Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ПРЕДПРИЯТИЕ ВОСТОК" (далее также - ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ВОСТОК", Общество, заявитель): не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
от заказчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) (далее также - Межрайонной ИФНС России N 1 по РС (Я), заказчик): не явились, представили письменные пояснения;
рассмотрев жалобу ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ВОСТОК" на действия аукционной комиссии заказчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на ТО и ремонт подъемного транспортного оборудования (изв. N 0316100009118000024), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ВОСТОК".
Из текста жалобы заявителя следует, что аукционная комиссия заказчика неправомерно признала заявку ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ВОСТОК" несоответствующей требованиям аукционной документации. Считают, что заявка Общества содержала все документы и сведения в соответствии с требованиями аукционной документации.
Просят признать жалобу обоснованной.
В письменных пояснениях заказчика указано следующее:
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе "ТО и ремонт подъемного транспортного оборудования" Единой комиссией было принято решение признать заявку не соответствующей по следующим основаниям.
Несоответствие согласно, Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N743 (в ред. от 20.03.2018) предоставлять работу могут только специализированные организации. Данный вывод комиссии был принят по результатам мониторинга предприятий и организаций, оказывающих услуги по ТО и ремонту лифтов в городе Мирный. Филиалов и представительств ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ВОСТОК" на территории г. Мирного и Мирнинского района не выявлено, в связи с чем было выражено мнение, что данный участник не сможет надлежаще оказывать услуги по ТО и Ремонту транспортного оборудования (лифта)".
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 11.04.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 179 712,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) заявка единственного участника закупки признана несоответствующей требованиям аукционной документации;
6) электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия считает жалобу ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ВОСТОК" обоснованной на основании следующего.
Как следует из сути жалобы, заявителем обжалуются действия аукционной комиссии заказчика в части признания второй части его заявки несоответствующей требованиям аукционной документации.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 24.04.2018 N0316100009118000024-1 заявка Общества с ограниченной ответственностью "ПРЕДПРИЯТИЕ ВОСТОК" признана несоответствующей требованиям аукционной документации по следующим основаниям:
"Не соответствие п.3; п.4; п.п."и" п.17; п.п. "а","б" п.18; п.п "в","г","д","е","ж"п.19; п.п. "а" п.20; п.25; п.п. 1,2,3 п.26 приложения N1 К правилам организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. N743 (в ред. от 20.03.2018) "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах".
Согласно письменным пояснениям заказчика, причиной признания заявки Общества несоответствующей явилось отсутствие филиалов и представительств ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ВОСТОК" на территории г.Мирного и Мирнинского района, в связи с чем, по мнению заказчика, данный участник не смог бы надлежаще оказывать услуги по ТО и ремонту транспортного оборудования (лифта).
В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также документы подавшего ее участника такого аукциона, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 настоящего Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные данной нормой, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как следует из материалов дела к участникам закупки в разделе 3 "Требования к участникам размещения заказа" аукционной документации установлены следующие требования:
"1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, которые осуществляют выполнение работы, являющейся объектом закупки. Участниками данной закупки не могут быть организации, находящиеся под юрисдикцией Турции, а также организации, контролируемые ими и (или) турецкими гражданами (п. 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457);
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Не учитываются реструктурированная задолженность, а также недоимки (задолженность), на которые предоставлена отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит. Не принимаются во внимание суммы, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по их уплате исполненной, или суммы, признанные безнадежными к взысканию. Участник закупки также считается соответствующим данному требованию, если подал в установленном порядке заявление об обжаловании указанной недоимки (задолженности) и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или вести деятельность, которые связаны с выполнением работы, являющейся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
7) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица;
8) участник не может являться офшорной компанией.
(Сведения предоставляются в форме декларации).
Таким образом, аукционная документация не содержит требования к участникам закупки о его соответствии положениям Постановления Правительства РФ от 24.06.2017 г. N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" (далее также - Постановление N 743).
