Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее также - ООО "Олимп", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "Поселок Нижний Куранах" Алданского района Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрации МО "Поселок Нижний Куранах" Алданского района РС (Я), заказчик): не явились, представили письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ООО "Олимп" на действия заказчика Администрации МО "Поселок Нижний Куранах" Алданского района РС (Я) при проведении электронного аукциона на благоустройство дворовых территорий МКД (изв. N 0116300018018000016), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Олимп".
Из текста жалобы заявителя следует:
1. В аукционной документации некорректно установлен порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
2. В нарушение требований Закона о контрактной системе описание объекта закупки установлено некорректно, что вводит участников закупки в заблуждение.
3. В описании объекта закупки установлены характеристики товара не предусмотренные действующим ГОСТ.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует:
1. Согласно п. 1 жалобы ООО "Олимп" заказчик в лице Администрации МО "Поселок Нижний Куранах" не учел изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 321-ФЗ. Администрация МО "Поселок Нижний Куранах" не согласна с данным доводом, так как является бюджетным учреждением, в связи с чем не была прописана формулировка "государственным, муниципальным унитарными предприятиями".
2. Со вторым доводом жалобы согласны, также указывают, что заказчиком была допущена техническая ошибка, в части указания единиц измерения по позициям, указанным в жалобе заявителя, вместо единицы измерения "см" следует читать "мм"
3. С третьим доводом жалобы согласны.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 24.04.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка, заявка единственного участника закупки признана несоответствующей требованиям аукционной документации;
5) электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия считает жалобу ООО "Олимп" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части установления в аукционной документации некорректного порядка предоставления обеспечения исполнения контракта подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта
Согласно материалам дела порядок предоставления обеспечения исполнения контракта определен в пункте 39 части 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации, согласно которому Обеспечение исполнения контракта предоставляется участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, путем внесения денежных средств на расчетный счет Заказчика, указанный в документации об электронном аукционе или безотзывной банковской гарантией, выданной банком, включенным в перечень, указанный в пункте 6.3.5 части 1 "ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ". Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником электронного аукциона самостоятельно. Участник электронного аукциона, с которым заключается контракт, размещает в ЕИС (на официальном сайте) документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника электронного аукциона с которым заключается контракт вместе с проектом договора, подписанным указанным лицом.
(Предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Между тем, частью 8 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Указанные изменения Закона о контрактной системе были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" и подлежат применению с 01.01.2017 г.
Кроме того, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, заказчиком в аукционной документации указана информация в недействующей редакции Закона о контрактной системе, что не соответствует требованиям пункта 8 части 1 статьи 64, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Довод в части установления некорректного описания объекта закупки подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1).
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, при этом такие требования должны позволить участникам закупки однозначно определить потребность заказчика и подать свое предложение на участие в закупке.
Согласно материалам дела, в части 3 "Техническая часть документации об электронном аукционе. Техническое задание" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования:
- Битумы нефтяные дорожные жидкие, класс БНД 130/200,БНД 200/300 (ГОСТ 22245-90)
- Скамейка уличная со спинкой, с элементами ковки: высота 1000 см, длина 1700 см, ширина 700 см;
- Мусорная урна кованная: Высота 640 см, ширина 470 см, глубина 360 см;
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" является действующим и устанавливает, требования для битумов вязких.
Как следует из письменных пояснений заказчика при составлении описания объекта закупки допущены технические опечатки в части указания ГОСТ, а также единиц измерения. По указанным позициям вместо "см" следует читать "мм".
Таким образом, действия заказчика, установившего некорректное описание объекта закупки, нарушают требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Довод в части установления в позициях 5 и 6 "Щебень" описания объекта закупки аукционной документации требований, не соответствующих ГОСТ, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено ранее, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержат наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно материалам дела, в части 3 "Техническая часть документации об электронном аукционе. Техническое задание" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования:
- Камни бортовые бетонные БР 100.30.15/бетон В30 (М 400).
В своей жалобе ООО "Олимп" указывает, что ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" предусматривает класс бетона, в том числе В30, при этом в указанно ГОСТ отсутствует класс бетона с обозначением М400, следовательно, заказчик, по мнению заявителя, при описании объекта закупки руководствуется недействующими стандартами
Между тем, с учетом того, что описание объекта закупки ("Техническое задание") в указанной заявителем части содержит показатель (В30), соответствующий действующему ГОСТ, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика оспариваемой заявителем части нарушений требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, данный довод ООО "Олимп" признан необоснованным.
Жалоба ООО "Олимп" признана частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее также - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.".
В данный перечень также входят выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению N 0116300018018000016 от 24.04.2018 г. предметом настоящей закупки является благоустройство дворовых территорий МКД.
Как следует из материалов дела в пункте 22 части 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования:
"Участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а так же организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики".
В соответствии с пунктом 4 Постановление N 1457 данный документ вступает в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.12.2015 г.) и действует до отмены специальных экономических и иных мер, установленных Указом Президента РФ от 28.11.2015 г. N 583.
На настоящее время Постановление N 1457 отменено Постановлением Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и с 30.05.2017 г. является недействующим документом.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Олимп" на действия заказчика Администрации МО "Поселок Нижний Куранах" Алданского района РС (Я) при проведении электронного аукциона на благоустройство дворовых территорий МКД (изв. N 0116300018018000016) частично обоснованной, в части не установления в аукционной документации корректного порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, а также в части установления некорректного описания объекта закупки.
2. Признать заказчика Администрацию МО "Поселок Нижний Куранах" Алданского района РС (Я) нарушившим требования части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 8 части 1 статьи 64, части 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации МО "Поселок Нижний Куранах" Алданского района РС (Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 мая 2018 г. N 06-426/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2018