Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: И.В. Смолягина, заместитель руководителя Чукотского УФАС России; члены Комиссии: А.В. Пашиева, главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России; А.А. Повольских, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России,
в отсутствии представителей Администрации городского округа Анадырьуведомленных надлежащим образом,
в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью ""Анадырская механизированная организация" Ковалева В.В. по доверенности Nб/н от16.05.2018 г.,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Анадырская механизированная организация"(далее - Заявитель, Общество) на действия Администрации городского округа Анадырь (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона "Ликвидация санкционированной свалки на территории городского округа Анадырь", извещение N 0188300005418000017 (далее - Аукцион),в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента (утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 11.05.2018 года поступила жалоба от Заявителя.
Жалоба была подана в Чукотское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса Заявителя и Заказчика было направлено уведомление о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было направлено требование о представлении в адрес Чукотского УФАС России документов и материалов, необходимых для рассмотрения жалобы.
По мнению Заявителя его права, нарушены следующими действиями Заказчика: впункте28информационной карты в документации об электронном аукционе к участникам закупки установлены требования о наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, без указания конкретного вида деятельности.
Заказчик с доводами указанными в жалобе согласился (письмо от 16.05.2018 N 02-02-03-13 N1301).
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, Комиссия пришла к следующим выводам.
Из представленных материалов и информации, размещенной в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) следует, что 26.04.2018 года Заказчиком были размещены извещение N0188300005418000017 и документация о проведении электронного аукциона "Ликвидация санкционированной свалки на территории городского округа Анадырь", с начальной (максимальной) ценой контракта 10013972,37 рублей.
На момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке (14.05.2018 в 09:00) поступила одна заявка.
В соответствии с протоколом N 0188300005418000017-1 рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.05.2018 единой комиссией принято решение о признании заявки участника с порядковым номером 1 (общество с ограниченной ответственностью "Анадырская механизированная организация") соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 32 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Пунктами 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предусмотрено, что лицензия это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно пункту 6 документации, объектом закупки является "Выполнение работ по ликвидации санкционированной свалки на территории городского округа Анадырь".
Код ОКПД2 - 38.21.22.000 услуги по прочему захоронению мусора.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под захоронением отходов понимаетсяизоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, под хранением отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, подразмещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 (далее - Положениеот 03.05.2015 N 1062).
В силу пункта 1 Положения от 03.05.2015 N 1062, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
В приложении установлен Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Учитывая, что объектом закупки является "Выполнение работ по ликвидации санкционированной свалки на территории городского округа Анадырь", код ОКПД2 - 38.21.22.000 услуги по прочему захоронению мусора, в документации об Аукционе Заказчик обязан был установить требование о наличии действующей лицензии, предусмотренной п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", включающей в том числе услуги по размещению отходов определенного (устанавливается Заказчиком) класса опасности пунктами 21, 22, 23 или 24 перечня работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Таким образом, в нарушение частей 1, 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено требование к участнику закупки и к составу второй части заявки о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию и размещению (утилизации) отходов I - IV классов опасности, в состав которой входит разрешенный вид деятельности - размещение отходов.
2. Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Чукотского УФАС России жалоба рассмотрена по существу заявленных требований и проведена внеплановая проверка.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы участника закупки проводится на коллегиальной основе. При принятии решения о признании жалобы обоснованной или необоснованной комиссия территориального органа ФАС России, осуществляющая рассмотрение жалоб в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, учитывает все обстоятельства дела, в том числе документы и сведения, представленные заявителем на заседание комиссии. При этом положения Закона о контрактной системе не запрещают заявителю представить документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы, непосредственно на заседании Комиссии.
В рамках рассмотрения данной жалобы также был рассмотрен довод Заявителя, о том, что Единая комиссия неправомерно признала победителем Аукциона ООО "АТК", ввиду отсутствия в лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности вида работ: по размещению отходов.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 32 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно представленной в материалы дела лицензии от 28.08.2017N87 00038, ООО "АТК" получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классы опасности. Лицензия предоставлена бессрочно, настоящая лицензия имеет приложение с перечнем отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами, а именно: для сбора, транспортирования отходов IV класса - отходы из жилищ несортированные; сбора, транспортирования отходов IV класса - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный; сбора, транспортирования отходов IV класса - мусор от сноса и разборки зданий несортированный; сбора, транспортирования отходов IV класса - помет куриный перепревший.
В силу статьи 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно абзацу 5 статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ размещение отходов представляет собой хранение (содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение отходов (изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду).
Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.). Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Следует заметить, что объектом закупки является "Выполнение работ по ликвидации санкционированной свалки на территории городского округа Анадырь", код ОКПД2 - 38.21.22.000 услуги по прочему захоронению мусора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ с учетом положений данного закона.
Как установлено Комиссией у ООО "АТК" в составе данной лицензии отсутствует допуск к осуществлению работ по размещению отходов по классу опасности для окружающей среды, между тем, данный вид работ является предметом настоящего аукциона.
Таким образом, у Единой комиссии отсутствовали основания для признания заявки ООО "АТК" соответствующей требованиям документации об Аукционе, в связи с чем довод жалобы признается обоснованным.
3. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона.
Комиссия Чукотского УФАС России установила, что в пункте 32 требований к составу и содержанию второй части заявки информационной карты документации заказчиком установлено вышеуказанное требование.
Вместе с тем, согласно вышеуказанным требованиям заказчика от участников требуется, в том числе, декларация, предусмотренная пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Таким образом, участникам закупки требуется продекларировать обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.
Однако, при выполнении работ по послойной отсыпкесанкционированной свалки твердых бытовых отходов, какие-либо исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности заказчику не передаются.
Таким образом, Комиссия Чукотского УФАС России считает, что своим требованием заказчик может ввести в заблуждение участников закупки.
4. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, изучив проект муниципального контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте муниципального контракта не указан идентификационный код закупки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОСЕРВИС" ООО "ЭСЕР" на действия Администрации городского округа Анадырь при проведении электронного аукциона, "Ликвидация санкционированной свалки на территории городского округа Анадырь", извещение N0188300005418000017 необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 8 части 1 статьи 31,частей 1, 5 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64,части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание обязательное для исполнения.
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства.
Председатель Комиссии _________________________ И.В. Смолягина
Члены Комиссии _________________________ А.В. Пашиева
_________________________ А.А. Повольских
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 18 мая 2018 г. N 60/01-44/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2018