Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
в присутствии представителя ООО Инженерный центр "ТехПроект" (далее - Заявитель); в отсутствие представителей Администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан (далее - Заказчик). Рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии заказчика, (номер извещения 0101300040818000008) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба Заявителя на действия комиссии заказчика, при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя указанному в жалобе и в дополнениях к жалобе поступивших 10.05.2018 г вх.N6690, его права и законные интересы нарушены следующими действиями конкурсной комиссии и Заказчика:
1. Заказчиком в документации установлены противоречивые сроки вскрытия конвертов с заявками, срок, указанный в извещении (24.04.2018 в 11:00) и срок, указанный в документации (23.04.2018 в 11:00) являются различным.
2. Заказчиком не исполнено ранее выданное Комиссией Управления ФАС России по РБ предписание по делу ГЗ-340/18 от 30.03.2018 г.
3. Заказчиком допущено до участия в Конкурсе лицо, несоответствующее требованиям конкурсной документации
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - <Открытый конкурс>;
3) начальная (максимальная) цена контракта - < 5 953 122, 33 > рублей;
4) на участие в Конкурсе подано <3> заявки.
5) Дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (по местному времени) - <24.04.2018 г. в 11:00>, Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (по местному времени) - <24.04.2018>;
6) победителем закупки была признана заявка ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БАШПРОЕКТ", которой было присвоено <86.43 баллов>, с ценовым предложением <3 347 000,00> рублей.
7) Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
8) Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
9) В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, уполномоченным органом была представлена информация по Конкурсу.
Заказчиком опубликовано извещение N0101300040818000008 на разработку проектной и рабочей документации "Комплексная компактная застройка и благоустройство микрорайона "Молодежный" с. Чекмагуш муниципального района Чекмагушевский район Республика Башкортостан".
В соответствии с протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 24.04.2018 NПВК1, как установлено выше комиссия Заказчика признала победителем ООО "Башпроект".
В соответствии с п.11 Конкурсной документации Заказчиком установлены следующие сведения, соответствие участника закупки требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ: 1) Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий. Членство в саморегулируемой организации не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридическим лицам с государственным участием в случаях, которые перечислены в части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 2) саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; 3) совокупный размер обязательств участника закупки по контракту не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Указанные требования установлены Заказчиком в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Исходя из сведений представленных Заявителем на сайте Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) в едином реестре СРО содержится информация о членстве победителя торгов ООО "Башпроект" (ИНН: 0278087974) только одной саморегулируемой организации - Ассоциация Саморегулируемая организация "Башкирское общество архитекторов и проектировщиков", при этом размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств составляет 0 рублей, что не соответствует ни одному уровню ответственности, соответственно ООО "Башпроект" не имеет права выполнять работы по договорам подряда по предмету данной закупки, заключаемых с использованием конкурентных способов заключения договоров (ч.2.1 ст.47 ГрК РФ, ч.3 ст.55.8 ГрК РФ)
Вместе с тем, указанное Общество, задекларировав свое согласие на выполнение работ в данном Конкурсе (стр.3 Заявки) и соответствие всем требованиям Законодательства (стр.15 заявки, документ от 11.04.2018 г.), представило недостоверные сведения о себе, поскольку не могло осуществлять указанные работы в рамках договоров подряда заключаемых с использованием конкурентных процедур, в виду отсутствия внесения денежных средств, в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сведения указанные в реестре НОПРИЗ являются общедоступными и установить достоверность представленной информации (в спорной части) можно только в данном реестр, однако, Заказчик, установив требования о представлении выписки из реестра членов СРО участником закупки, не установил вышеуказанных фактов представления недостоверных сведений и не признал представления участником недостоверных сведений, что не нарушает ч.3.1 ст.53 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.8 ст.31 Закона о контрактной системе, в том числе установлено: комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3.1. ст.53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Следовательно, доводы Заявителя находят свое подтверждение, Заказчиком не исполнены требования указанные в ч.8 ст.31 Закона о контрактной системе в действия Заказчика установлено нарушение ч.3.1 ст.53 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
При проведении внеплановой проверки Комиссией УФАС России по РБ было установлено следующее.
В соответствии с ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе, извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с ч.2 ст.49 Закона о контрактной системе, заказчик также вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации или разместить это извещение на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду с предусмотренным частью 1 настоящей статьи размещением.
В соответствии с п.6 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен.
Согласно изменения извещения о проведении открытого конкурса от 06.04.2018 NИИ4 размещенного в ЕИС установлена следующая дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (по местному времени) - 24.04.2018 г в 11 час. 00 мин.
Статьями 7,8 и 9 Закона о контрактной системе, презюмируется принцип открытости и прозрачности; принцип обеспечения конкуренции; принцип профессионализма заказчика.
