Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "АВТОБАН-99" (далее также - ООО "АВТОБАН-99", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СтройСервис" (далее также - ООО "СтройСервис", Общество, заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я), заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
рассмотрев жалобы ООО "АВТОБАН-99", ООО "СтройСервис" на действия заказчика Администрации МР "Верхневилюйский улус (район)" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту муниципальной автомобильной дороги Трудовой - Далыр (1-й этап) (изв. N 0116300007018000161), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "АВТОБАН-99", ООО "СтройСервис".
Из текста жалобы ООО "АВТОБАН-99" следует, что:
1) Заказчиком в разделе 17 Информационной карты (п. 13) установлено:
"В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 Подрядчик обязан самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту выполнить отдельные виды работ на оказание услуг исполнителя функции подрядчика по ремонту автомобильной дороги Трудовой - Далыр Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия) (1 этап) в размере не менее 15 процентов цены контракта из перечня:
1. Земляные работы.
2. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог.
3. Работы по обустройству автомобильной дороги.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и аукционной документации предметом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Трудовой - Далыр Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия) (1 этап).
В то же время предметом регулирования Постановления Правительства РФ является установление видов и объемов работ исключительно по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, данное требование в аукционной документации установлено заказчиком в нарушение положений части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
2) Пунктом 12.2 проекта контракта документации об электронном аукционе срок действия контракта установлен следующим образом:
"12.2. Настоящий контракт действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
Указанная формулировка окончания срока действия контракта не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет, что исключает возможность предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, соответствующей требованиям, установленным ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе и документации об аукционе.
Из текста жалобы ООО "СтройСервис" следует, что:
1) в проекте контракта отсутствует конкретный срок действия контракта, вследствие чего при выборе способа обеспечения контракта в виде банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным правильно установить срок действия банковской гарантии, что противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе
2) установление заказчиком требования в пункте 13.4 проекта контракта, предусматривающего обязанность предоставления нового обеспечения исполнения контракта, противоречит частям 1, 3, 4, 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3) в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в закупке имеются разночтения.
Из письменного пояснения заказчика следует, что установление заказчиком предусмотренного в разделе 17 Информационной карты (п. 13) условия согласно Постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 не влечет за собой действительное ограничение количества участников размещения заказа, не создает условия для победы на торгах конкретного хозяйствующего субъекта.
Пунктом 3.1 проекта контракта установлено: Срок выполнения работ - с даты заключения контракта по 30 сентября 2018 года.
В пункте 2.5 проекта контракта установлено: Расчет производится за фактически выполненные работы в пределах стоимости выполненных работ согласно графика производства работ, после подписания Акта приемки-сдачи выполненных работ по форме КС-2, справки КС-3, на основании выставленного Подрядчиком счета (счета-фактуры) в течение 15 рабочих дней с момента подписания Акта приема-сдачи выполненных работ.
Таким образом, довод о том, что заказчик в проекте контракта не установил надлежащим образом срок действия контракта, в связи с чем невозможно установить срок обеспечения исполнения контракта, является необоснованным.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Ни в информационной карте, ни в проекте контракта, заказчиком не установлено требование о предоставлении обеспечения в виде внесения денежных средств.
Однако в пункте 13.4 проекта контракта указано условие об обеспечении исполнении контракта путем предоставления банковской гарантии.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в закупке установлена Заказчиком в части 8 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ".
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 19.04.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта -14 482 589,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) 1 заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "АВТОБАН-99" обоснованной на основании следующего.
Довод в части неправомерного применения заказчиком положений Постановления Правительства РФ N 570 от 15.05.2017 года "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" признан обоснованным в силу следующего.
ПУНКТОМ 13 "ВИДЫ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ПОДРЯДЧИК ОБЯЗАН ВЫПОЛНИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДРУГИХ ЛИЦ К ИСПОЛНЕНИЮ СВОИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО КОНТРАКТУ" ЧАСТИ 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" АУКЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ УСТАНОВЛЕНО СЛЕДУЮЩЕЕ:
"Установлены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 570 от 15 мая 2017 г.".
