Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО Сосновая поляна (далее - Заказчик):
ООО "ГрандСтройСеверо-Запад" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 12790/18 от 18.05.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на благоустройство территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округ Сосновая поляна в 2018 году (извещение номер 0172300007818000018) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 27.04.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300007818000018. Начальная (максимальная) цена контракта - 20 001 078,07 рублей.
В жалобе ООО "ГрандСтройСеверо-Запад" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок N 0172300007818000018-1 от 15.05.2018 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
Позиция |
Требования к характеристикам товаров из документации |
Предложения участника |
Несоответствие |
Пункт 20. Скамейка
|
Доски должны быть из древесины хвойных пород (влажностью 7-10%). |
Доски из древесины хвойных пород (влажностью 8%). |
Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе (п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона 44-фз) Согласно инструкции по заполнению Заявки: "В случае установления в ТЗ требований к значениям показателей товаров, содержащихся между символами "(" и ")" данные требования являются уточнением, дополнением и частью требований, и установлены в форме значений, которые не могут изменяться." |
Пункт 44. Гайки тип 5. |
Характеристики (свойства) товаров, использующихся при выполнении работ должны соответствовать требованиям следующих ГОСТ: 44 пункт товара в "Таблице Требования_ "- ГОСТ ISO 8673-2014 , ГОСТ ISO 4032-2014 ;
Гайки должны быть шестигранные. Класс точности должен быть A. Резьба должна быть >М12. Шаг резьбы должен быть от 1,5 мм. Номинальный размер под ключ должен быть больше 18 мм. Диаметр описанной окружности должен быть "от" 26,75 мм. Высота гаек должна быть |
Характеристики (свойства) товаров, использующихся при выполнении работ соответствуют требованиям следующих ГОСТ: 44 пункт товара в "Таблице Сведения_ "- ГОСТ ISO 8673-2014 , ГОСТ ISO 4032-2014;
Гайки шестигранные. Класс точности A. Резьба М16. Шаг резьбы 2 мм. Номинальный размер под ключ 24 мм. Диаметр описанной окружности от 26,75 мм. Высота гаек |
Предоставление недостоверной информации (п.1 ч.4 ст.67 Федерального закона 44-фз)
Участник указывает соответствие гаек ГОСТ ISO 8673-2014 , ГОСТ ISO 4032-2014.
Предоставленные участником конкретные показатели соответствуют только ГОСТ ISO 4032-2014.
Согласно Таблице 1 ГОСТ ISO 8673-2014 резьбе М16 соответствует, шаг резьбы 1,5 мм.
Согласно инструкции по заполнению Заявки: "Участник при подаче заявки должен однозначно указать какому государственному стандарту соответствует каждая позиция, требования к которой о соответствии государственного стандарта содержатся в аукционной документации." |
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Заказчиком установлены требования в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 1 "Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых для выполнения работ, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика" Технического задания документации об аукционе.
К товару по позиции 20 "Скамейка" Заказчиком установлено требование: "Доски должны быть из древесины хвойных пород (влажностью 7-10%)".
К товару по позиции 44 "Гайки тип 5" Заказчиком установлены требования: "Гайки должны быть шестигранные. Класс точности должен быть A. Резьба должна быть >М12. Шаг резьбы должен быть от 1,5 мм. Номинальный размер под ключ должен быть больше 18 мм. Диаметр описанной окружности должен быть "от" 26,75 мм. Высота гаек должна быть 14,1 мм -
14,8 мм. Должны быть предназначены для болтов десятого типа".
При этом документацией предусмотрено требование: "44 пункт товара в "Таблице Требования_ "- ГОСТ ISO 8673-2014 , ГОСТ ISO 4032-2014".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Разделе 2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (первой и второй частей заявки)" документации об аукционе.
Инструкцией по заполнению первой части заявки предусмотрены следующие виды показателей:
"В случае установления в ТЗ требований к значениям показателей товаров, содержащихся между символами "(" и ")" данные требования являются уточнением, дополнением и частью требований, и установлены в форме значений, которые не могут изменяться";
"В случае установления требований о соответствии товара государственным стандартам, товар должен соответствовать тому государственному стандарту, который распространяется на товар в соответствии с указанными участником значениями показателей товара в составе первой части заявки на участие в аукционе. Участник при подаче заявки должен однозначно указать какому государственному стандарту соответствует каждая позиция, требования к которой о соответствии государственного стандарта содержатся в аукционной документации".
С учетом положений инструкции, участникам закупки надлежало указать в составе первой части заявки характеристику "Доски из древесины хвойных пород (влажностью 7-10%)" в неизменном виде, а в отношении товара по позиции 44 "Гайки тип 5" указать государственный стандарт, который регламентирует характеристики предлагаемого товара.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по позиции 20 им предложен товар с указанием характеристики "Доски из древесины хвойных пород (влажностью 8%)", изменив значение показателя, что противоречит инструкции по заполнению первой части заявки.
По позиции 44 им предложен товар с указанием характеристик: "Характеристики (свойства) товаров, использующихся при выполнении работ соответствуют требованиям следующих ГОСТ: 44 пункт товара в "Таблице Сведения_ " - ГОСТ ISO 8673-2014 , ГОСТ ISO 4032-2014_
Гайки шестигранные. Класс точности A. Резьба М16. Шаг резьбы 2 мм. Номинальный размер под ключ 24 мм. Диаметр описанной окружности от 26,75 мм. Высота гаек 14,1 мм и
14,8 мм. Предназначены для болтов десятого типа".
При этом ГОСТ ISO 8673-2014 "Гайки шестигранные нормальные (тип 1) с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В" не распространяется на предлагаемый товар (по показателю "Шаг резьбы"), что противоречит требованиям документации об аукционе.
При этом Заявителем не приводится каких-либо доказательств, свидетельствующих о неверном применении аукционной комиссией Заказчика положений документации об аукционе и государственного стандарта.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок) в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки закупки (на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе) были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Установлено, что в адрес Заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе следующего содержания:
"Скамейка п. 20
- Доски должны быть из древесины хвойных пород (влажностью 7-10%).
В этом случае мы должны указать конкретное значение согласно условию: При указании значений с использованием символа "-" - дефис (тире) участником закупки в первой части заявки на участие в аукционе должно быть представлено конкретное количественное (числовое) значение такого показателя товара, не превышающее установленного в ТЗ максимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в ТЗ относительно указанного показателя товара и не меньшее установленного в ТЗ минимального значения указанного показателя товара, выраженное в единицах измерениях, определенных в ТЗ относительно указанного показателя товара.
или в этом случае мы руководствуемся: В случаях, когда показатель товара в связи с функциональными (потребительскими), техническими, технологическими, качественными и иными особенностями товара должно указываться в интервальном (диапазон значений, интервал значений) значений. Если в интервальном, то можно ли оставить через дефис?".
Заказчиком предоставлен ответ: "Первая часть заявки заполняется согласно требованиям инструкции". Таким образом, Заказчик фактически уклонился от разъяснений положений документации об аукционе, в чем усматривается нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Учитывая наличие основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по иной товарной позиции, Комиссия УФАС приходит к выводу, что выявленное нарушение не оказало существенного влияния на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 65, 66, 67, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГрандСтройСеверо-Запад"необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 мая 2018 г. N 44-2748/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2018