Кирпич, ГОСТ 530-2012, водопоглащение - 10% (п.113 Приложения N 1 электронного аукциона N АЭ-1693/18);
3.Песок, ГОСТ 8736-2014, содержание пылевидных и глинистых частиц - 2% по массе (п.179 Приложения N 1 электронного аукциона N АЭ-1693/18);
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.
Раздел 3.2.2 Главы 3 аукционной документации N АЭ-1693/18 содержит Инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в аукционе. Согласно данному разделу участнику закупки при описании материалов, используемых при выполнении работ необходимо руководствоваться инструкцией, указанной в приложении N1 к документации (Характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
Согласно Приложению N1 к документации N АЭ-1693/18 участником закупки предоставляются конкретные показатели, характеристики товара, используемого при выполнении работ, в отношении каждого вида (типа) товара, используемого при выполнении работ по предмету аукциона в электронной форме.
В соответствии с пунктом 2.6 "ГОСТ 5781-82. Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия"(утв. Постановлением Госстандарта СССР от 17.12.1982) (далее - ГОСТ 5781-82) механические свойства арматурной стали должны соответствовать нормам, указанным в табл. 8.
Таблицей 8 ГОСТ 5781-82 предел текучести арматурной стали класса А-I определен как не менее 235 Н/мм, временное сопротивление разрыву не менее 373 Н/мм, относительное удлинение не менее 25%.
Заявителем в материалы дела представлена информация из Сертификата качества ПАО Северсталь N23413 от 25.07.20117 года на произведенную партию арматурной стали А-I диаметром профиля 6 мм, где предел текучести стали составляет 340 Н/мм, временное сопротивление разрыву 467 Н/мм, относительное удлинение 35%.
Вместе с тем, аукционной документацией определено, что предел текучести арматурной стали должен быть 235 Н/мм, временное сопротивление разрыву 373 Н/мм, относительное удлинение 25%. (п.98 Приложения N 1 электронного аукциона N АЭ-1693/18).
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что заказчик, установив конкретный показатель механических свойств арматурной стали (предел текучести- 235 Н/мм, временное сопротивление разрыву -373 Н/мм, относительное удлинение - 25%), ограничил возможность участникам закупки предложить к использованию при выполнении работ арматурную сталь с иными характеристиками, соответствующими ГОСТУ 5781-82.
Представителем Заказчика в заседании Комиссии пояснено, что при выполнении работ подрядная организация может предложить материал с улучшенными характеристиками, с более высокими показателями, указанными в аукционной документации.
Согласно пункту 5.2.4. ГОСТа 530-2012. Межгосударственный стандарт. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия"(введен в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 2148-ст) (далее ГОСТ 530-2012) водопоглощение изделий должно быть не менее 6,0%. Тогда как, аукционной документацией установлено, что водопоглощение кирпича должно быть 10 %.
Согласно пункту 6.5 ГОСТа 530-2012, в том числе для определения водопоглощения кирпича проводятся испытания методом случайного отбора, из разных мест партии отбирают число изделий (образцов).
В силу пункта 6.11 ГОСТа 530-2012 каждая партия поставляемых изделий сопровождатеся документом о качестве, в котором указывается, в том числе информация о водопоглощении кирпича.
Комиссия указывает, что ГОСТом 530-2012 установлено минимальное значение к водопоглащению кирпича, которое должно составлять не менее 6%, соответственно водопоглащение кирпича может быть и 7%, 8%,9%,11%,15% и т.д., при этом определяется водопоглащение только после проведения испытания конкретной партии, что отражается в документе о качестве кирпича для каждой партии.
Более того, Комиссия указывает, что Заказчиком не обоснована необходимость (потребность) установления водопоглащения кирпича именно 10 %.
Согласно пункту 4.2.5 "ГОСТа 8736-2014 Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 18.11.2014 N 1641-ст) содержание в песке пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 2% по массе.
Вместе с тем, согласно требованиям аукционной документации содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках должно быть 2% по массе.
Комиссия указывает, что ГОСТом 8736-2014 определено, что содержание в песке пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 2% по массе, следовательно, участник закупки может предложить песок с содержанием пылевидных и глинистых частиц меньше 2 % по массе, что в свою очередь соответствует требованиям указанного ГОСТа, вместе с тем, из требований аукционной документации предложить можно только песок с содержанием пылевидных и глинистых частиц - 2 % по массе.
При этом, Комиссия отмечает, что информацию о содержании в песке пылевидных и глинистых частиц возможно получить при испытании определенной партии песка после его производства.
Согласно пункту 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что требования к механическим свойствам арматурной стали, к физико-химическим показателям водопоглащения кирпича и содержанию пылевидных и глинистых частиц песка не обоснованы реальными потребностями заказчика. Установление соответствующих требований затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, поскольку по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.
При этом заказчиком не обоснована необходимость, и значимость для заказчика соответствующих значений арматурной стали, песка, кирпича не указано, каким образом иные значения (свойства) показателей обозначенного материала повлияют на их безопасность и результат работ.
Комиссия указывает, что установление требований к характеристикам товара (материала), которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что безусловно, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика. В рассматриваемом случае заказчик не обосновал потребность к указанию таких характеристик, их влияние на результат работ.
Таким образом, включение подобных требований в аукционную документацию является недопустимым, излишними, необъективными и противоречащим требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия указывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеют право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Таким образом, Закон о контрактной системе предоставляет участникам закупки право на обжалование действий (бездействий) заказчика при условии, если такие действия (бездействия) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Пункт 4.1 Главы 1 аукционной документации содержит требование к участникам закупки, о том, что работы выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" установлена обязанность членов СРО вносить сведения о своем членстве в СРО в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц: http://sro.gosnadzor.ru., и в Единый реестр членов СРО - http://reestr.nostroy.ru.
Представителем Заказчика в материалы дела представлены сведения с сайта Ассоциации "Национальное объединение строителей" (http://reestr.nostroy.ru), согласно которым размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров (уровень ответственности) ООО "Наво-Строй" не может превышать 60 миллионов рублей, что не соответствует цене контракта, которая составляет 861 717 460,00 рублей., следовательно, Общество заведомо не имеет возможности принять участие в указанной закупке, соответственно, его права и законные интересы не могут быть нарушены или ограничены действиями заказчика.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия, учитывая то, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе при проведении обозначенной закупки не повлияло на права и обязанности заявителя не усматривает основания для выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НАВО-СТРОЙ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N ЭА-1693/18 на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство школы на 1200 учебных мест в мкр. N 15 г. Тобольска (с использованием ПД повторного применения)" (реестровый номер закупки: 0167200003418001959) обоснованной.
2.Признать Государственное казенное учреждение Тюменской области "Управление капитального строительства" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N ЭА-1693/18 (реестровый номер закупки: 0167200003418001959).
3.Предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 мая 2018 г. N фкс18/146
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2018