Пунктом 1 "Требования к порядку выполнения работ, предъявляемые к Подрядчику в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570" раздела 17 "Требования к порядку выполнения работ, предъявляемые к Подрядчику в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570" части 1 "информационная карта" аукционной документации установлено следующее:
"В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 Подрядчик обязан самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту выполнить отдельные виды работ на оказание услуг исполнителя функции подрядчика по ремонту автомобильной дороги Трудовой - Далыр Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия) (1 этап) в размере не менее 15 процентов цены контракта из перечня:
1. Земляные работы.
2. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог.
3. Работы по обустройству автомобильной дороги".
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. принято Постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Постановлением N 570 установлен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Следовательно, положения Постановления N 570 применяются в отношении закупок, предметом которых является строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Между тем, предметом данной закупки является выполнение работ по ремонту муниципальной автомобильной дороги Трудовой - Далыр (1-й этап).
Следовательно, в данном случае заказчиком неправомерно применены положения Постановления N 570.
Заказчиком нарушена часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
Довод в части отсутствия возможности установить срок действия банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта вследствие неопределенного срока действия контракта признан обоснованным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 12.2 проекта контракта установлено следующее:
"Настоящий контракт действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств".
Пунктом 3.1 проекта контракта установлено следующее:
"Срок выполнения работ - с даты заключения контракта по 30 сентября 2018 года".
Пунктами 6.4, 6.5, 6.6 проекта контракта установлено следующее:
"6.4. Подрядчик в срок, не позднее 3 рабочих дней до даты сдачи работ направляет Заказчику письменное уведомление о завершении работ с приложением документации, подтверждающей выполнение работ в объеме, предусмотренным Техническим заданием, Локальной сметой.
6.5. Акт сдачи-приемки работ подписывается Заказчиком в срок, не позднее 5 рабочих дней со дня получения им уведомления от Подрядчика, предусмотренного п.6.4. настоящего Контракта, при условии, что работы выполнены надлежащим образом.
6.6. При наличии недостатков в результатах выполненных работ. Стороны составляют двусторонний акт с перечнем необходимых доработок и указанием сроков их выполнения. Подрядчик обязан своими силами и за свой счет устранить в установленные сроки, допущенные в выполненных работах недостатки. Акт сдачи-приемки работ подписывается после устранения Подрядчиком всех выявленных при приемке работ недостатков".
Таким образом, в связи с тем, что конкретные сроки устранения недостатков, выявленных при приемке работ, не установлены проектом контракта, отсутствует возможность заранее рассчитать срок действия контракта и, следовательно, отсутствует возможность установить срок действия банковской гарантии.
Заказчиком нарушена часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
Жалоба заявителя подлежит признанию обоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "СтройСервис" частично обоснованной на основании следующего.
Довод в части отсутствия возможности установить срок действия банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта вследствие неопределенного срока действия контракта признан обоснованным, оценка данному доводу дана на странице 4 данного решения.
Довод в части неправомерного установления условия, предусмотренного пунктом 13.4 проекта контракта, признан необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 13.4 проекта контракта в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней представить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по настоящему контракту на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в настоящем контракте.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В силу части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Требования к контракту установлены статьей 34 Закона о контрактной системе.
Между тем, в данном случае часть 7 статьи 96 Закона о контрактной системе не нарушена, поскольку положения данной нормы изложены в пункте 13.6. проекта контракта.
Положениям статьи 34 Закона о контрактной системе условие, предусмотренное пунктом 13.4 проекта контракта, не противоречит.
Согласно пункту 3 "Способ обеспечения исполнения контракта" части 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации способ обеспечения исполнения контракта определяется участником аукциона, с которым заключается контракт, самостоятельно:
- банковская гарантия, выданная банком;
- внесение денежных средств на соответствующий счет заказчика.
При этом в пункте 13.4 проекта контракта не указано, что данное условие применимо только к обеспечению исполнения контракта в виде внесения денежных средств.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Комиссия не усматривает нарушения Закона о контрактной системе в данных действиях заказчика.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части наличия разночтений в инструкции по заполнению заявки признан обоснованным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Предметом данной закупки является выполнение работ по ремонту муниципальной автомобильной дороги Трудовой - Далыр (1-й этап).
