Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ТюменьСтройПроект" (далее также - ООО "ТюменьСтройПроект", заявитель): <_> (представитель по доверенности);
от аукционной комиссии, заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" (далее по тексту решения - ФКУ Упрдор "Лена", аукционная комиссия, заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "ТюменьСтройПроект" на действия аукционной комиссии заказчика ФКУ Упрдор "Лена" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-360 "Лена" Невер - Якутск и искусственных сооружений на нем км 517+000 - км 600+000 (изв. N 0316100007218000046), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ТюменьСтройПроект".
В ходе рассмотрения дела представителем заявителя приведены следующие доводы.
Аукционной комиссией неправомерно отказано заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой заказчик не согласен.
Комиссия, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 06.04.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 445 245 826,00 руб.;
4) на участие в закупке подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущен 1 участник закупки;
6) вторая часть заявки 1 участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации;
7) 10.05.2018 года между заказчиком и участником закупки ООО "СДС" заключен контракт по итогам закупки.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу заявителя обоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0316100007218000046-1 от 24.04.2018 года участнику закупки с номером 2 (ООО "ТюменьСтройПроект") отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ)
Участник в позиции 7 "Опоры дорожных знаков металлические" предлагает "Опры дорожных знаков соответствуют требованиям ГОСТ 32948-2014 и имеют сертификат соответствия в соответствии с требованиями ТР/ТС 014/2011". Тем самым предложен материалам, который не требуется документацией".
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Предметом данной закупки является оказание услуг по содержанию участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-360 "Лена" Невер - Якутск и искусственных сооружений на нем км 517+000 - км 600+000.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Подпунктом 8.2.2 "Электронный аукцион на выполнение работ, оказание услуг" пункта 8.2. "Инструкция по заполнению заявки участником электронного аукциона" раздела 8 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" установлено следующее:
"в) Если документацией об электронном аукционе предусмотрено использование товаров, при выполнении работ, оказании услуг и содержит только показатели товара:
Участник закупки в первой части заявки должен предоставить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ), а также указать конкретные значения показателей предлагаемых к выполнению работ товаров, соответствующие значениям показателей, установленным документацией об электронном аукционе, указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. При этом наименования, количество и значения показателей товаров, применяемых при выполнении работ, содержащиеся в первой части заявки закупки, должны соответствовать наименованиям, количеству и значениям показателей оказания услуг, в том числе техническим и функциональным характеристикам, установленным в приложении 4 "Информация о заполнении сведений о конкретных показателях используемого товара" документации об электронном аукционе с учетом п. 8.1. документации (подпункт "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ)".
Приложением N 4 "ИНФОРМАЦИЯ О ЗАПОЛНЕНИИ СВЕДЕНИЙ О КОНКРЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ТОВАРА" к аукционной документации по позиции 7 установлено следующее:
Наименование товара, используемого при производстве работ |
Требования к товару, используемому при производстве работ |
1 |
2 |
7. Опоры дорожных знаков металлические |
1. Опры дорожных знаков должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948-2014 и иметь сертификат соответствия в соответствии с требованиями ТР/ТС 014/2011 2. Стойки стандартных дорожных знаков: труба 3. Толщина цинкового покрытия 60 - 120 мкм 4. Марка стали для изготовления опор СТ3пс и (или) СТ3сп по ГОСТ 380 |
Из материалов дела следует, что в составе первой части заявки заявителем по позиции 7 предлагается следующее:
Наименование товара, используемого при производстве работ |
Требования к товару, используемому при производстве работ |
Предоставляется участником размещения заказа. Конкретные значения показателей, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме |
1 |
2 |
3 |
7. Опоры дорожных знаков металлические (страна происхождения Российская Федерация) |
1. Опры дорожных знаков должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948-2014 и иметь сертификат соответствия в соответствии с требованиями ТР/ТС 014/2011 2. Стойки стандартных дорожных знаков: труба 3. Толщина цинкового покрытия 60 - 120 мкм 4. Марка стали для изготовления опор СТ3пс и (или) СТ3сп по ГОСТ 380 |
1. Опры дорожных знаков соответствуют требованиям ГОСТ 32948-2014 и имеют сертификат соответствия в соответствии с требованиями ТР/ТС 014/2011 2. Стойки стандартных дорожных знаков: труба 3. Толщина цинкового покрытия 60 - 120 мкм 4. Марка стали для изготовления опор СТ3пс по ГОСТ 380 |
Таким образом, заявителем в первой части своей заявки указана характеристика применяемого товара/материала в соответствии с описанием объекта закупки.
