Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту линейной части водопровода в д. Епанчина, д. Шестакова (далее также - электронный аукцион) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300028818000018),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 14.04.2018 года поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению.
Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя и заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно доводам жалобы, заявителю неправомерно отказано в допуске к участию в аукционе. По мнению заявителя, заявка Общества составлена в соответствии с требованиями аукционной документации.
Так же заявитель приводит следующие доводы:
1. протокол рассмотрения заявок на участие в нем не содержит указание на положения аукционной документации, которым не соответствует заявка заявителя;
2. в проекте контракта не указаны сроки передачи проекта организации строительства и технической документации;
3. к участникам закупки не установлено требование о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно п.3 части 3 стать 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
По смыслу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 названной статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Из материалов дела усматривается, что Администрация Тобольского муниципального района, являясь заказчиком, выступила организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту линейной части водопровода в д. Епанчина, д. Шестакова с начальной (максимальной) ценой контракта 4 717 461,53 рублей.
Информация об электронном аукционе 13.04.2018 года была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300028818000018.
Приложение N 7 к проекту контракта содержит характеристики товара (материала), используемого при выполнении работ, предусмотренных контрактом, в частности определено, что при выполнении работ используется фланец стальной плоский (ГОСТ 12820-80), номинальное давление которого должно быть более 1,0 Мпа, с номинальным диаметром - 100, внутренним диаметром - 110 мм, с количеством отверстий не менее 4-х.
Согласно пояснениям заказчика, озвученных в заседании Комиссии, заявитель представил недостоверные сведения в части количества отверстий фланца, в связи с чем его заявка была не допущена до участия в аукционе.
Как следует из решения аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, оформленного протоколом от 04.05.2018 г., заявка заявителя отклонена аукционной комиссией на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, а именно в составе заявки участник в п.6 "Характеристики материалов" предоставил конкретные показатели фланца стального плоского, не соответствующие ГОСТ 12820-80, а именно для указанных участником значения номинального давления 1.6 Мпа - в соответствии с стальной фланец должен иметь 8 отверстий.
Комиссией установлено, что первая часть заявки заявителя содержит следующие характеристики, предлагаемого к поставке фланца стального плоского: номинальное давление 1,6 Мпа, количество отверстий - 4, номинальный диаметр 100, внутренний диаметр 110 мм.
Согласно ГОСТу 33259-2015 "Межгосударственный стандарт. Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинальное давление до PN 250. Конструкция, размеры и общие технические требования"(введен в действие Приказом Росстандарта от 26.05.2015 N 443-ст) (далее также- ГОСТ 33259-2015) фланец стальной плоский с номинальным давлением 1,6 Мпа, с номинальным диаметром 100 и внутренним диаметром 110 мм содержит 8 отверстий.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что заявитель предложил к поставке фланец с указанными выше характеристиками, где указал количество отверстий 4, что в свою очередь не соответствует ГОСТу 33259-2015.
Изложенное указывает на наличие недостоверной информации в первой части заявки заявителя, что является безусловным основанием для отказа в допуске заявки заявителя на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с предоставлением недостоверной информации о количестве отверстий фланца с номинальным давление 1,6 Мпа, номинальным диаметром 100 и внутренним диаметром 110 мм.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что аукционная комиссия правомерно отказала Обществу в допуске к участию в электронном аукционе на выполнение работ по ремонту линейной части водопровода в д. Епанчина, д. Шестакова в связи с предоставлением недостоверной информации в отношении материалов, используемых при выполнении работ.
2. В части довода заявителя о том, что протокол рассмотрения заявок на участие в нем не содержит указание на положения аукционной документации, которым не соответствует заявка заявителя, Комиссия указывает следующее.
Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в том числе информацию: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Как следует из решения аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, оформленного протоколом от 04.05.2018 г., заявка заявителя отклонена аукционной комиссией на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ: а именно в составе заявки участник в п.6 "Характеристики материалов" предоставил конкретные показатели фланца стального плоского, не соответствующие ГОСТ 12820-80, а именно для указанных участником значения номинального давления 1.6 Мпа - в соответствии с стальной фланец должен иметь 8 отверстий.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что требования ч.6 ст. 67 Закона о контрактной системе согласуются с принципами открытости и прозрачности в сфере закупок (ст. 7 Закона о контрактной системе), что позволяет исключить двусмысленное толкование со стороны участников закупки, а так же злоупотребления заказчика в установленной сфере.
Вместе с тем, из указанного протокола рассмотрения заявок не следует каким положениям аукционной документации, заявка Общества не соответствует.
Таким образом, комиссией заказчика при принятии решения допущено нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В части довода заявителя о том, что проект контракта не содержит сроки передачи проекта организации строительства и технической документации, а также то, что к участникам закупки не установлено требование о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, Комиссия указывает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки имеет право обжаловать в установленном порядке действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии, если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об открытом аукционе в электронной форме (электронном аукционе), может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявки на участие в таком аукционе. По истечении указанного срока обжалование действий заказчика, уполномоченного органа, осуществляется только в судебном порядке.
