На основании ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N20-п от 14.05.2018 г. инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:
членов Инспекции:
Представитель Ассоциации специалистов и юристов по правам и защите животных "ЗООПРАВО" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлен,
Представитель администрации Тюльганского районаОренбургской области - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлен, представил ходатайство о рассмотрении обращения в его отсутствии,
проведя внеплановую камеральную проверку по обращениюАссоциации специалистов и юристов по правам и защите животных "ЗООПРАВО"действийадминистрации Тюльганского района Оренбургской области на предмет соблюдения требований Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении запроса котировок "96.09.11.000 - Услуги по уходу за домашними животными"(номер извещения N0153300079518000017),
УСТАНОВИЛА:
11 мая 2018 года из ФАС России в Оренбургское УФАС Россиипоступило обращениеАссоциации специалистов и юристов по правам и защите животных "ЗООПРАВО"(далее - Заявитель) о проведении проверки действийадминистрации Тюльганского района Оренбургской области(далее - Заказчик) на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе при проведениизапроса котировок "96.09.11.000 - Услуги по уходу за домашними животными" (номер извещения N 0153300079518000017) (далее - запрос котировок).
Из обращения следует, чтоизвещение о проведении запроса котировок, документы закупки, проект контракта не определяют требований к содержанию безнадзорных животных в порядке, предусмотренном ст. 137, 230-232 ГК РФ. Кроме того, в документах закупки содержатся пункты, которые предусматривают не только отлов и содержание, но и умерщвление (эвтаназию) животных. Однако, умерщвление безнадзорных животных, в том числе агрессивных животных и животных, больных различными заболеваниями (кроме бешенства), до наступления момента приобретения прав собственника на этих животных (который наступает спустя 6 месяцев после отлова) противоречит положениям закона, так как, согласно положениям пунктов 3.2, 5.1. -5.3., 5.6., 6.1., 6.3., 6.4., 7.1-7.3 действующих Ветеринарных правил (ВП 13.3.1103-96), эвтаназия безнадзорных животных производится толькоспециалистами ветеринарной и санитарно-эпидемиологической служб, может иметь место только в неблагополучных по бешенству районах города (на территории которых выявлен эпизоотический очаг бешенства), при этом умерщвление может применяться только в отношении животных подозрительных по заболеванию бешенством, то есть животных с клиническими признаками заболевания, находящихся в населенном пункте, где установлен случай заболевания животных бешенством. При этом труп или голова каждого из таких умерщвленных животных в обязательном порядке незамедлительно направляется в лабораторию для подтверждения диагноза "бешенство" (при визуальном осмотре ветврача диагноз "бешенство" установить невозможно). Умерщвление животного в виду его, якобы, агрессивного поведения разрешено только в случае, если конкретно с этим животным вступал в контакт человек, подозрительный по клиническим признакам на заболевание бешенством (а таких случаев на всю страну считанные единицы), и то, если это животное агрессивного поведения не выказывает, его надо не умерщвлять, а помещать в карантин на 10 суток. Только если в течение этого срока у этого животного проявятся признаки бешенства, его умерщвляют, но при этом все равно обязательно материал от погибшего животного должен быть доставлен в специализированную лабораторию специалистами ветеринарной службы, а останки животного должны быть подвергнуты дезинфекции. Больше федеральным законодательством не предусмотрено никаких иных оснований для умерщвления безнадзорных животных в ходе отлова или в ходе их содержания. (Эвтаназия, осуществляемая ветеринарным врачом в случае полной нежизнеспособности животного с целью прекращения его страданий, неустранимых иным способом, носит характер единичных случаев, поэтому здесь не упоминается). Вместе с тем, не указание срока содержания безнадзорных животных (не менее 6 месяцев) нарушает положения гражданского законодательства, что также противоречит пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, пункту 2 статьи 42, пункту 73 Закона о контрактной системе.Следовательно, можно сделать вывод, что безнадзорные животные согласно документации о закупке подлежат умерщвлению в нарушение статей 230-232 ГК РФ, тем самым могут быть ущемлены права собственников отловленных животных, которых невозможно востребовать, поскольку они умерщвляются после отлова.
