Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
<_>- заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения" (далее - МУП г. Хабаровска "НПЦОДД", заявитель, Предприятие): <_> (представитель по доверенности);
от аукционной комиссии заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер-Якутск Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Лена", аукционная комиссия, заказчик): не явились, предоставили ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, а также письменные пояснения.
рассмотрев жалобу МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" на действия аукционной комиссии заказчика ФКУ Упрдор "Лена" при проведении электронного аукциона на нанесение и содержание горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороге федерального значения А-360 "Лена" Невер - Якутск, км 0+000 - км 1157+000 (выборочно) (изв. N 0316100007218000049), проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба МУП г. Хабаровска "НПЦОДД".
Представитель заявителя доводы жалобы поддержал, пояснил, что заявитель обжалует действия аукционной комиссии заказчика в части отказа в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером 3 (МУП г. Хабаровска "НПЦОДД") по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Считает, что заявка Предприятия полностью соответствует требованиям аукционной документации.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с доводами жалобы заявителя не согласны. Действия аукционной комиссии в части отказа в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" считают правомерными, поскольку первая часть заявки указанного участника закупки не соответствует требованиям аукционной документации.
В соответствии с пунктом 8.1 аукционной документации "_не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду, маркам, типам, видам закупаемых (используемых) товаров, либо указание свойств товаров (показателя товара), которые ему не принадлежат, а также противоречат нормативным документам. Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия Единой (аукционной) комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе". Заявитель использовал символ "
", не предусмотренный аукционной документацией, который имеет двойственное значение. Согласно аукционной документации значению "диапазон" соответствует символ "-".
Кроме того, заявитель в первой части своей заявки в позиции 3 указывает "Прозрачные сферические частицы стекла, допускается светло-серый и (или) светло-голубой оттенок", при этом, согласно аукционной документации участник должен указать конкретную характеристику товара в соответствии с разделом 8.1 аукционной документации: "_необходимо представить конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения_".
Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП"- 09.04.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 180 068 900,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 3 (три) заявки, к участию в электронном аукционе допущен 1 участник закупки;
5) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации;
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" необоснованной по следующим основаниям.
Как следует из сути жалобы, заявителем обжалуется решение аукционной комиссии заказчика об отказе в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.04.2018 N0316100007218000049-1 участнику закупки с порядковым номером заявки 3 (МУП г. Хабаровска "НПЦОДД") отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям "п. 2 ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе:
Позиция 1 "Краска (эмали)":
Пункт "Условия вязкости с учетом класса УВ2, с". Участник предлагает "121180 с", используя знак деления. Тем самым, комиссии неясно, какое значение предлагает участник. Соответственные знаки деления указаны в позиции 3 "Микростеклошарики":
Пункт "Верхнее контрольное" в заявке "02 %";
Пункт "Верхнее контрольное" в заявке "010 %"
Пункт "Верхнее контрольное" в заявке "3070 %";
Пункт "Верхнее контрольное" в заявке "95100 %".
Пункт "Внешний вид". Участник предлагает "Прозрачные сферические частицы стекла, допускается: светло-серый; светло-голубой оттенок". В соответствии с разделом 8.1 аукционной документации: "_необходимо представить конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения_" Участник допускает неопределенность в своем предложении, тем самым, заявка не соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе".
Предметом данного электронного аукциона является выполнение работ на нанесение и содержание горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороге федерального значения А-360 "Лена" Невер - Якутск, км 0+000 - км 1157+000 (выборочно).
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Как следует из материалов дела, в Техническом задании аукционной документации в соответствии со статьей 33, пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлены, в том числе следующие требования к товарам/материалам, используемым при выполнении работ:
- пункт 1. "Краска (эмали)": Краска (эмали) должна соответствовать ГОСТ 32830-2014, условия вязкости с учетом класса УВ2, с От 120 - до 180 включительно.
- пункт 3. "Микростеклошарики": Микростеклошарики должны соответствовать ГОСТ 32848-2014 ОДМ 218.6.020-2016
Гранулометрический состав, полный остаток на ситах, %:
- Верхнее контрольное от 0 - до 2
- Верхнее номинальное от 0 - до 10
- Промежуточное от 30 - до 70
- Нижнее от 95 - до 100.
