Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АФК Групп" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам молодежи (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Федерального агентства по делам молодежи (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содействию в организации и проведении Всероссийского молодежного образовательного форума "Территория смыслов на Клязьме" в части организации питания и проживания (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100003518000083) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Пунктах 1 и 1.1 Раздела 1 "Требования, предъявляемые к услугам, результатам услуг, срокам оказания услуг" части III "Техническая часть" документации об Аукционе неправомерно установлены требования к участникам закупки в части организации услуг по организации питания Участников Форума и размещения "Комбината питания" и доставки готовой продукции.
2. В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе неправомерно установлены требования к участникам закупки в части поставляемой участниками закупки одноразовой посуды.
3. Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки услуги по организации питания и услуги по организации проживания.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 11.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 71 243 217 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 28.05.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 28.05.2018;
6) дата и время проведения Аукциона - 31.05.2018;
7) дата и время проведения Аукциона - 31.05.2018 13:40.
1. Согласно доводу жалобы, в Пунктах 1 и 1.1 Раздела 1 "Требования, предъявляемые к услугам, результатам услуг, срокам оказания услуг" части III "Техническая часть" документации об Аукционе установлены следующие требования, нарушающие права и законные интересы Заявителя:
"Организация питания должно быть организовано по средствам предоставления "Комбината питания" для подготовки и приготовления пищи:
"КОМБИНАТ ПИТАНИЯ" должен представлять собой производственно-хозяйственный комплекс, состоящий из цехов (помещений, отделов, выделенных зон) питания с единым технологическим процессом приготовления продукции, а также вспомогательных служб и помещений.
Помещение для "Комбината питания" должно размещаться в существующем, капитальном, специально предназначенном для предприятий питания здании. Место размещения Исполнитель должен определить самостоятельно исходя из требований пункта 1.1. технического задания и согласовать с представителем Заказчика исходя из условий Технического задания в течение 5 дней с момента заключения государственного контракта. Исполнитель самостоятельно оплачивает коммунальные услуги, а также другие расходы, связанные с эксплуатацией выбранного здания "Комбината питания".
"Комбинат питания" должен находиться на расстоянии до 10 км от места проведения Форума.
Все оборудование "Комбината питания" должно быть работоспособным и поддерживаться в исправном состоянии на все время оказания услуг. В случае выхода из строя, оборудование должно быть отремонтировано либо заменено в течение 3 часов.
Состав помещений и функциональные связи:
Для обеспечения бесперебойности процесса и соблюдения всех санитарно-эпидемиологических требований должно быть предусмотрено помещение для организации процесса приготовления пищи.
Место приготовления пищи должно иметь:
- складские помещения,
- комплект охлаждаемых камер с холодильными агрегатами, обеспечивающими необходимые для работы температурные режимы (высоко, средне и низкотемпературный),
- помещение для хранения овощей и фруктов, не требующих температурного режима,
- помещение для хранения продуктов, не требующих температурного режима,
- помещение для хранения хозяйственного инвентаря, кухонного оборудования,
- производственные помещения,
- коренной цех,
- мойка тары и кухонного инвентаря,
- заготовочный цех".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что требования, установленные в Пунктах 1 и 1.1 Раздела 1 "Требования, предъявляемые к услугам, результатам услуг, срокам оказания услуг" части III "Техническая часть" документации об Аукционе, соответствуют нормам, установленным СанПиН (СП) 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" и СанПиН (СП) 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", а также Федеральному закону от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
В свою очередь представителем Заявителя не представлено документов и сведений, согласно которым в Пунктах 1 и 1.1 Раздела 1 "Требования, предъявляемые к услугам, результатам услуг, срокам оказания услуг" части III "Техническая часть" документации об Аукционе Заказчиком установлены требования, нарушающие положения Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в Пунктах 1 и 1.1 Раздела 1 "Требования, предъявляемые к услугам, результатам услуг, срокам оказания услуг" части III "Техническая часть" документации об Аукционе неправомерно установлены требования к участникам закупки в части организации услуг по организации питания Участников Форума и размещения "Комбината питания" и доставки готовой продукции не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Приложении N 1 к Техническому заданию "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" документации об Аукционе неправомерно установлены требования к участникам закупки в части поставляемой участниками закупки одноразовой посуды.
По мнению Заявителя, одноразовая посуда, изготовленная из полистерола, не предназначена для горячих продуктов, данная посуда предназначена исключительно для холодной пищи и при воздействии на нее температуры более 60 °С подвержена деформации.
