Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх.6791) 14.05.2018 от ООО "САРМ" на действия комиссии заказчика, в лице муниципального бюджетного учреждения "Управление по содержанию и благоустройству" городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0301300506618000023 "Оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест для МБУ "Управление по содержанию и благоустройству" городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан".
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно необоснованное отклонение заявки Заявителя.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N0301300506618000023.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
19.04.2018 г. заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru опубликована закупка по электронному аукциону N0301300506618000023. Начальная (максимальная) цена контракта 61 500,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.05.2018 N0301300506618000023-3 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: "п.1 ч.6 ст. 69 ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе)".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что заявка Заявителя отклонена по причине ее отсутствия в реестре организаций проводящих специальную оценку условий труда.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы проведения специальной оценки условий труда в организациях, является Федеральный закон от 28.12.2013 г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - ФЗ N426).
Согласно ч.3 ст. 19 ФЗ N426-ФЗ порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 21 ФЗ N426-ФЗ формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В силу ч.2 этой же статьи порядок формирования и ведения реестра организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 N599 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда" (вместе с "Правилами допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда") (далее - "Правила").
Пунктом 2 Правил установлено: "Организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации, в случае если эта деятельность ранее приостанавливалась. Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда приостанавливается с даты принятия министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о внесении в реестр записи о приостановлении деятельности организации. Деятельность организации по проведению специальной оценки условий труда прекращается с даты принятия министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об исключении ее из реестра". Согласно п.З Правил формирование и ведение реестра осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе Заказчиком в п.3.3.3 установлены требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, а именно 3.3.3. вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать: 3.3.3.1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона; 3.3.3.2. документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе; 3.3.3.3. копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром; 3.3.3.4. решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой; 3.3.3.5. документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона о контрактной системе, или копии этих документов; 3.3.3.6. документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, или копии этих документов; 3.3.3.7. декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком не установлены требования к участникам закупки о наличии организации участника в реестре организаций проводящих специальную оценку условий труда, а также не установлено требований о представлении в составе своей заявки каких-либо документов в подтверждение того, что сведения об участнике содержатся в реестре организаций проводящих специальную оценку условий труда.
Комиссией установлено, что Заявитель в своей заявке приложил, в качестве подтверждения того, что сведения о Заявителе содержатся в реестре организаций проводящих специальную оценку условий труда, уведомление о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда N15-4/13-1328 от 13.04.2016 г. согласно которому, общество с ограниченной ответственностью "Служба аттестации рабочих мест" зарегистрировано в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда под регистрационным номером N265 от 08.04.2016 г. Кроме того, формирование и ведение реестра осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а не участником закупки.
В соответствии с ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч.6 ст.69 Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии Заказчика установлены нарушения ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия, проведя внеплановую проверку, установила, что аналогичные нарушения в действиях аукционной комиссии Заказчика содержатся и в части отклонения остальных заявок участников по тем же основаниям.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии с ч.8 ст.69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 04.05.2018 N0301300506618000023-3 не содержится обоснование решения о несоответствии заявки заявителя, с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует заявка, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Таким образом, в действиях комиссии Заказчика установлены нарушения ч.8 ст.69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно техническому заданию аукционной документации Заказчиком установлено требование к исполнителю - должен быть аккредитован в соответствии с установленным порядком на перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация. Исполнитель должен представить:
- документ, подтверждающий аккредитацию на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения оценки рабочих мест с предоставлением копии уведомления о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
- сведения об аккредитации испытательной лаборатории (ИЛ), принимающей участие в проведении оценки рабочих мест по условиям труда.
Однако, вышеуказанные требования относятся к требованиям к участнику закупки, а не к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу п.7, 7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, Заказчиком, в нарушение п.7, 7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе вышеуказанные требования к участникам закупки в аукционной документации не установлены.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "САРМ" на действия заказчика, в лице муниципального бюджетного учреждения "Управление по содержанию и благоустройству" городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0301300506618000023 "Оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест для МБУ "Управление по содержанию и благоустройству" городского поселения город Благовещенск муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан", обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.
3. Внеплановая проверка установила в действиях Заказчика нарушения ч.7 ст.69, ч.8 ст.69, п.1 ч.1 ст.33, п.7 ч.1 ст.31, п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе
4. Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 18 мая 2018 г. N ГЗ-544/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2018