Представитель Заказчика в своих письменных пояснениях указал, что относительно умерщвления животных, включая безнадзорных животных,в статье 17 Закона Оренбургской области "О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области" установлен исчерпывающий переченьоснований, при наличии которых допускается такая мера, он не является произвольным и направлен исключительно на реализацию органами власти субъекта Российской Федерации полномочий по вопросу организациипроведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из приоритетных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, что в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства, регулирующего отношения в этой области.Такая позиция не противоречит и международным правовым нормам, в частности, положениям Модельного закона Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств "Об обращении с животными" (принят постановлением от 31 октября 2007 года N 29-17), допускающим умерщвление в случае необходимости прекращения страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом, в случае наличия у животного неизлечимого заразного заболевания либо если животное является переносчиком этого заболевания, животного с признаками бешенства, а также при агрессивном поведении, несущем угрозу жизни и (или) здоровью человека.
В ходе изучения представленных материалов дела установлено следующее:
19.02.2018 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система)было размещено извещение о проведении запроса котировок "96.09.11.000 - Услуги по уходу за домашними животными" (номер извещения N 0153300079518000017).
Начальная максимальная цена контракта составляет 149 620,80 рублей.
Документация об аукционе утверждена Заказчиком.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1-6 ст. 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но вразмере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
3) идентификационный код закупки;
4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
6) срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Техническом задании установлено следующее: при отлове безнадзорных животных категорически запрещается:
- изымать животных из квартир и с территории частных домовладений без соответствующего постановления суда;
- снимать собак с привязи у магазинов, аптек, предприятий коммунального обслуживания и др.;
- применять способы, препараты и технические приспособления, влекущие за собой увечье, травму, смерть безнадзорного животного;
- жестоко обращаться с безнадзорными животными.
Транспортировка отловленных безнадзорных животных должна осуществляться на специально оборудованных для перевозки животных транспортных средствах (далее - спецавтомобиль). Спецавтомобиль должен быть в технически исправном состоянии. При погрузке, транспортировке и выгрузке животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие травмы, увечья или гибель животных. Спецавтомобиль для транспортировки отловленных безнадзорных животных должен обеспечивать безопасность, защиту животных от погодных условий.
Не допускается эвтаназия безнадзорных животных на месте отлова и в спецавтомобиле.
Уничтожение трупов безнадзорных животных производится в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 N 13-7-2/469 Запрещается выбрасывать трупы животных на улицу, в бытовые мусорные контейнеры, вывозить их на свалки.
Если отдельные виды услуг, осуществляемые Исполнителем самостоятельно в рамках контракта, подлежат лицензированию, то Заказчику Исполнителем должна быть предоставлена копия данной лицензии, либо, если для оказания отдельных видов услуг, подлежащих лицензированию, Исполнитель привлекает соисполнителей, то Заказчику Исполнителем должна быть предоставлена копия договора с соисполнителем и копия лицензии соисполнителя.
Услуги должны быть оказаны в соответствии со следующими документами:
- Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.03.2015 N 187-п (ред. от 02.03.2016) "О порядке расходования субвенций из областного бюджета, предоставляемых органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области на осуществление отдельных государственных полномочий по организации проведения на территории Оренбургской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общихдля человека и животных, в части отлова и содержания безнадзорных домашних животных" (вместе с "Порядком расходования субвенций из областного бюджета, предоставляемых органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области на осуществление отдельных государственных полномочий по организации проведения на территории Оренбургской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и содержания безнадзорных домашних животных");
- Ветеринарно-санитарным правилам от 04.12.1995 г. N13-7-2/469 "Правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов";
- Закону Оренбургской области от 12.11.2014 N 2703/762-V-ОЗ (ред. от 28.12.2017) "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Оренбургской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части отлова и содержания безнадзорных домашних животных" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 06.11.2014 N 2703);
- Закону РФ от 14.05.1993 N4979-1 "О ветеринарии";
- Закону РФ от 30.03.1999г.N52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Закону РФ от 10.01.2002 г N7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- другим экологическим, санитарным и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Инспекция Оренбургского УФАС России при анализе извещения о проведении запроса котировок нарушений положений ст. 33 Закона о контрактной системе не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
РЕШИЛА:
Нарушений в действияхадминистрации Тюльганского района Оренбургской областипри проведении запроса котировок "96.09.11.000 - Услуги по уходу за домашними животными" (номер извещения N 0153300079518000017), не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 18 мая 2018 г. N 08-09-07/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018