В Приложении N 1 к Техническому заданию "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам следующих товаров:
"37. Тарелки для салата должны быть предназначены для горячих и холодных продуктов, круглой формы, с загнутыми книзу краями для удобства перемещения и удерживания в руке. Цвет белый; серый. Материал - полистирол.
39. Тарелки под выпечку должны быть предназначены для горячих и холодных продуктов, круглой формы, с загнутыми книзу краями для удобства перемещения и удерживания в руке. Цвет белый. Материал - полистирол. Изделие должно сохранять внешний вид и окраску. Не должно деформироваться и растрескиваться при температуре (70_5) °С.
41. Ложки большие должны быть предназначены для горячих и холодных продуктов. Цвет должен быть белый. Материал - полистирол. Рабочие части изделий должны быть симметричны относительно ручек. Края черпаков должны находиться в одной плоскости. Изделие должно сохранять внешний вид и окраску. Должно выдерживать температуру: до+ 75°С.
42. Ложки чайные должны быть предназначены для горячих и холодных продуктов. Цвет должен быть белый. Материал должен быть полистирол. Рабочие части изделий должны быть симметричны относительно ручек. Края черпаков должны находиться в одной плоскости. Ручки изделий должны быть упругими. Изделие должно сохранять внешний вид и окраску. Не должно деформироваться и растрескиваться при температуре (70_5) °С.
43. Вилки должны быть предназначены для горячих и холодных продуктов. Цвет белый. Материал - полистирол. Изделие должно сохранять внешний вид и окраску. Не должно деформироваться и растрескиваться при температуре (70_5) °С. Зубцы вилок должны быть расположены симметрично продольной оси на равном расстоянии друг от друга, и иметь одинаковую форму изгиба. Концы зубцов должны быть заострены, кромки притуплены.
44. Ножи должны быть предназначены для горячих и холодных продуктов. Цвет должен быть белый. Материал - полистирол. Изделие должно сохранять внешний вид и окраску. Не должно деформироваться и растрескиваться при температуре (70_5) °С".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в документации об Аукционе на посуду и изделия хозяйственного назначения из пластмасс установлены требования в соответствии с ГОСТ Р 50962-96 "Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс".
В свою очередь представителем Заявителя не представлено документов и сведений, согласно которым одноразовая посуда, произведенная из полистерола, не предназначена для горячих продуктов и подвержена деформации при температуре более 60 °С.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о неправомерно установленных требованиях к участникам закупки в части поставляемой участниками закупки одноразовой посуды, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки услуги по организации питания и услуги по организации проживания.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в рамках исполнения государственного контракта участнику закупки необходимо оказать услуги по организации питания и проживания участников форума, волонтеров, организационного комитета, партнеров, соорганизаторов, лекторов, преподавателей в рамках проведения Всероссийского молодежного образовательного форума "Территория смыслов на Клязьме".
Оказываемые услуги взаимосвязаны между собой, составляют единую систему оказания гостиничных услуг в рамках проведения Форума федерального масштаба, при этом формирование объекта закупки осуществлялось с учетом экономической целесообразности.
В свою очередь представителем Заявителя не представлено документов и сведений, согласно которым Заказчиком неправомерно объединены в один лот услуги по организации питания и услуги по организации проживания.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о неправомерном объединении в один лот услуг по организации питания и услуг по организации проживания не нашел своего подтверждения.
4. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе характеристик товаров, предполагаемых для использования при выполнении работ (Приложение N 1 к Техническому заданию "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" документации об Аукционе), в частности:
Пункт 18 "Майонез. Вкус должен быть слегка острый, кисловатый, с запахом и привкусом внесенных вкусоароматических добавок";
Пункт 24 "Мясо куриное. Запах куриного мяса должен быть свойственен свежему мясу данного вида птицы";
Пункт 34 "Сыр. Рисунок сыра должен иметь рисунок на разрезе состоящий из [глазков круглой или овальной формы] или [глазков неправильной и угловатой формы, равномерно расположенных по всей массе] или [глазков круглой, овальной или угловатой формы]".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, используемый при оказании услуг и подлежащий описанию в соответствии с положениями документации в заявках, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Следовательно, действия Заказчика, установившего излишние требования к описанию участниками закупок в составе заявок характеристик товаров, а также излишние требования к содержанию заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АФК Групп" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 24.05.2018 по делу N 18/44/105/541 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 мая 2018 г. N 18/44/105/541
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2018