При этом Комиссия считает, что заявитель не обязан руководствоваться разъяснением аукционной документации N РД1 от 11.04.2018 года, которое изменяет суть аукционной документации (страница 4 данного решения).
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Следовательно, аукционной комиссией неправомерно отказано заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Аукционной комиссией нарушена часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Жалоба заявителя подлежит признанию обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
1. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Из совокупного смысла указанных норм следует, что разъяснения положений аукционной документации могут быть размещены заказчиком только в ответ на поступивший от участников закупки запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Вместе с тем, в ЕИС заказчиком размещены разъяснения аукционной документации N РД1 от 11.04.2018 года, N РД2 от 19.04.2018 года.
При этом, из данных разъяснений следует, что разъяснения аукционной документации N РД1 от 11.04.2018 года, N РД2 от 19.04.2018 года размещены в ЕИС в отсутствие соответствующих запросов от участников закупки.
Также в ЕИС заказчиком размещено разъяснение аукционной документации N РД1 от 11.04.2018 года, в котором указано следующее:
"1.3. В позиции 7 "Опоры дорожных знаков металлические" слово "Опры" следует читать "Опоры".
При этом Комиссия считает, что в данном случае изменилась суть аукционной документации, а именно в описании объекта закупки наименование товара "Опры" данным разъяснением изменено на наименование товара "Опоры".
Между тем, в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Данные действия заказчика нарушают части 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Приложением N 4 "ИНФОРМАЦИЯ О ЗАПОЛНЕНИИ СВЕДЕНИЙ О КОНКРЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ИСПОЛЬЗУЕМОГО ТОВАРА" к аукционной документации, установлено, в том числе следующее:
Наименование товара, используемого при производстве работ |
Требования к товару, используемому при производстве работ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Щебеночно-песчаная смесь С-1 |
Требования к товару (материалу) для устройства покрытия 1. Щебеночно-песчаная смесь С-1 должна быть согласно ГОСТ 25607-2009. 2. Наибольший размер зерен, мм 40 3. Полный остаток, % по массе
4. Минимальная марка по истираемости в полочном барабане, не менее ИIII 5. Минимальная марка по морозостойкости, не менее F75 6. Минимальная марка по водостойкости, не менее В1 7. Минимальная марка по пластичности, не менее ПЛ1 8. Содержание пылевидных и глинистых частиц в смеси, % 7 - 20 9. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, %: 0 - не более 25 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Щебеночно-песчаная смесь С-5 |
Требования к товару (материалу) для укрепления обочин 1. Щебеночно-песчаная смесь С-5 согласно ГОСТ 25607-2009 2. Наибольший размер минеральных зерен, мм: 40 3. Полный остаток, % по массе
4. Минимальная марка по истираемости в полочном барабане, не менее И3 5. Минимальная марка по морозостойкости, не менее F75 6. Максимальное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, по массе, % : не более 35 7. Минимальная марка по водостойкости, не менее В2 8. Минимальная марка по пластичности, не менее ПЛ2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Дорожный световозвращатель барьерного ограждения |
