Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
ООО "УК "Белый Трест" (далее - Заявитель):,
В отсутствие представителя ЛОГСБУСО "Лодейнопольский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседании Комиссии.
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, Уполномоченного органа, Уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N3887 от 04.05.2018 г.) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса "Б", "Г" ( I-IV класса опасности) для нужд ЛОГБУ "Лодейнопольский специальный ДИ" в 2018 году (далее - аукцион).
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация в редакции N 3 размещены 23.04.2018 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта 270 800,00 рублей.
Источник финансирования - средства бюджетных учреждений.
Из жалобы Заявителя следует, что документация об аукционе содержит нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 2 статьи 8, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Подробно позиция Заявителя изложена в жалобе, файл с которой размещен на официальном сайте.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы и заслушав доводы представителя Заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) с учетом положений Закона об отходах производства и потребления.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Вместе с тем, согласно статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.
Соответственно, вышеуказанные критерии установлены в рамках приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду".
При этом из пункта 2 вышеуказанного приказа следует, что действие настоящих критериев не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10).
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности. В частности:
- Класс "Б" (эпидемиологически опасные отходы): Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию;
- Класс "В" (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы): Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико- диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию;
- Класс "Г" (токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности): Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
Таким образом, установленные Законом об отходах пять классов опасности в своей классификации неприменимы к медицинским отходам и не равнозначны классификации в рамках СанПин 2.1.7.2790-10.
Согласно пункту 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Необходимость наличия лицензии для выполнения работ с отходами класса Б, В СанПиН 2.1.7.2790-10 не установлена.
Иными словами, из указанного выше следует, что лицензированию подлежит деятельность в отношении медицинских отходов класса Г. При этом, для классов Б, В лицензирование деятельности не предусмотрено.
Как следует из технического задания выполнение работ по закупке связано с медицинскими отходами классов "Б", "Г".
Так, техническим заданием определен объем и периодичность вывоза отходов, из которого следует:
- Медицинские отходы класса "Б" - Необеззараженные использованные острые предметы ; Необеззараженные использованные медицинские предметы и предметы из нержавеющей стали; Необеззараженные использованные иглы после дезинфекции; Необеззараженный перевязочный материал; Необеззараженные использованные полимерные изделия шприцы; Необеззараженные латексные перчатки; Необеззараженные использованные стеклянные изделия (ампулы и т.д)). - 270 кг;
- Медицинские отходы класса "Г" (лекарственные средства, пришедшие в негодность) - 1 кг;
- Медицинские отходы класса "Г" 71 101 01 52 1 Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства - I класса опасности) - 50 шт.
При этом вывоз медицинских отходов производится по заявкам Заказчика. Заявки подаются по усмотрению Заказчика.
В силу статьи 780 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Проектом контракта не предусмотрена возможность оказания услуг третьими лицами.
При таких обстоятельствах, отсутствие требования к участникам закупки о наличии у них лицензии не отвечает пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку ряд функционально связанных услуг подлежит лицензированию.
Помимо того, Комиссия отмечает, что объединение в один лот лицензируемого вида деятельности и не лицензируемого, приводит к несоблюдению принципа конкуренции (статья 8 Закона о контрактной системе).
При таких обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заявитель полагает, что аукционная документация не соответствует части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как при описании объекта закупки установлены требования наличию у него технологического оборудования.
В соответствии с пунктом 27 технического задания исполнитель на время действия контракта должен предоставить в безвозмездное пользование:
- сменные многоразовые контейнеры для сбора и временного накопления медицинских отходов класса "Б" и "Г" на территории Заказчика согласно установленным характеристикам и количеству в приложении N2 технического задания.
- с каждым вывозом Исполнитель предоставляет чистые продезинфицированные сменные контейнеры, сменные одноразовые пакеты для накопления медицинских отходов, стяжки для пакетов согласно установленным характеристикам и количеству в приложении N2 технического задания.
В момент передачи расходных материалов подписывается накладная с указанием вида и количества расходных материалов.
При этом, приложение N 2 к техническому заданию содержит описание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик технологического оборудования, которое не является товаром, используемым при оказании услуг.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системене допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Рассматриваемые требования о наличии у исполнителя конкретного технологического оборудования являются императивными, о чем свидетельствуют обязанность представить в заявке на участие в аукционе характеристики эквивалентности.
Однако, данное технологическое оборудование применяется для достижения целей закупки и не является товаром в рамках понятийного аппарата, предусмотренного статьей 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также необоснованность данного требования с учетом целей и предмета закупки, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Доказательств обратного в материалах дела не содержится, Заказчиком не представлено так как его представитель не явился на заседание Комиссии.
На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УК "Белый Трест" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем аннулирования закупки.
4. Передать ответственному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
извещение N 03452000015180000066
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 525-03-3887-РЗ/18
14 мая 2018 года Санкт-Петербург
Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании решения Комиссии от 14.05.2018 по делу 525-03-3887-РЗ/18, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "УК "Белый Трест" (далее - Заявитель) к ЛОГСБУСО "Лодейнопольский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса "Б", "Г" ( I-IV класса опасности) для нужд ЛОГБУ "Лодейнопольский специальный ДИ" в 2018 году (далее - аукцион), и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), предписывает:
1. Заказчику аннулировать аукцион (номер извещения 0345200001518000006), а также разместить на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru информацию об аннулировании указанного аукциона.
2. Заказчику в срок до 15.06.2018 г. исполнить настоящее предписание и представить в Ленинградское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде по факсимильной связи (812) 274-30-70 или электронной почте to47@fas.gov.ru, с досылом оригинала.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 14 мая 2018 г. N Р/03/528
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2018