Поскольку в Техническом задании аукционной документации отсутствуют указания на товарные знаки, а также на иные средства индивидуализации товаров/материалов, используемых при выполнении работ, то применению подлежат положения пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Инструкция по заполнению заявки установлена в разделе 8 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации.
Так, в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано следующее:
"В случае, если показатель сопровождается термином "диапазон" либо символом "-", и, если указанный термин или символ сопровождается словами "не менее", "не уже" или иными перечисленными в настоящем разделе, участник может предложить значение диапазона равное либо более заявленного заказчиком (то есть диапазон, который предлагается участником, должен поглощать диапазон, требуемый заказчиком), в случае, если указанный термин или символ сопровождается словами "не более" или иными перечисленными в настоящем разделе участник может предложить значение диапазона равное либо менее заявленного заказчиком (то есть диапазон, предложенный участником по верхней и нижней границе не выходят за значения, заявленные заказчиком). Если диапазон указан без сопровождающих слов, участник указывает неизменное диапазонное значение.
При указании в документации показателя, сопровождающегося термином "от", указанное заказчиком значение является минимальным, участник размещения заказа должен указать конкретный показатель более/выше заявленного заказчиком значения. При указании в документации показателя, сопровождающегося термином "до", указанное заказчиком значение является максимальным, участник размещения заказа должен указать конкретный показатель не более/не выше заявленного заказчиком.
Если значения показателя товара разделены знаком "-" (для показателей зерновых составов, показателей битумов, грунтов), это означает, что для этого показателя одновременно указаны минимальное (включая указанное значение) и максимальное (включая указанное значение) значения и участником закупки такое значение указывается в неизменном виде, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками относительно установленных требований".
Для объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" о предоставлении документов, сведений, представленных в составе первых частей заявок всеми участниками закупки.
Согласно поступившим сведениям в первой части заявки участником закупки с порядковым номером заявки 3 (МУП г. Хабаровска "НПЦОДД") представлены, в том числе следующие сведения:
- пункт 1. "Краска (эмали)": Краска (эмали) соответствует ГОСТ 32830-2014, условия вязкости с учетом класса УВ2, с 121ч180 с.
- пункт 3. "Микростеклошарики": Микростеклошарики соответствуют ГОСТ 32848-2014
ОДМ 218.6.020-2016
Гранулометрический состав, полный остаток на ситах, %:
- Верхнее контрольное 0ч2 %;
- Верхнее номинальное 0ч10 %;
- Промежуточное 30ч70 %;
- Нижнее 95ч100 %.
Согласно пояснениям представителя заявителя, знак "ч" ("Обелюс") имеет несколько значений, в том числе "вычитание", "деление", кроме того, в польской типографской традиции "Обелюс" использовался для обозначения диапазонов. Также указывает, что аукционной документацией не установлено, что диапазон должен обозначаться исключительно знаком "-".
Комиссией антимонопольного органа обоснование указанного довода, в части применения в польской типографской традиции знака "ч" ("Обелюс") в качестве обозначения диапазонов не может быть принято, поскольку общественные отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд Российской Федерации, подлежат регулированию нормами национального права, в частности Законом о контрактной системе, а также нормами международного права. Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, что традиция польской типографии является нормой международного права.
Также представитель заявителя подтвердил, что знак "ч" ("Обелюс") имеет несколько толкований значения, то есть данному знаку присуща множественность значений, при этом из материалов дела следует, что заявка Предприятия не содержит указание (сноску, примечание), согласно которому знак "ч" ("Обелюс") следует читать как знак обозначающий диапазонное значение. Более того, представитель заявителя пояснил, что при обозначении диапазонных показателей у заявителя имелась техническая возможность указания таких показателей с использованием знака "-".
Кроме того, в своей заявке МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" указывает, что товары/материалы по позициям 1 и 3 соответствуют определенному национальному техническому стандарту ГОСТ 32830-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования" (далее - ГОСТ 32830-2014), который согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru является действующим стандартом.