Более того, Постановление N 743 не содержит требования об обязательном нахождении лица, осуществляющего техническое обслуживание, содержание и ремонт оборудования (лифта), на территории оказания услуг, либо наличии у такого лица филиалов, представительств или иных подразделений/дочерних предприятий на территории, на которой планируется оказание соответствующих услуг.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - это любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Аналогичные условия содержатся в пункте 4 раздела 1 "Общие положения" аукционной документации.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, в рамках проводимых закупок не может быть установлено требование, согласно которому участниками таких закупок могут быть только юридические/физические лица, находящиеся на территории заказчика, за исключением случаев, если это прямо предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, аукционная комиссия заказчика в нарушение части 2 статьи 8, части 7 статьи 69, пункта 3 части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе неправомерно приняла решение о признании заявки единственного участника закупки ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ВОСТОК" несоответствующей требованиям аукционной документации по основаниям, указанным в протоколе N 0316100009118000024-1 от 24.04.2018 г.
Жалоба ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ВОСТОК" признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.".
В данный перечень также входят выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению N 0316100009118000024 от 11.04.2018 г. предметом настоящей закупки является ТО и ремонт подъемного транспортного оборудования по адресу Республика Саха (Якутия), г. Мирный, ул. Солдатова, д.19.
Как следует из материалов дела в разделе 3 "Требования к участникам размещения заказа" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования:
"1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, которые осуществляют выполнение работы, являющейся объектом закупки. Участниками данной закупки не могут быть организации, находящиеся под юрисдикцией Турции, а также организации, контролируемые ими и (или) турецкими гражданами (п. 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457)".
В соответствии с пунктом 4 Постановление N 1457 данный документ вступает в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.12.2015 г.) и действует до отмены специальных экономических и иных мер, установленных Указом Президента РФ от 28.11.2015 г. N 583.
На настоящее время Постановление N 1457 отменено Постановлением Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и с 30.05.2017 г. является недействующим документом.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать, в том числе информацию, указанную в статье 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещении об осуществлении закупки должны содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из материалов дела извещение N 0316100009118000024 от 11.04.2018 г. о проведении закупки содержит следующую информацию, в том числе:
"Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - Российская Федерация, Саха /Якутия/Респ. Мирнинский, г. Мирный, ул. Солдатова 19".
При этом, в соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Таким образом, действия (бездействие) заказчика, не установившего в извещении о проведении электронного аукциона на ТО и ремонт подъемного транспортного оборудования (изв. N 0316100009118000024) срока завершения работ, нарушают требования пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе должны быть установлены заказчиком с учетом положений статьи 65 Закона о контрактной системе.
Как следует из материалов дела в разделе 4 аукционной документации установлен, в том числе порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации, при этом дат начала и окончания срока предоставления таких разъяснений данный раздел аукционной документации, как и аукционная документация в целом, не содержат.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
При этом, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная документация должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении закупки.
Из совокупного смысла указанных норм следует, что информация, указанная в извещении о проведении закупки и в аукционной документации не должна иметь разночтений.
Статьей 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе следующая информация:
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом) (пункт 7);
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона (пункт 8).
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе также установлено, что аукционная документация должна размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В извещении N 0316100009118000024 о проведении закупки указана, в том числе следующая информация:
"Размер обеспечения заявок - 1 797.12;
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок - Обеспечение заявки;
Размер обеспечения исполнения контракта - 8 985.60;
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта - Обеспечение контракта".
Аналогичная информация в части размеров обеспечения заявок и обеспечения исполнения контракта указана в плане-графике закупки.
Между тем, в аукционной документации указано, в том числе следующее:
"Размер обеспечения заявки на участие в аукционе 1% НМЦК и составляет 1 835,82 руб. (пункт 2 раздела 6 аукционной документации);
Размер обеспечения контракта на участие в аукционе 5% НМЦК и составляет 9 179,10 руб. (пункт 2 раздела 11 аукционной документации)".
Таким образом, заказчиком, допустившим наличие разночтений в информации, указанной в извещении о проведении закупки и аукционной документации, а также не установившим в извещении о проведении закупки порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, нарушены требования части 3 статьи 7, пункты 7, 8 статьи 42, пункт 8 части 1 статьи 64, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла указанной нормы следует, что описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, при этом указанные в документации требования, в том числе к применяемым при выполнении работ стандартам, должны быть действительными/актуальными на момент размещении такой документации и соответствующего извещения о проведении закупки на официальном сайте.
