Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12399-ЭП/18 от 16.05.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 1 этажа эндоскопического блока в здании, расположенном по адресу: СПб, ул.Народная, д. 21, к.2 (1 этап) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 11.04.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200133118000075. Начальная (максимальная) цена контракта - 36 563 750, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя,в необоснованном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.05.2018 N0372200133118000075-1, Заявителю (заявка N 4) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ
(Отказать в допуске к участию в аукционе в электронной форме: Основание отказа в допуске к участию в электронном аукционе - п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, поскольку в первой части заявки представлена информация, не соответствующая требованиям Документации об электронном аукционе Подпунктом 2.3.2 пункта 2.3 раздела 2 Части III Документации об электронном аукционе установлено, что товар N13.24 должен соответствовать ГОСТ 8639-82 "Трубы стальные квадратные. Сортамент". В первой части заявки для выполнения работы по Локальной смете N02-01-04 предложены Медицинские шторы (товар N13.24), у которых потолочные направляющие, горизонтальная стойка и вертикальные стойки имеют следующие характеристики:
а) толщина стенки трубы потолочной направляющей, горизонтальной стойки и вертикальной стойки: 3,5 мм;
б) наружный размер трубы потолочной направляющей, горизонтальной стойки и вертикальной стойки: 40 мм;
в) радиус закругления трубы потолочной направляющей, горизонтальной стойки и вертикальной стойки: 5,25 мм;
г) площадь сечения трубы потолочной направляющей, горизонтальной стойки и вертикальной стойки: 4,90 см;
д) момент инерции трубы потолочной направляющей, горизонтальной стойки и вертикальной стойки: 10,66 см;
е) момент сопротивления трубы потолочной направляющей, горизонтальной стойки и вертикальной стойки: 10,66 см.
Комиссия установила, что согласно ГОСТ 8639-82 у труб с указанными в заявке характеристиками а), б), в), г), д) момент сопротивления будет меньше и составит 5,33 см. Таким образом, предложенный в заявке товар N13.24 в части показателей "Момент сопротивления трубы потолочной направляющей", "Момент сопротивления трубы горизонтальной стойки" и "Момент сопротивления трубы вертикальной стойки" не соответствует ГОСТ 8639-82, а, следовательно, не соответствует требованиям Документации об электронном аукционе.)".
Заказчиком, в Приложении N 3 к Техническому заданию по товарной позиции N 13.24 "Медицинские шторы, используются для выполнения работ Локальной сметы N02- 01-04" установлены следующие требования:
- Конструкция: установлено требование к значению Должны представлять собой мягкие раздвижные перегородки; Должны быть с комплектом крепления; В комплект крепления должны входить потолочные направляющие, горизонтальная стойка, две вертикальные стойки, ролики, болты, саморезы и пластин
- Толщина стенки трубы горизонтальной стойки: установлен диапазон требований, нижняя граница которого является максимально недопустимым значением 3,0 мм, и верхняя граница которого является минимально недопустимым значением 5,0 мм
- Толщина стенки трубы потолочной направляющей: установлен диапазон требований, нижняя граница которого является максимально недопустимым значением 3,0 мм, и верхняя граница которого является минимально недопустимым значением 6,0 мм
- Вид трубы потолочной направляющей: установлено требование к недопустимым вариантам значений холоднодеформированные; печной сварки.
- Наружный размер трубы вертикальной стойки: установлен диапазон требований, нижняя граница которого является минимально допустимым значением 40 мм, и верхняя граница которого является максимально допустимым значением 45 мм
- Вид трубы вертикальной стойки: установлено требование к недопустимым вариантам значений холоднодеформированные; печной сварки
- Наружный размер трубы горизонтальной стойки: установлен диапазон требований, нижняя граница которого является минимально допустимым значением 40 мм, и верхняя граница которого является максимально допустимым значением 45 мм
- Вид трубы горизонтальной стойки: установлено требование к недопустимым вариантам значений холоднодеформированные; печной сварки
- Толщина стенки трубы вертикальной стойки: установлен диапазон требований, нижняя граница которого является максимально недопустимым значением 3,0 мм, и верхняя граница которого является минимально недопустимым значением 5,0 мм
- Наружный размер трубы потолочной направляющей: установлен диапазон требований, нижняя граница которого является минимально допустимым значением 40 мм, и верхняя граница которого является максимально допустимым значением 50 мм.