В соответствии с ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией указанной в извещении должна содержать информацию, поименованную в данной норме сведения.
То есть информация, указанная в документации должна содержать все сведения указанные в извещения.
Согласно п.17.3 Документации установлена следующая дата и время вскрытия конвертов 23.04.2018 г. в 11:00.
Таким образом, Заказчиком установлены противоречивые сведения в извещении и в документации в части даты и времени вскрытия конвертов в действиях Заказчика установлено нарушение ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы нашли свое подтверждение, жалоба в указанной части является обоснованной в действиях Заказчика установлено нарушение ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, так как сведения в документации содержит сведения, противоречащие сведениям, указанным в извещении о проведении данной закупки.
Комиссией Управления ФАС России по РБ в рамках указанной закупки ранее осуществлялось проведение проверки по жалобе, дело ГЗ-340/18 по результатам которой, было вынесено решение и выдано предписание, в пункте втором резолютивной части решения, в действиях Заказчика было, в том числе установлено нарушение п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, которое выразилось в следующем:
В соответствии с п.2 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе в документации указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что во исполнение вышеуказанных норм Закона о контрактной системе п.11 Раздела I конкурсной документации Заказчиком предъявлено требование к участникам закупки в части соответствия участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов:
1) Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Членство в саморегулируемой организации не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридическим лицам с государственным участием в случаях, которые перечислены в части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
3) совокупный размер обязательств участника закупки по контракту не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Не требуется членство в саморегулируемой организации:
- в случаях, предусмотренных ч.2.1 ст.47 ГрК РФ;
- в случаях, предусмотренных ч.4.1 ст.48 ГрК РФ.
В соответствии с ч.4 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно п.16 ст.1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм, в рассматриваемом случае муниципальный заказчик является застройщиком, лицом потребность которого выражена в выполнении проектно-изыскательских работах по объекту Реконструкция.
В силу ч.5 ст.48 ГрК РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.
Контракт в рамках указанной закупочной процедуры является договором подряда указанным в статье выше.
В соответствии с ч.5.2 ст.48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Таким образом, в рамках рассматриваемой закупки участник закупки должен осуществить работы, как по подготовке проектной документации, так и работы по инженерным изысканиям.
Статьей 55.3 ГрК РФ определены виды саморегулируемых организаций, в частности:
1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Согласно ч.1 ст.55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
То есть, применительно к рассматриваемому, случаю и исходя из указанных выше норм установлено, что в рамках указанной закупки лицо, которое по контракту будет выполнять работы должно являться членом саморегулируемой организации в области выполнения работ инженерных изысканий и осуществляющих подготовку проектной документации.
Кроме того, согласно ч.1 ст.55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
Более того, в соответствии с ч.3 ст.55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст.55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.11 или 13 ст.55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
То есть, указанными нормами предусмотрена ответственность лиц являющихся членом СРО в области выполнения инженерных изысканий и соответствующее обеспечение указанной ответственности.
В документации закупки отсутствует требование об обязательном членстве участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Вместе с тем, согласно сведениям, указанным в пп.3) п.15.1.1. требований к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению. Срок, место и порядок подачи заявок на участие в конкурсе. Заявки на участие в конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации (формы заявок приведены в конкурсной документации). Участник конкурса подает в письменной форме заявку на участие в конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, который должен содержать.
Документ, подтверждающий соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, именно:
- выписку из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО) по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, подтверждающую соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктом 2.1 Раздела N 1 настоящей конкурсной документации, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с
подпунктами 1 - 6 пункта 2.2 Раздела N 1 настоящей конкурсной документации. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении о проведении открытого конкурса, и должна содержать сведения:
- о наличии у участника открытого конкурса (члена СРО) права осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом СРО внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств не ниже предложенной участником открытого конкурса цены контракта
В соответствии с пп.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пп.г) п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
То есть помимо требований к участнику закупки, которые указанны в п.11 Документации Заказчик также устанавливает в Документации требования к составу документов представляемых в составе заявки, однако Заказчиком не исполнено в полной мере предписание по делу ГЗ-340/18 от 30.03.2018 г.
Таким образом, доводы жалобы заявителя находят свое подтверждение, в действиях Заказчика установлены требования не соответствующие пп. г) п.1 ч.2 ст.51, что нарушает пп.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу, ООО Инженерный центр "ТехПроект" на действия комиссии Заказчика, при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0101300040818000008 обоснованной.
2. В действиях комиссии Заказчика содержится нарушение ч.3.1 ст.53 Закона о контрактной системе.
3. В результате проведения внеплановой проверки установлено нарушение пп.4 ч.1 ст.50 и ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, комиссии Заказчика, выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 10 мая 2018 г. N ГЗ-502/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2018