Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ТрансПроект" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Заказчик), ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение инженерных изысканий и разработку проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция железнодорожного пути на 12 км + 670 м перегона Керчь Южная - Аршинцево" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100007118000017) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии права выполнения работ по договору строительного подряда;
2. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
3. В Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к составу заявки на участие в Конкурсе.
Представитель Уполномоченного органа частично согласился с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 17.04.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 031 510,10 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.05.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 18.05.2018;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе 2 заявки от участников Конкурса признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ООО Проектно-изыскательский институт транспортного строительства "Желдоризыскания"
(далее - Победитель) с предложением о цене контракта 9 999 000 рублей.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии права выполнения работ по договору строительного подряда.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно Конкурсной документации предметом закупки является выполнение инженерных изысканий и разработка проектно-сметной документации по объекту "Реконструкция железнодорожного пути на 12 км + 670 м перегона Керчь Южная - Аршинцево".
В соответствии с пунктом 8 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлено следующее требование к участникам Конкурса: "Участник закупки должен обладать правом выполнения работ по договору строительного подряда в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии), а СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств".
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии согласился с доводом Заявителя и сообщил, что допущена техническая ошибка и указанное требование является излишним.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по вышеуказанному основанию заявки участников Конкурса не отклонялись, при этом на участие в Конкурсе подано две заявки, которые признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в частности оцениваются исключительно государственные контракты (государственные договоры) по выполнению инженерных изысканий.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Пунктом 50 информационной карты Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия 60 %;
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 40 %.
В Конкурсной документации установлен следующей порядок оценки по показателю "Опыт участника":
"По показателю "Опыт участника", оценке подлежит стоимость выполненных государственных контрактов (государственных договоров) предметом которых являлось выполнение работ (оказание услуг) по выполнению инженерных изысканий за период с 2016 по 2017 гг. В качестве документов, подтверждающих "Опыт участника", должны быть предоставлены следующие документы: копии государственных контрактов (государственных договоров) за 2016 - 2017 гг. и акты сдачи-приемки по этим контрактам (договорам).
Порядок оценки заявок по показателю:
Значение показателя - Количество баллов (НЦК)
Сведения об опыте участника и/или соответствующие подтверждающие документы не представлены - 0 баллов
Участником предоставлены сведения о стоимости выполненных государственных контрактов (государственных договоров) предметом которых являлось выполнение работ (оказание услуг) по выполнению инженерных изысканий за период с 2016 по 2017 гг., информация о которых подтверждена документально - Рассчитывается по формуле: НЦК=100х(Ki/Kmax), где: НЦК - количество баллов, присуждаемых "i" заявке по показателю "Опыт участника"; Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки.
Участником предоставлено наибольшее значение по стоимости выполненных государственных контрактов (государственных договоров) предметом которых являлось выполнение работ (оказание услуг) по выполнению инженерных изысканий за период с 2016 по 2017 гг. информация о которых подтверждена документально - 100 баллов".
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщил, что порядок оценки установлен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и потребностью Заказчика, и обусловлен особенностями государственного контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что порядок оценки заявок по вышеуказанному показателю установлен Заказчиком, Уполномоченным органом с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к составу заявки на участие в Конкурсе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 9 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе: "1) Опись документов (форма N1); 2) Заявку на участие в конкурсе (форма N2)".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что указанные формы не представлены в составе Конкурсной документации, размещенной в ЕИС.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщил, что допущена техническая ошибка, при этом форма описи и заявки содержатся в приложении N 2 Информационной карты Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение не повлияло не результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по вышеуказанному основанию заявки участников Конкурса не отклонялись, при этом на участие в Конкурсе подано две заявки, которые признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 5.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "Исполнитель имеет право: По согласованию с Заказчиком привлекать к исполнению настоящего Контракта третьих лиц, оставаясь ответственным за их действия или бездействие".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Конкурсной документацией неправомерно установлено требование о согласовании с Заказчиком привлекаемых к выполнению работ соисполнителей.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещено разъяснение положений Конкурсной документации от 24.04.2018 N РД1 (Ответ на запрос N1) (далее - Разъяснение) с указанием лица, от которого поступил запрос.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, разместившего Разъяснение с указанием лица, от которого поступил запрос, нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола.
Вместе с тем, согласно сведениям, содержащимся в ЕИС, к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.05.2018 N ПРО1 не приложено предложение Заявителя в отношении объекта закупки.
Таким образом, указанные действия Единой комиссии нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТрансПроект" обоснованной в части неправомерного установления требования к участникам закупки о наличии права выполнения работ по договору строительного подряда, а также ненадлежащего установления требований к составу заявки на участие в Конкурсе.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 50, части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 22.05.2018 N 18/44/105/519 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 мая 2018 г. N 18/44/105/519
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2018