Согласно материалам дела Описание объекта закупки аукционной документации содержит следующие требования, в том числе:
"Пункт 2.5. раздела 12 "Техническое задание" аукционной документации: Оказание услуг Исполнителем должно выполняться в соответствии с требованиями технического Регламента, ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" и других действующих нормативных документов РФ".
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТА) http://www.gost.ru содержащего сведения о действующих в России межгосударственных стандартах (ГОСТ) и национальных стандартах Российской Федерации, ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" имеет статус "недействующий".
Таким образом, положения части Описание объекта закупки аукционной документации содержат указания на недействующий ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия".
Заказчик признается нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Порядок определения размера неустоек (штрафов, пеней) определен Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
Кроме того, пунктом 2 Постановления N 1042 постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6266) признано утратившим силу.
Как следует из материалов дела проект контракта содержит раздел 5 "Ответственность сторон", при этом указанный раздел не содержит условия об ответственности сторон в соответствии с действующим Постановлением N 1042.
Таким образом, проект контракта не содержит надлежащее условие об ответственности сторон, что нарушает требования части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
7. Как установлено ранее в силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Из смысла указанных норм следует, что информация, указанная в аукционной документации и проекте контракта, не должна иметь разночтений.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 4.2. раздела 12 "Техническое задание" аукционной документации установлено, что сдача-приемка оказанных услуг осуществляется ежемесячно и оформляется Актом сдачи-приемки оказанных услуг, подписываемым Исполнителем и Заказчиком, с предоставлением Заказчику счета на оплату и счета-фактуры. Все документы предоставляются Исполнителем до 3 (третьего) числа месяца, следующего за отчетным.
Между тем, пунктом 3.1.3. проекта контракта установлено, что если до 01 числа месяца, следующего за расчетным, Заказчик не предъявил документально обоснованных претензий по объему выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта по настоящему Контракту, то они считаются выполненными и принятыми в полном объеме и подлежат оплате.
Кроме того, проект контракта не содержит условие о сроке приемки выполненных работ, в случае наличия претензий к исполнителю со стороны заказчика, а также сроке их устранения.
Таким образом, заказчик признается нарушившим часть 3 статьи 7, части 1, 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
8. Как установлено ранее, в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации, следовательно, информация, указанная в проекте контракта не должна противоречить информации, указанной в аукционной документации.
Согласно разделу 1 "Общие положения" аукционной документации, а также извещению N 0316100009118000024 о проведении закупки способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на ТО и ремонт подъемного транспортного оборудования - электронный аукцион.
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе в целях настоящего Федерального закона под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Частью 2 статьи 60 Закона о контрактной системе установлено, что документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В соответствии с частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Из совокупного смысла указанных норм следует, что при проведении закупки в форме электронного аукциона обмен информацией между участниками электронного аукциона и заказчиком должен осуществляется только через электронную площадку в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника такого аукциона.
Как следует из материалов дела, пунктом 10.7 проекта контракта установлено, что контракт составлен в 2 (двух) подлинных экземплярах на русском языке, по одному для каждой из Сторон.
Следовательно, проектом контракта установлено, что контракт, который подлежит заключению по результатам проведения электронного аукциона, сторонам необходимо оформить в виде документа в двух подлинных экземплярах, что противоречит требованиям аукционной документации, устанавливающей порядок проведения закупки в форме электронного аукциона.
Между тем, как установлено ранее, по итогам проведения электронного аукциона контракт подлежит заключению в форме электронного документа через функционал сайта оператора электронной торговой площадки, подписанного надлежащим образом.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 34, части 1 статьи 59, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта предусмотрено условие о заключении контракта в порядке, не предусмотренном Законом о контрактной системе для проведения закупки в форме электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ПРЕДПРИЯТИЕ ВОСТОК" на действия аукционной комиссии заказчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на ТО и ремонт подъемного транспортного оборудования (изв. N 0316100009118000024) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию заказчика Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия)" нарушившей часть 2 статьи 8, часть 7 статьи 69, пункт 1 части 1 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать заказчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия)" нарушившим часть 3 статьи 7, часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 33, части 1, 4, 13 статьи 34, пункты 2, 7, 8 статьи 42, часть 1 статьи 59, часть 5 статьи 63, пункты 1, 8, 11 части 1 статьи 64, части 1, 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать аукционной комиссии заказчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия)", заказчику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 мая 2018 г. N 06-409/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2018