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 3 раздела 7 части 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
"4. Заявка на участие в аукционе должна содержать сведения, с учетом требований предусмотренных пунктом 1 раздела 7 Информационной карты настоящей документации.
5. В описании условий и предложений участник аукциона не должен допускать двусмысленных толкований.
6. При описании используемого товара участник аукциона должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, если иное не указано в части 2 "Техническое задание".
7. Перечень используемых материалов и оборудования приведен в Части 2 "Техническое задание".
<_>
9. Заявка на участие в аукционе должна содержать в отношении товаров, используемых при выполнении работы:
9.1. указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии);
9.2. наименование страны происхождения, используемого товара, указывается в обязательном порядке.
9.3. конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в документации".
Между тем, разделом 1.2 "Электронный аукцион на выполнение работ, оказание услуг" части 8 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ" аукционной документации установлено следующее:
"1.2.1. Если часть 2 "Описание объекта закупки" не содержит таблицу или перечень "Требования к основным используемым товарам":
Участником закупки дается только согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ).
1.2.2. Если часть 2 "Описание объекта закупки" содержит таблицу или перечень "Требования к основным используемым товарам", которые содержат требования к товарам, используемым при выполнении работ, оказании услуг, и в отношении которых в документации содержатся средства индивидуализации и наименование страны происхождения товара:
1.2.2.1. Участником закупки дается согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, и с использованием указанного в документации товара, в отношении которого в документации содержатся средства индивидуализации и наименование страны происхождения товара (подп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ).
1.2.2.2. Участником закупки дается согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, и указание на средства индивидуализации, наименование страны происхождения товара и, если участник аукциона предлагает использовать при выполнении работ, оказании услуг, который является эквивалентным товару, указанному в документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией, при условии содержания в ней указания на средства индивидуализации, наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на средства индивидуализации, наименование страны происхождения товара (подп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ).
1.2.3. Если часть 2 "Описание объекта закупки" содержит таблицу или перечень "Требования к основным используемым товарам", которые содержат требования к товарам, используемым при выполнении работ, оказании услуг и не указано наименование страны происхождения товара (при этом могут содержаться средства индивидуализации):
Участник закупки в первой части заявки должен предоставить согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также указать конкретные значения показателей предлагаемых к выполнению работ, оказанию услуг товаров, соответствующие значениям показателей, установленных документацией об электронном аукционе, их средства индивидуализации и наименование страны происхождения товара (подп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ)".
Следовательно, инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержит разночтения относительно того в какой части аукционной документации установлены требования к применяемым при выполнении работ товарам/материалам, в отношении которых участникам закупки необходимо представить конкретные показатели в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком нарушены часть 3 статьи 7, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
Жалоба заявителя подлежит признанию частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 10 "Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках в соответствии со ст. 30. Федерального закона N44-ФЗ" раздела 3 части 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации установлено следующее: "Заказчик предоставил преимущества субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям".
Пунктом 11 "Условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" раздела 3 части 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации установлено следующее:
"Подрядчик, который не является субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 15 процентов от цены контракта".
Между тем, установление ограничения в части участия в закупке только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, исключает установление требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Следовательно, заказчиком неправомерно установлено одновременно ограничение в части участия в закупке только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, и требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Заказчиком нарушена часть 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
2. Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
Пунктом 1 "Единые требования к участникам закупки" раздела 5 части 1 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации установлено, в том числе следующее:
"Участник закупки должен соответствовать:
<_>
7. требованию, установленному п.10 ч.1 ст. 31 Закона о закупках".
Между тем, в аукционной документации отсутствует оговорка о том, что в данном случае под Законом о закупках подразумевается Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", следовательно, расценивать данное указание как требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком нарушены пункт 10 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статья 190 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Между тем, заказчиком, в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в аукционной документации на участие в электронном аукционе не установлены конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе .
4. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Пунктом 7 "Требования к безопасности выполнения работ и безопасности результатов работ" части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено следующее:
"До начала проведения работ Исполнитель обязан:
разработать и согласовать в ГИБДД схему организации движения и ограждения места производства дорожных работ. Разработка схемы организации движения и ограждения места производства дорожных работ осуществляется в соответствии с ВСН 37-84. Работы производятся без перерыва в движении транспортного потока".
Между тем, в соответствии со статьей 12 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" в компетенцию (полномочия) ГИБДД не входят обязанности по согласованию схем организаций движения, в том числе при проведении ремонтных работ на автомобильных дорогах.
Пунктом 4.4 ОДМ 218.6.019-2016. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ (издан на основании Распоряжения Росавтодора от 02.03.2016 N 303-р) предусмотрено следующее:
"4.4. Схемы организации движения и ограждения мест производства работ
Разработка и утверждение проектов и схем организации дорожного движения ведется с учетом требований Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения [4].
4.4.1 Составление схем организации движения и ограждения мест производства работ
4.4.1.1 Схема организации движения и ограждения мест производства работ в масштабе составляется для участка временного изменения движения, на которой отображаются:
- проезжая часть, обочины, разделительная полоса;
- пересечения и примыкания в одном уровне, включая железнодорожные переезды;
- пересечения и примыкания в разных уровнях (или отдельно съезды и въезды);
- искусственные сооружения, автобусные остановки;
- специально устраиваемые объезды;
- пешеходные и велосипедные дорожки.
4.4.1.2 На схеме указываются:
- ширина проезжей части и обочин, разделительных полос, велосипедных и пешеходных дорожек, специально устроенных объездов;
- временные дорожные знаки (с привязкой), светофоры, существующая и временная дорожная разметка, ограждающие и направляющие устройства, сигнальные фонари, расположение машин и механизмов, другие технические средства.
- закрытые чехлами или демонтированные дорожные знаки, демаркированная дорожная разметка.
При составлении схем рекомендуется использовать условные обозначения, приведенные в таблице 1.
На схеме также указывается вид и характер дорожных работ, сроки их исполнения, наименование организации, проводящей работы, телефоны и фамилии должностных лиц, составивших схему и ответственных за проведение работ.
4.4.1.3 Схемы составляются по настоящему методическому документу с использованием примеров организации движения и ограждения мест производства работ, приведенных в Приложениях Б, В.
Схемы для долговременных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и ремонту могут разрабатываться как в составе проектов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 [5], так и самостоятельно.
4.4.2 Согласование и утверждение схем
4.4.2.1 Схемы всех видов работ в пределах полосы отвода дороги или в "красных линиях" утверждаются владельцем автомобильной дороги".
Данная позиция подтверждается письмом ОГИБДД отдела МВД России по Нерюнгринскому району N 62/г1052 от 06.05.2018 года (решение по делу N 06-401/18 о рассмотрении жалобы ООО "АВТОБАН-99" на действия заказчика Нерюнгринской районной администрации, уполномоченного учреждения МКУ "Управление муниципальной собственностью и закупками Нерюнгринского района" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту межселенных автомобильных дорог общего пользования местного значения вне границ населенных пунктов на территории МО "Нерюнгринский район" в 2018 году (изв. N 0816300017018000138).
Следовательно, условие, предусмотренное пунктом 7 "Требования к безопасности выполнения работ и безопасности результатов работ" части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, установлено неправомерно.
Таким образом, заказчиком нарушены часть 1 статьи 2, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "АВТОБАН-99" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СтройСервис" частично обоснованной. Доводы в части отсутствия возможности установить срок действия банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта вследствие неопределенного срока действия контракта, наличия разночтений в инструкции по заполнению заявки признаны обоснованными.
3. Признать заказчика Администрацию муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) нарушившей часть 1 статьи 2, часть 3 статьи 7, часть 1 статьи 30, пункт 10 части 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1, 2, 11 части 1, часть 3 статьи 64, часть 1 статьи 96, часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
4. Выдать заказчику Администрации муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 мая 2018 г. N 06-430/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2018