Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. -заместителяруководителя управления, председателя Комиссии; Парнищевой М.М.- начальника отдела контроля закупок; Головиной Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в присутствии представителеймуниципального заказчика- Медведевой Т.Н., действующей по доверенности б/н от 23.05.2018, Трач А.И., действующей по доверенности б/н от 23.05.2018 (лицам, присутствующим на заседании, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
в отсутствие заявителя жалобы (лицо о месте, дате и времени рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия не заявляло),
рассмотрела жалобу, поступившую в Амурское УФАС России от ООО "Перспектива" на положения документации при осуществлении муниципальным заказчиком - администрацией Октябрьского района закупки в форме электронного аукциона "Ремонт участков автомобильных дорог местного значения по ул. Советской и ул. Пионерской в с. Екатеринославка", объявленной извещением N 0123300015118000026 от 04.05.2018 на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N 44-ФЗ).
Из жалобы заявителя следует, что муниципальный заказчик в нарушение части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в проекте контракта предусмотрел возможность предоставления в качестве обеспечения контракта информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, при снижении начальной (максимальной) цены контракта на 25 % и более при том, что начальная (максимальная) цена контракта более 15 млн рублей. Кроме того, установил в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, размеры штрафов за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту подрядчиком с нарушением Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042. Также общество усматривает в действиях муниципального заказчика по указанию в проекте контракта возможности продления срока исполнения контракта при наступлении обстоятельств непреодолимой силы нарушение требований части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заявитель жалобы просит признать нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Муниципальный заказчик представил письменныепояснения на жалобу, указанные пояснения приобщены к материалам дела.Представители заказчика на заседании Комиссии Амурского УФАС России отметили, что допущенные нарушения по указанию в проекте контракта обеспечения исполнения контракта, а также штрафов за неисполнение/ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта связано с технической ошибкой и, по мнению представителей, не привело к негативным последствиям. Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Муниципальным заказчиком-администрацией Октябрьского районана электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, опубликовано извещение N0123300015118000026 от 04.05.2018 о проведении закупки в форме электронного аукциона"Ремонт участков автомобильных дорог местного значения по ул. Советской и ул. Пионерской в с. Екатеринославка".
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 16 086 027 ,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок 21.05.2018 в 16:00.Дата и время проведения аукциона в электронной форме 25.05.2018 в 09:05.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.05.2018 N 0123300015118000026-1 на участие в закупке подана1 заявка - ООО "Дружба", единственный участник и поданная им заявка признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации.
1. В части нарушения заказчиком части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе комиссия Амурского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ,если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе определено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта по рассматриваемой закупке превышает 15 млн рублей, муниципальный заказчик в случае предложения цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, должен руководствоваться частью 1 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ.
Однако, в проекте муниципального контракта в пункте 11.1 указано следующее: "Обеспечение исполнения настоящего Контракта составляет _______________ рублей (5% от начальной максимальной цены Контракта), предоставлено в форме ________________________________ и включает в себя все обязательства Подрядчика по настоящему Контракту. (В случае если при проведении аукциона участником закупки предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, то контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дачу подачи заявки в соответствии с ч.3 ст. 37 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")".
Следовательно, довод жалобы ООО "Перспектива" нашел свое подтверждение.
2. Довод жалобы о несоответствии проекта контракта требованиям Постановления Правительства N 1042 является обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о Закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На основании части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 вышеуказанной нормы определено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
Согласно пункту 9 указанных Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
На основании пункта 4 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Таким образом, пункты 4 и 9 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
В проекте муниципального контракта на выполнение ремонта участков автомобильных дорог местного значения по ул. Советской и ул. Пионерской в с. Екатеринославка ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту была предусмотрена следующим образом:
"7.2. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом. Размер штрафа устанавливается настоящим Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, и составляет 5000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.
7.3. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийных обязательств), предусмотренных настоящим Контрактом. Размер штрафа устанавливается настоящим Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, и составляет ________ рублей _____ копеек (1% от суммы Контракта)".