1. Дорожный световозвращатель должен соответствовать требованиям ГОСТ 32866-2014 и иметь сертификат соответствия в соответствии с требованиями ТР/ТС 014/2011. 2. На корпусе световозвращателя должна быть маркировка в соответствии с ГОСТ 32866-2014. 3. Форма и цвет световозвращателя должна соответствовать типу КД 5 - КБII, тип оптических элементов - призматический, сферический. 4.Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения световозвращающих элементов при освещении источником света типа А по ГОСТ 7721 (угол освещения +5°, угол наблюдения 20 Цвет белый элемент призматический 400 Цвет белый элемент сферический 200 Цвет красный элемент призматический 80 Цвет красный элемент сферический 40 5. Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения световозвращающих элементов (угол освещения +30°, угол наблюдения 2,0° ) кд лк Цвет белый элемент призматический 2,5 Цвет белый элемент сферический 0,5 Цвет красный элемент призматический 2,0 Цвет красный элемент сферический 0,4 6. Координаты угловых точек с 1-й по 4-ю цветовую область световозвращающих элементов (Х1, Х2, Х3, Х4), (Y1, Y2, Y3, Y4) для источника типа А по ГОСТ 7721 - для белого цвета: Х1 = 0,390; Х2= 0,440; Х3 = 0,500 ; Х4 = 0,500; Х5 =0,420 Y1= 0,410, Y2 = 0,440, Y3=0,440, Y4=0,390; Y5=0,370 - для красного цвета: Х1 = 0,652; Х2= 0,622; Х3 = 0,714 ; Х4 = 0,735; Y1= 0,348, Y2 = 0,348, Y3=0,256, Y4=0,265; 7. Световозвращатели должны быть устойчивы к статическому воздействию жидкостей: - бензин АИ-95; - 3%-ного водного раствора хлористого натрия; - 10%-ного водного раствора гидроокиси натрия 8. Световозвращатели должны быть устойчивы к воздействию климатических факторов: - ультрафиолетового излучения; - знакопеременных температур. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Опоры дорожных знаков металлические |
1. Опры дорожных знаков должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948-2014 и иметь сертификат соответствия в соответствии с требованиями ТР/ТС 014/2011 2. Стойки стандартных дорожных знаков: труба 3. Толщина цинкового покрытия 60 - 120 мкм 4. Марка стали для изготовления опор СТ3пс и (или) СТ3сп по ГОСТ 380 |
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Между тем, в ЕИС заказчиком размещено разъяснение аукционной документации N РД1 от 11.04.2018 года, в котором указано следующее:
"1. В приложении 4 документации об электронном аукционе "Информация о заполнении сведений о конкретных показателях используемого товара":
1.1. В позиции 3 "Щебеночно-песчаная смесь С-1" в связи со сбоем программы Microsoft word пп. 3 "Полный остаток, % по массе" следует читать в следующей редакции:
|
На ситах с размерами отверстий, мм |
|||||||||
мм |
120 |
80 |
40 |
2 |
10 |
5 |
2,5 |
0,63 |
0,16 |
0,05 |
% |
0 |
0 |
0-10 |
20-40 |
35-60 |
45-70 |
55-80 |
70-90 |
75-92 |
80-93 |
1.2. В позиции 4 "Щебеночно-песчаная смесь С-5" в связи со сбоем программы Microsoft word пп. 3 "Полный остаток, % по массе" следует читать в следующей редакции:
|
На ситах с размерами отверстий, мм |
|||||||||
мм |
120 |
80 |
40 |
20 |
10 |
5 |
2,5 |
0,63 |
0,16 |
0,05 |
% |
0 |
0 |
0-10 |
25-60 |
45-80 |
57-85 |
67-88 |
80-95 |
90-97 |
95-100 |
1.3. В позиции 7 "Опоры дорожных знаков металлические" слово "Опры" следует читать "Опоры".
Также в ЕИС заказчиком размещено разъяснение аукционной документации N РД2 от 19.04.2018 года, в котором указано следующее:
В приложении 4 к документации об открытом аукционе в электронной форме "Информация о заполнении сведений о конкретных показателях используемого товара", п. 6 "Дорожный световозвращатель барьерного ограждения" допущены опечатки:
1. Значения устанавливаются в соответствии с ГОСТ 32866-2014, т.е.:
п.5. Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения световозвращающих элементов (угол освещения +30°, угол наблюдения 2,0° ) кд лкЇNмЇI
Цвет белый элемент сферический (2,0)
Цвет красный элемент призматический (0,5)
Заявки участников по данным позициям принимаются в соответствии с ГОСТ 32866-2014, и не будут подлежать отклонению вследствие опечатки.
2. п. 6. Координаты угловых точек с 1-й по 4-ю цветовую область световозвращающих элементов (Х1, Х2, Х3, Х4), (Y1, Y2, Y3, Y4) для источника типа А по ГОСТ 7721 указываются по всем позициям:
- для белого цвета:
Х1 = 0,390, Х2= 0,440, Х3 = 0,500, Х4 = 0,500, Х5 =0,420
Y1= 0,410, Y2 = 0,440, Y3=0,440, Y4=0,390, Y5=0,370
- для красного цвета:
Х1 = 0,652, Х2= 0,622, Х3 = 0,714, Х4 = 0,735,
Y1= 0,348, Y2 = 0,348, Y3=0,256, Y4=0,265,
Заявки участников по данным позициям принимаются в соответствии с ГОСТ 32866-2014, и не будут подлежать отклонению вследствие опечатки".