Между тем, ГОСТ 32830-2014 указание на знак "ч" ("Обелюс") не содержит.
Таким образом, участник закупки МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" в составе первой части своей заявки на участие в электронном аукционе представил значения показателей товара, не соответствующие требованиям аукционной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия зказчика правомерно приняла решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки МУП г. Хабаровска "НПЦОДД".
Жалоба МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" признана необоснованной.
При этом, Комиссия антимонопольного органа в части отказа в допуске к участию в электронном аукционе МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" в связи с указанием в своей заявке по пункту "Внешний вид" позиции "Микростеклошарики" "Прозрачные сферические частицы стекла, допускается: светло-серый; светло-голубой оттенок" поясняет следующее.
Согласно поступившим сведениям в первой части заявки участником закупки с порядковым номером заявки 3 (МУП г. Хабаровска "НПЦОДД") представлены, в том числе следующие сведения: пункт 3. "Микростеклошарики": "Внешний вид" - Прозрачные сферические частицы стекла, допускается светло-серый и (или) светло-голубой оттенок Прозрачные сферические частицы стекла, допускается: светло-серый; светло-голубой оттенок.
Как следует из письменных пояснений заказчика участник должен указать конкретную характеристику товара в соответствии с разделом 8.1 аукционной документации: "_необходимо представить конкретное предложение (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения_", в связи с чем указание в заявке слова "допускается" не соответствует требованиям аукционной документации.
В позиции 3 "Микростеклошарики" Технического задания аукционной документации установлено, в том числе следующее: пункт 3. "Микростеклошарики" "Внешний вид" - Прозрачные сферические частицы стекла, допускается: светло-серый и (или) светло-голубой оттенок.
При этом, в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указано, что в случае совместного использования соединительного союза и разделительного "и (или)", участнику предлагается использовать одновременного все характеристики, либо выбрать одну или несколько из предложенных, что позволяет отображать каждую характеристику товара (материала), соответствующую действительности и нормативным документам.
Таким образом, указание в первой части заявки слова "допускается" не могло повлиять на наличие неопределенности в предложении участника закупки, поскольку в силу инструкции участники закупки в составе первых частей заявок могут указать оба значения оттенка товара/материала.
На основании изложенного, Комиссия антимонопольного органа считает, данное основание для отказа в допуске к участию в электронном аукционе не состоятельным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Из совокупного смысла указанных норм следует, что разъяснения положений аукционной документации не должны изменять ее суть, при этом при принятии заказчиком решения об изменении аукционной документации, в связи с выявлением в такой документации наличия некорректной информации, заказчик обязан внести изменения в аукционную документацию, разместить извещение о проведении закупки и измененную документацию на сайте ЕИС, при этом продлить сроки подачи заявок на участие в закупки в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно материалам дела, заказчику 19.04.2018 г. поступил запрос на разъяснения положений аукционной документации, заказчиком 20.04.2018 г. на сайте ЕИС размещен ответ следующего содержания: "Ожидается внесение изменений в документацию".
Между тем, 23.04.2018 г. на сайте ЕИС размещена аукционная документация с внесенными изменениями, при этом данная документации размещена в разделе "Разъяснение положений документации об электронном аукционе", следовательно, является недействующей, вместе с тем, содержит иные сведения, то есть изменяет суть аукционной документации, размещенной заказчиком 09.04.2018 г.
При этом, срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе продлен не был.
Таким образом, действия заказчика, разместившего на сайте ЕИС разъяснения положений аукционной документации, не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе, нарушают требования части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу МУП г. Хабаровска "НПЦОДД" на действия аукционной комиссии заказчика ФКУ Упрдор "Лена" при проведении электронного аукциона на нанесение и содержание горизонтальной дорожной разметки на автомобильной дороге федерального значения А-360 "Лена" Невер - Якутск, км 0+000 - км 1157+000 (выборочно) (изв. N 0316100007218000049) необоснованной.
2. Признать заказчика Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" нарушившим часть 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Невер-Якутск Федерального дорожного агентства" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 мая 2018 г. N 06-415/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2018