Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Головиной Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей:
от государственного заказчика: Кузнецова С.В., действующего на основании доверенности N 2 от 22.05.2018, Волокитиной М.П., действующей на основании доверенности N 2 от 22.05.2018 и Долгорук Д.С., действующего на основании доверенности N 5 от 22.05.2018;
от заявителя жалобы: Толиновой М.Ю., действующей на основании доверенности б/н от 23.05.2018;
(представителям сторон по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
рассмотрев поступившую от ООО "Нерюнгринская мониторинговая компания" жалобу на действия государственного заказчика - Благовещенской таможни при размещении закупки в форме электронного аукциона "Услуги по техническому обслуживанию комплексной системы безопасности в г. Нерюнгри", объявленной извещением N 0123100002918000024, выразившиеся, по мнению заявителя в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: неправомерном признании ООО "Нерюнгринская мониторинговая компания" уклонившимся от заключения контракта.
Представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме, указала на неправомерность принятого заказчиком решения о признании ООО "Нерюнгринская мониторинговая компания" уклонившимся от заключения контракта ввиду принятия обществом всех необходимых мер для заключения контракта по результатам закупки, в том числе уведомления заказчика о наличии обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с частью 16 статьи 70 Закона о контрактной системе и перечисления денежных средств на счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта. На момент рассмотрения жалобы общество готово заключить контракт по результатам рассматриваемой закупки.
Просит признать в действиях заказчика нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Представители государственного заказчика с доводами заявителя жалобы не согласились. Заказчиком в материалы дела представлены письменные возражения. Указанные возражения приобщены к материалам дела.
Дополнительно пояснили, что победителем электронного аукциона в регламентированные сроки контракт подписан не был, считает выход из строя системного блока компьютера не относящимся к обстоятельствам непреодолимой силы, не позволившим обществу подписать контракт.
В связи с изложенным, по мнению заказчика, заказчиком правомерно принято решение о признании ООО "Нерюнгринская мониторинговая компания" уклонившимся от заключения контракта.
Дополнительно представителями заказчика сообщено о направлении проекта контракта по результатам закупки второму участнику, предложение о цене которого являлось наилучшим после победителя.
Просят признать жалобу необоснованной.
Из материалов дела следует:
28.03.2018 государственным заказчиком - Благовещенской таможней на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru опубликовано извещение N 0123100002918000024 и документация об аукционе в электронной форме "Услуги по техническому обслуживанию комплексной системы безопасности в г. Нерюнгри".
Соответствующая информация также размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 60 000 рублей. Дата и время окончания подачи заявок - 09.04.2018 в 10:00. Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 16.04.2018.
Согласно протоколу N 58/18 от 19.04.2018 подведения итогов электронного аукциона "Услуги по техническому обслуживанию комплексной системы безопасности в г. Нерюнгри" вторые части заявок участников, принявших участие в процедуре аукциона, признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, победителем закупки признано ООО "Нерюнгринская мониторинговая компания" с предложением цены контракта 39807,69 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе заказчик разместил в Единой информационной системе проект контракта для его подписания победителем торгов.
Регламентированный срок подписания контракта Обществом с ограниченной ответственностью "Нерюнгринская мониторинговая компания" контракта - 03.05.2018.
Согласно платежному поручению N 482 на счет заказчика обществом 03.05.2018 перечислены денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта в размере 9 000 рублей.
Однако, проект контракта в установленный срок подписан сертификатом усиленной электронной подписи не был, протокол разногласий победителем закупки также не направлен, о чем заказчик проинформирован оператором электронной площадки уведомлением от 04.05.2018 в 06 часов 01 минуту (сообщение сформировано автоматически).
04.05.2018 обществом в адрес заказчика было направлено письмо (исх. N 01-135) с просьбой о продлении срока подписания контракта в связи с возникшим компьютерным сбоем (поломкой системного блока единственного компьютера, настроенного для работы на электронных площадках).