На основании изложенного, муниципальным заказчиком нарушены требования частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 4 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Перспектива", условия изменения контракта, указанные муниципальным заказчиком в пункте 8.3 ("Срок исполнения обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), а также последствия, вызванные этими обстоятельствами, что оформляется дополнительным соглашением к настоящему Контракту", соответствуют части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Часть 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень допустимых изменений существенных условий контракта.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
На основании статьи 421 и 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами и договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Учитывая, что заявителем не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов участников закупки включением заказчиком в проект контракта указанного пункта, не представлены надлежащие доказательства того, что оспариваемое положение проекта контракта препятствует подаче заявки на участие в закупке, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушения требований части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки закупки с номером извещения 0123300015118000026 и исследования пояснений, поступивших от единственного участника закупки - ООО "Дружба", Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе, идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Установлено, что документация об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение ремонта участков автомобильных дорог местного значения по ул. Советской и ул. Пионерской в с. Екатеринославка не содержит идентификационный код закупки, указанный код отсутствует и в проекте муниципального контракта.
В силу части 4 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности"работы, являющиеся предметом рассматриваемой закупки, относятся к коду 42.11.20, однако в извещении о проведении аукциона в электронной форме, размещенном в ЕИС, указан код 42.11.10.120.
Следовательно, муниципальным заказчиком нарушены требования частей 1 и 4 статьи 23 Закона о контрактной системе.
На основании плана-графика администрации Октябрьского района на 2018 год срок начала осуществления закупки на ремонт участков автомобильных дорог местного значения по ул. Советской и ул. Пионерской в с. Екатеринославка был запланирован на апрель 2018, вместе с тем закупка в форме электронного аукциона "Ремонт участков автомобильных дорог местного значения по ул. Советской и ул. Пионерской в с. Екатеринославка" размещена на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru и в ЕИС 04.05.2018.
Частью 11 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Таким образом, муниципальный заказчик нарушил требования части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе, разместив закупку, не предусмотренную планом-графиком.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определены единые требования к участникам закупки, которые заказчик устанавливает при осуществлении закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) утратил силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В пункте 13 информационной карты аукционной документации по рассматриваемой закупке муниципальный заказчик установил полный перечень требований к участникам аукциона, в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Однако в извещении о проведении электронного аукциона от 04.05.2018 N 0123300015118000026, размещенном в ЕИС, в разделе "Требования к участникам" отсутствуют требования по пунктам 7, 7.1 и 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что является нарушением со стороны муниципального заказчика вышеуказанной нормы закона.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 30 информационной карты аукционной документации указано: "Дата и время окончания срока подачи участниками аукциона запросов о разъяснении положений документации - 18 мая 2018 года 16:00 по местному времени. Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации - 20 мая 2018 года".
Однако, согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В виду того, что дата окончания подачи заявок установлена 21.05.2018, дата окончания срока подачи участниками аукциона запросов о разъяснении положений документации должна быть установлена 17.05.2018, дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, учитывая нерабочие, выходные дни- 21.05.2018.
Следовательно, в действиях муниципального заказчика по установлению сроков подачи участниками аукциона запросов о разъяснении положений документации и предоставления участникам аукциона разъяснений положений документацииприсутствует нарушение пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей, устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится закупка. Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются: копия исполненного контракта (договора);копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные, в том числе, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Заказчиком выбран код ОКПД2 42.11.10.120, начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 16 086 027,00 рублей. Таким образом, в документации об электронном аукционе должны содержаться дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта работ, связанных с предметом контракта, и о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих наличие вышеуказанного опыта.
В извещении о проведении электронного аукциона от 04.05.2018 N 0123300015118000026 и в документации об электронном аукционе "Ремонт участков автомобильных дорог местного значения по ул. Советской и ул. Пионерской в с. Екатеринославка" дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, не установлены, как не установлены и требования о предоставлении копии документов, подтверждающих наличие указанного опыта работ в составе второй части заявки, что свидетельствует о нарушении в действиях муниципального заказчика требований частей 4, 5 статьи 31, частей 1 и 3 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, аукционная документация об аукционе в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение ремонта участков автомобильных дорог местного значения по ул. Советской и ул. Пионерской в с. Екатеринославка составлена с нарушением требований, предусмотренных Законом о контрактной системе. Следовательно, в действиях должностного лица, утвердившего документацию по рассматриваемой закупке, присутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев жалобуООО "Перспектива",руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной;
2. Признать в действиях муниципального заказчика - администрации Октябрьского района нарушения:части 11 статьи 21, части 1 статьи 37, частей 5 и 8 статьи 34, частей 1 и 4 статьи 23, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1 и 3 статьи 64, части 4 статьи 65, частей 4 и 5 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать муниципальному заказчику предписание об устранении допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
Н.А. Головина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 25 мая 2018 г. N ЖМ-55/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2018