При этом разделом 8 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации установлено следующее:
"В случае если Заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара, участник размещения заказа обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику из предложенных в документации, из чего Заказчику было бы ясно какое значение относится к конкретной характеристике конкретного товара (материала). В случае выбора альтернативного товара (материала) или его характеристики возникает противоречие написания прочих характеристик и их значений, то участник не указывает такие. Символ ";" применяется для определения взаимоисключающих наименований, товарных знаков или характеристик товара".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла указанной нормы следует, что описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, при этом указанные в документации требования, в том числе к применяемым при выполнении работ стандартам, должны быть действительными/актуальными на момент размещении такой документации и соответствующего извещения о проведении закупки на официальном сайте.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru в настоящее время действует "ГОСТ 32866-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.02.2015 N 107-ст) (далее также - ГОСТ 32866-2014).
Согласно пункту 4.3 ГОСТ 32866-2014 световозвращающие элементы по типу (R) применяемых для их изготовления оптических элементов подразделяют на:
- 1 - пленочные;
- 2 - призматические;
- 3 - сферические.
В соответствии с пунктом 5.2.2 ГОСТ 32866-2014 удельный коэффициент световозвращения световозвращающего элемента типов R2 и R3 световозвращателей типов КД1, КД2, КД5 и КД6 при освещении его источником света типа А по ГОСТ 7721 [Тцв = (2856 +/- 50) К] должен быть не менее значений, указанных в таблице 1.
В ГОСТ 32866-2014 приведена таблица 1 "Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения для световозвращающих элементов типов R2 и R3":
Цвет световозвращающего элемента |
Угол освещения (при ) |
|||
+5° |
+30° |
|||
Угол наблюдения | ||||
20' |
2,0° |
|||
Тип световозвращающего элемента | ||||
R2 |
R3 |
R2 |
R3 |
|
Коэффициент световозвращения, кд·лк-1·м-2 | ||||
Белый, серебристый |
400 |
200 |
2,5 |
2,0 |
Желтый |
240 |
120 |
1,5 |
1,2 |
Красный |
80 |
40 |
0,5 |
0,4 |
Следовательно, в отношении позиций 3, 4, 6, 7 описание объекта закупки составлено заказчиком некорректно, также по позиции 6 требования к показателю "Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения световозвращающих элементов (угол освещения +30°, угол наблюдения 2,0° ) кд лкм
" относительно установлены не в соответствии с действующим ГОСТ.
Таким образом, заказчиком нарушены часть 3 статьи 7, пункты 1, 2 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены прилагаемые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее также - Правила).
Согласно пункту 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Как установлено ранее, начальная (максимальная) цена контракта составляет - 445 245 826,00 руб.
Согласно пунктам 3, 6, 9 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 13.2.2 проекта контракта установлено следующее:
"За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом Исполнитель вправе взыскать с Заказчика штраф в размере
10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. рублей;
100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
Пунктом 13.3.1 проекта контракта установлено следующее:
"За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере
0.1 % от общей стоимости услуг на год, в котором допущено нарушение, указанной в п. 4.1 Контракта, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. рублей
0.5% от общей стоимости услуг на год, в котором допущено нарушение, указанной в п. 4.1 Контракта, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
Пунктом 13.3.3 проекта контракта установлено следующее:
"За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, которые не имеет стоимостного выражения, Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере
10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн. рублей;
100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей".
Между тем, в проекте контракта не установлены размеры штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в случае если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Таким образом, заказчиком нарушены части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТюменьСтройПроект" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" нарушившей часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" нарушившим часть 3 статьи 7, пункты 1, 2 части 1, часть 2 статьи 33, части 4, 5, 8 статьи 34, пункт 1 части 1 статьи 64, части 4, 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Поскольку государственный контракт заключен, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 мая 2018 г. N 06-444/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2018