Таким образом, довод заявителя на положения документации об электронном аукционе заявлен за пределами установленного законом срока на обжалование, в связи с чем не подлежит рассмотрению по существу.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки, осуществленной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показателе, требования, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно части 2 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке: "В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закуп последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Приложение N 7 к проекту контракта содержит характеристики товара (материала), используемого при выполнении работ, предусмотренных контрактом, в частности определено, что при выполнении работ используется фланец стальной плоский (ГОСТ 12820-80), номинальное давление которого должно быть более 1,0 Мпа, с количеством отверстий не менее 4-х, номинальный диаметр должен составлять 100, внутренний диаметр 110 мм.
Пунктом 25 Локальной сметы N 1 на выполнение работ по ремонту линейной части водопровода в д. Епанчина, д. Шестакова предусмотрены фланцы стальные плоские приварные из стали.
Комиссией установлено, что "ГОСТ 12820-80. Межгосударственный стандарт. Фланцы стальные плоские приварные на Pу от 0,1 до 2,5 МПа (от 1 до 25 кгс/см2). Конструкция и размеры" (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 20.05.1980 N 2239) утратил силу, с истечением срока действия, установленного Приказом Росстандарта от 01.03.2016 N 99-ст.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе размещаемая информация в единой информационной системе должна быть полной и достоверной.
Указанные обстоятельства не свидетельствуют об объективном характере описания объекта закупки и достоверности размещенной информации в составе документации о закупке.
Таким образом, заказчик, установив требование о соответствии используемых товаров утратившему силу ГОСТ 12820-80, нарушил требования пп.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что требования к фланцам стальным установлены "ГОСТ 33259-2015. Межгосударственный стандарт. Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинальное давление до PN 250. Конструкция, размеры и общие технические требования" (введен в действие Приказом Росстандарта от 26.05.2015 N 443-ст) (далее также- ГОСТ 33259-2015).
Таблица 3 ГОСТа 33259-2015 содержит требования к размерам фланцев плоских приварных.
Согласно данной таблице фланцы с номинальным диаметром 100, внутренним диаметром 110 мм с номинальным давлением более 1,0 Мпа имеют 8 отверстий.
Вместе с тем, заказчиком при описании характеристик требуемого фланца с номинальным диаметром 100, внутренним диаметром 110 мм, с номинальным давлением более 1,0 Мпа установлено, что количество отверстий фланца должно быть не менее 4-х, соответственно, участник закупки, ориентируясь на требования документации может предложить следующее количество отверстий - 4,5,6,7, что в свою очередь соответствует требованию документации, однако противоречит требованиям ГОСТа 33259-2015, согласно которым количество отверстий фланца с указанными заказчиком характеристиками фланца может быть только 8.
Кроме того, Приложением N 7 проекта контракта определено, что при изготовлении стремянки должны использоваться трубы размером не менее 20х20 мм с толщиной стенки не менее 1,0 мм.
Комиссией установлено, что "ГОСТом 8645-68. Трубы стальные прямоугольные. Сортамент" (утв. Постановлением Госстандарта СССР 25.04.1968) (далее также - ГОСТом 8645-68) установлены размеры труб.
При этом Комиссией установлено, что типоразмер трубы 20х20 мм с толщиной стенки не менее 1,0 мм, ГОСТом 8645-68 не предусмотрен.
Согласно Инструкции аукционной документации по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, если установлен показатель, значение которого сопровождается фразой "не менее", участником закупки должен быть предложен товар с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный в описании объекта закупки показатель (Раздел 3.2.2 Главы 3 аукционной документации).
Соответственно участник закупки может предложить трубу размером 20х20 мм, что будет соответствовать требованиям аукционной документации и в тоже время противоречить значениям, предусмотренным ГОСТом 8645-68, так как труба размером 20х20 ГОСТом не предусмотрена.
Тогда как согласно ГОСТу 8645-68 размер трубы с толщиной стенки 1, мм составляет 30х20 мм.
Таким образом, Заказчик в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установил размер трубы (не менее 20х20 мм) с толщиной стенки 1 мм не предусмотренный ГОСТом 8645-68, что в свою очередь привело к отклонению заявок участников закупки от участия в аукционе предложивших трубу размером 20х20 мм.
Комиссия, учитывая вышеизложенное, приходит к выводу, что установленные заказчиком характеристики в части количества отверстий фланца, размера трубы для изготовления стремянки противоречат требованиям ГОСТ 33259-2015, ГОСТ 8645-68, а также вводят участников закупки, в заблуждение, позволяя указывать в заявках характеристики товаров, противоречащие положениям указанных ГОСТов.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании характеристик товара в части количества отверстий фланца, размера трубы для изготовления стремянки не в соответствии с требованиями ГОСТ 33259-2015, ГОСТ 8645-68.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, Комиссия считает необходимым выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в документацию об электронном аукционе, продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВнешИнвестСтрой" на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300028818000018) на выполнение работ по ремонту линейной части водопровода в д. Епанчина, д. Шестакова обоснованной в части отсутствия в протоколе рассмотрения заявок информации о том, каким положениям аукционной документации, заявка Общества не соответствует.
2.Признать аукционную комиссию Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области нарушившей часть 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3.Признать Администрацию Тобольского муниципального района Тюменской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в документацию об электронном аукционе, продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе и проведении дальнейшей процедуры электронного аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
5. Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" (адрес в сети Интернет: http://roseltorg.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона (N0167300028818000018).
6. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 мая 2018 г. N 166
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2018