Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - врио руководителя управления, председателя Комиссии; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Осинцева К.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей от государственного заказчика: Острожного М.В., действующего на основании доверенности N 55 от 28.05.2018 и Чернова С.О., действующего на основании доверенности N 120 от 29.12.2017, а также представителя заявителя жалобы - Евсеева В.В. (лицам, присутствующим на заседании, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
рассмотрела поступившую 22 мая 2018 года в Амурское УФАС России от Омской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" жалобу на действия государственного заказчика - Государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку подгузников для обеспечения детей-инвалидов в 2018 году, объявленной извещением N 0223100000218000051 от 19.04.2018 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru, нарушающие, по мнению заявителя, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно неправомерном отказе в предоставлении преимуществ, установленных статьей 29 Закона о контрактной системе победителю данной закупки.
Представитель государственного заказчика с доводами, заявленными в жалобе, не согласен. Представил письменные возражения, указанные возражения приобщены к материалам дела. Считает, что заказчик правомерно отказал в предоставлении организации преференций в связи с тем, что Омская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" является региональной общественной организацией. Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон по делу, исследовав материалы дела, установила следующее.
Государственным заказчиком - Государственным учреждением - Амурским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации извещением N 0223100000218000051 от 19.04.2018 на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru объявлено о проведении аукциона в электронной форме на поставку подгузников для обеспечения детей-инвалидов в 2018 году.
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 1 217 685,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 07.05.2018 в 12:00, дата проведения аукциона в электронной форме - 11.05.2018.
08.05.2018 составлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0223100000218000051-1, согласно которому допущено к участию в аукционе и признано участниками торгов 4 участника.
14.05.2018 составлен протокол подведения итогов электронного аукциона N 0223100000218000051-2, согласно которому вторые части заявок всех 3 участников закупки, принявших участие в процедуре торгов, признаны соответствующими требованиям документации об аукционе, в том числе заявка заявителя жалобы.
Победителем аукциона признана Омская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", предложение о цене контракта которой составило 821 937, 35 рублей.
18.05.2018 государственным заказчиком в адрес победителя торгов было направлено письмо (исх. N 01-14/2813-2267), согласно которому, по мнению заказчика, Омская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" является региональной (областной) организацией, которая в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях) действует только в пределах территории одного субъекта Российской Федерации - Омской области и не является общероссийской общественной организацией, а также организацией, уставный (складочный) капитал которой полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, ввиду чего у заказчика отсутствуют правовые основания для предоставления указанной организации преимуществ в соответствии с частью 3 статьи 29 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Пунктом 19 Информационной карты документации об аукционе заказчиком установлены преимущества организациям инвалидов.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, установлено, что указанные преимущества предоставляются общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
Таким образом, статьей 29 Закона о контрактной системе, установлена возможность предоставления преимущества исключительно лицам, соответствующим критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.
Преференции не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе на региональные, местные.
Для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством о контрактной системе в сфере закупок, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В случае обнаружения аукционной комиссией в предоставленных в составе заявки документах недостоверной информации, в том числе информации о том, что участник закупки исходя из представленных документов (копии учредительных документов участника закупки, выписки из ЕГРЮЛ) не соответствует критериям, но при этом продекларировал свое соответствие таким критериям, то заявка такого участника закупки подлежит отклонению.
Вторая часть заявки Омской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" на участие в рассматриваемом аукционе содержит декларацию о соответствии участника закупки установленным единым требованиям, в том числе сведения о том, что участник закупки претендует на преимущества, установленные для инвалидных организаций в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой или цены контракта".
Согласно абзацу 2 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Статьей 7 Закона об общественных объединениях установлены организационно-правовые формы, в которых могут создаваться общественные объединения, в том числе, в форме общественной организации. В соответствии со статьей 8 Закона об общественных объединениях общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
При этом, согласно статье 14 Закона об общественных объединениях в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Устава Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (далее ВОС), данная организация осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации и действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", иными законодательными актами Российской Федерации о социальной защите населения и настоящим Уставом.