В подтверждение данного обстоятельства заявителем жалобы в материалы дела представлен акт неисправности оборудования от 03.05.2018 (исх. N 180503), подписанный директором ООО "Ноосфера" А.А. Прошутинским.
Согласно договору N ИТ-44 от 01.12.2017 на обслуживание оборудования и ЛВС регулярное техническое обслуживание и устранение неисправностей принятого на обслуживание оборудования и ЛВС (локальной сети) в ООО "Нерюнгринская мониторинговая компания" осуществляется обществом с ограниченной ответственностью "Ноосфера".
Протоколом от 08.05.2018 в соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе ООО "Нерюнгринская мониторинговая компания" признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, считает жалобу заявителя необоснованной ввиду следующего.
Закупка в форме электронного аукциона осуществлена в соответствии с порядком, установленным статьями 59-71 Закона о контрактной системе.
Порядок заключения контракта по результатам аукциона в электронной форме регламентирован статьёй 70 Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с частью 2 указанной статьи Закона в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной протокола подведения итогов аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
По рассматриваемой закупке победителем аукциона протокол разногласий в адрес заказчика не направлялся, подписанный контракт также в регламентированный срок представлен не был.
Ввиду изложенного, принятое заказчиком решение о признании ООО "Нерюнгринская мониторинговая компания" уклонившимся от заключения контракта признано Комиссией Амурского УФАС России законным и обоснованным.
Довод заявителя жалобы о необходимости применения заказчиком части 16 статьи 70 Закона о контрактной системе и продления срока подписания контракта для победителя аукциона ввиду наличия обстоятельств непреодолимой силы, не зависящих от него, является несостоятельным ввиду следующего.
Частью 16 статьи 70 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем прекращения действия данных обстоятельств.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Комиссия Амурского УФАС России довод общества о том, что выход из строя персонального компьютера относится к обстоятельствам непреодолимой силы, признает необоснованным.
Принимая решение об участии в процедуре электронного аукциона и подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям этого Закона, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанным победителем аукциона. Такими действиями (бездействием) не соблюдаются права заказчика по реализации своих потребностей (государственных и муниципальных нужд) относительно условий (предложенных победителем закупки, как лучших) и срока исполнения контракта.
Вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидело, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Согласно установленной Законом о контрактной системе специфики документооборота на электронной площадке невыполнение участником электронного аукциона таким требованиям является правовым риском признания его уклонившимся от заключения контракта, поскольку наличие у него соответствующего волеизъявления на заключение контракта должно быть реализовано в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Претендуя на заключение контракта путем участия в аукционе, общество не только имело возможность учитывать специфику заключения контрактов на электронной площадке, но и обязано было это сделать. Невыполнение в данном случае участником размещения заказа требований закона влечет невозможность заключения с ним контракта, что влечет не только нарушение интересов заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения закупок.
В своем заявлении общество ссылается на отсутствие объективной возможности подписания и направления протокола разногласий в регламентированный срок в связи с повреждением системного блока 03.05.2018, то есть в последний (пятый) день, установленный частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе. В обоснование принятия всех необходимых мер к подписанию протокола в установленный Законом о контрактной системе срок, общество ссылается на то, что 04.05.2018 заказчику было направлено письмо, в котором указывались обстоятельства невозможности подписания контракта.
Данные причины не являются уважительными. Общество не представило доказательства отсутствия возможности произвести необходимые действия по заключению контракта с другого компьютера, невозможности установки ЭЦП на другой компьютер (ноутбук) в срок до 03.05.2018 (включительно).
Наличие в организации победителя аукциона - ООО "Нерюнгринская мониторинговая компания" иных компьютеров подтверждается представленным в материалы дела договором N ИТ-44 от 01.12.2017 на обслуживание оборудования и ЛВС, предметом которого является регулярное обслуживание двух серверов и восьми рабочих станций.
Рассмотрев жалобу, руководствуясь п. 1 ч. 3, ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нерюнгринская мониторинговая компания" необоснованной.
Решение и/или предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
Н.А. Головина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 23 мая 2018 г. N ЖФ-50/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018