Также в отношении указанной товарной позиции Заказчиком установлены следующие требования:
- Момент инерции трубы потолочной направляющей установлено требование к минимально недопустимому значению 31,15 см4
- Предел текучести стали трубы квадратного поперечного сечения установлено требование к минимально допустимому значению 206 Н/мм2
- Площадь сечения трубы горизонтальной стойки установлено требование к минимально недопустимому значению 7,57 см2
- Радиус закругления трубы вертикальной стойки установлено требование к минимально недопустимому значению 7,5 мм
- Временное сопротивление разрыву стали трубы квадратного поперечного сечения установлено требование к минимально допустимому значению 333 Н/мм2
- Момент сопротивления трубы горизонтальной стойки установлено требование к максимально недопустимому значению 4,81 см3
- Площадь сечения трубы потолочной направляющей установлено требование к максимально недопустимому значению 4,28 см2
- Момент инерции трубы вертикальной стойки установлено требование к минимально недопустимому значению 19,66 см4
- Относительное удлинение стали трубы квадратного поперечного сечения установлено требование к минимально допустимому значению 18 %
- Радиус закругления трубы горизонтальной стойки установлено требование к минимально недопустимому значению 7,5 мм
- Момент сопротивления трубы потолочной направляющей установлено требование к минимально недопустимому значению 12,46 см3
- Площадь сечения трубы вертикальной стойки установлено требование к максимально недопустимому значению 4,28 см2
- Радиус закругления трубы потолочной направляющей установлено требование к минимально недопустимому значению 7,5 мм
- Момент инерции трубы горизонтальной стойки установлено требование к минимально недопустимому значению 19,66 см4
- Момент сопротивления трубы вертикальной стойки установлено требование к максимально недопустимому значению 4,81 см3
В ходе анализа заявки Заявителя в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в отношении товарной позиции "Медицинские шторы (товар N13.24)" указаны следующие характеристики:
а) толщина стенки трубы потолочной направляющей, горизонтальной стойки и вертикальной стойки: 3,5 мм;
б) наружный размер трубы потолочной направляющей, горизонтальной стойки и вертикальной стойки: 40 мм;
в) радиус закругления трубы потолочной направляющей, горизонтальной стойки и вертикальной стойки: 5,25 мм;
г) площадь сечения трубы потолочной направляющей, горизонтальной стойки и вертикальной стойки: 4,90 см;
д) момент инерции трубы потолочной направляющей, горизонтальной стойки и вертикальной стойки: 10,66 см;
е) момент сопротивления трубы потолочной направляющей, горизонтальной стойки и вертикальной стойки: 10,66 см.
Согласно ГОСТ 8639-82 "Трубы стальные квадратные. Сортамент (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)", для труб, у которых момент инерции потолочной направляющей, горизонтальной стойки и вертикальной стойки равен 10,66 см?, момент сопротивления равен 5,33 см3 (Таблица 1).
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу, что участник закупки при заполнении первой части заявки предложил к использованию при выполнении работ товар, характеристики которого не соответствуют требованиям ГОСТ, ссылка на который содержится в документации об аукционе.
Доказательства обратного, подателем жалобы в нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии Заказчика не установлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выраженное в необоснованном отказе в допуске заявки Заявителя по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке.
2. Вместе с тем в результате внеплановой проверки обстоятельств осуществления рассматриваемой закупки Комиссией УФАС установлено следующее.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе,в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии УФАС выявлено, что в ряде пунктов технической части документации об аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам, так, например: по товару "Труба тип 2, используется для выполнения работы по строке 23 Локальной сметы N02-01-03": Временное сопротивление разрыву - установлено требование к минимально допустимому значению 353 Мпа; Относительное удлинение - установлено требование к минимально допустимому значению 21 %; Предел текучести - установлено требование к минимально допустимому значению 216 Мпа; к товару "Герметик, используется для выполнения работы по строке 3 Локальной сметы N02-01-08": Сопротивление сжатию - установлено требование к минимально допустимому значению 3 Н/см2; Сопротивление изгибу - установлено требование к минимально допустимому значению 7 Н/см2 и т.д.
Комиссия приходит к выводу, что документация об аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с п. 3.37 Административного регламента, в случае, если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится и резолютивная часть решения должна содержать выводы Комиссии о том, что рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 105 Закона о контрактной системе.
4. По информации представителя Заказчика и сведений, размещенных в ЕИС, государственный контракт по результатам рассматриваемого аукциона заключен.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компакт-плюс" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с тем, что государственный контракт заключен.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
5. В соответствии с п. 3.37 Административного регламента,в части доводов по обжалованию положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок рассмотрение жалобы не проводится.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 мая 2018 г. N 44-2672/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018