ВОС как общероссийская общественная организация, действует на всей территории Российской Федерации, самостоятельно определяет свои постоянно действующие руководящие органы, внутреннюю структуру, цели, формы и методы деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ (статья 7 раздела 3 Устава ВОС),
В соответствии со статьёй 8 раздела 3 Устава ВОС, для осуществления уставных задач в субъектах Российской Федерации решением постоянно действующего руководящего органа ВОС - Центрального правления ВОС (далее ЦП ВОС), создаются республиканские, краевые, областные, Московская городская и Санкт-Петербургская, объединяющая инвалидов по зрению, проживающих в г. Санкт- Петербурге и Ленинградской области, региональные организации (отделения) ВОС.
Таким образом, в структуру ВОС входят его региональные организации (отделения).
Согласно статье 9 Устава ВОС, Региональные организации ВОС (далее РО ВОС) действуют на основании единого устава - Устава ВОС и других нормативных документов ВОС.
Пунктом 1 Положения о региональной организации (отделении) Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых"- Региональная организация ВОС осуществляет свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и соответствующего(их) субъекта(ов) РФ, единого устава - Устава ВОС, настоящего Положения и других нормативных актов Всероссийского общества слепых.
Омская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийского ордена трудового Красного знамени "Общества слепых" согласно выписке из ЕГРЮЛ зарегистрирована 30.07.2002 г.
Учредителем является Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых".
Таким образом, в соответствии с Законом об общественных объединениях и Уставом ВОС региональная организация является структурным подразделением ВОС - отделением Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых".
Целостность указанной общероссийской общественной организации инвалидов и ее структурных подразделений подтверждается также порядком управления и ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Так, согласно статье 10 Устава ВОС региональные организации в лице их председателей представляют ВОС в органах государственной власти РФ и субъектов РФ, органах местного самоуправления и в других организациях без доверенности.
Согласно статье 20 Устава ВОС прав и обязанности юридического лица от имени ВОС осуществляет Центральное правление ВОС.
Пунктом 20.1 статьи 20 Устава ВОС определено, что Центральное правление ВОС в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом ВОС принимает постановления, утверждает положения, инструкции и другие нормативные акты ВОС.
Постановления Центрального правления ВОС и нормативные акты ВОС, являются обязательными для исполнении президентом и другими должностными лицами ВОС, всеми структурными подразделениями Общества.
В соответствии с пунктом 20.8 Устава ВОС Центральное правление ВОС принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации региональных организаций. Осуществляет руководство их деятельностью.
Положение о региональной организации (отделении) ВОС утверждено постановлением Центрального правления ВОС от 25.04.2012 N 4-6.
Оперативное руководство и исполнительно-распорядительную деятельность ВОС осуществляем Президент ВОС (статья 21 Устава ВОС), он же организует работу по управлению региональными организациями (пункт 21.11 статьи 21 Устава ВОС).
Законом о контрактной системе право на получение преференций, льгот структурных подразделений общероссийских общественных объединений прямо не урегулированы.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В части правоотношений, не урегулированных Законом о контрактной системе соответственно, применяются нормы иных федеральных законов, в том числе, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьёй 6 ГК РФ, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В силу статьи 21 Закона об общественных объединениях, которая устанавливает возможность для отделений общественных объединений иметь свои уставы и регистрироваться в качестве юридических лиц в субъектах Российской Федерации, а также с учетом положений единого Устава ВОС, региональная организация является структурным подразделением ВОС - отделением Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", и соответственно, имеет право на получение преференций согласно статье 29 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу Омской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу Омской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", выразившееся в неправомерном отказе Омской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" применении преференций предусмотренных статьёй 29 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику предписание об устранении допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
К.И. Осинцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 29 мая 2018 г. N ЖФ-56/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2018