Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13258/18 от 22.05.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территорий, расположенных в границах муниципального образования муниципальный округ Автово (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 07.05.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372300000218000001. Начальная (максимальная) цена контракта 19 223 196, 88 руб.
В жалобе ИП Дремин М.С. указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в нарушении установленного порядка описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, как уже отмечалось ранее, такие параметры не должны ограничивать количество участников закупки.
Комиссией УФАС установлено, что требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам установлены Заказчиком в ПриложениеN2 к Техническому заданию (Приложение N 2 к ТЗ).pdf".
Проанализировав содержание представленной Заказчиком документации об аукционе, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В части утверждения Заявителя о том, что документация об аукционе содержит указание на товарный знак без сопровождения соловыми "или эквивалент", Комиссия УФАС находит доводы подателя жалобы обоснованными.
Так, при описании товарной позиции N 28 "Бревно с сидениями для качалки" Заказчиком, помимо прочего, установлено следующее: "При изготовлении элементов конструкции должны быть использованы: пластиковые ручки, пластиковые заглушки на места резьбовых соединений, буфер передней рессоры а/м Газель - отбойники, оцинкованный крепеж".
Комиссией УФАС установлено, что наименование "Газель" является зарегистрированным товарным знаком, правообладателем на который является ООО "Автозавод "ГАЗ".
При этом, в нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик, указав в документации об аукционе на товарный знак "Газель", не сопроводил его словами "или эквивалент". В связи с чем, Комиссия УФАС в указанной части довод Заявителя находит обоснованным.
2. В части доводов подателя жалобы о том, что Заказчиком установлены необоснованные требования к плотности в отношении товарных позиций N 29, 32, Комиссия УФАС находит необоснованными, поскольку Заявителем в нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено доказательств, подтверждающих указанный довод. При этом, как отмечалось выше, Заказчик наделен правом самостоятельно определять характеристики товара, исходя из его потребностей.
3. Доводы Заявителя о том, что Заказчиком в отношении товарных позиций N 74, 179 установлены требования к показателям, определяемых по итогам проведения испытаний, а также требования к технологии производства, Комиссия УФАС также находит необоснованными, поскольку на заседание Комиссии УФАС Заявителем в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Скопированные в жалобу положения Технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями документации о закупке. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации о закупке не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и требуют проведения испытаний товара непосредственно участником закупки на дату подачи заявки на участие в аукционе. В связи с чем, у Комиссии УФАС отсутствуют достаточные основания для признания в вышеуказанных действиях нарушения Закона о контрактной системе.
4. В отношении утверждения подателя жалобы о том, что при описании товарной позиции N 81 "Бетон" Заказчиком определены требования к показателю "Марка по расплыву конуса", не соответствующие требованиям ГОСТ, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Из содержания Приложения 2 к Техническому заданию следует, что в отношении товарной позиции N 82 "Бетон" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: Марка по расплыву конуса: не менее Р2. Расплыв конуса: не менее 35 и не более 55 см. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 8267-93.
В соответствии с п. 5.1.4 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия", в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки в соответствии с таблицами 1-4.
Согласно Таблица 1 - Марки по расплыву конуса*
Марка |
Расплыв конуса, см |
Р1 |
Менее 35 |
Р2 |
35-41 |
Р3 |
42-48 |
Р4 |
49-55 |
Р5 |
56-62 |
Р6 |
Более 62 |
Таким образом, показателю "Расплыв конуса" со значениями не менее 35 и не более 55 см соответствуют марки Р2, Р3, Р4.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к значениям показателя "Расплыв конуса", которые не соответствуют требованиям, установленным Заказчиком к показателю "Марка по расплаву конуса" со значением не менее Р2, поскольку не позволяют предложить к использованию товар марки Р5, Р6.
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что при описании товарной позиции N 82 Заказчиком использованы требования, противоречащие положениям ГОСТ, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. Комиссия УФАС также приходит к выводу об обоснованности довода Заявителя о том, что при описании товарной позиции N 187 Заказчиком не установлены единицы измерения показателя.
Так, согласно Приложению N 2 к Техническому заданию документации, в отношении товарной позиции N 187 "Балансир" Заказчиком установлены следующие требования: Размеры: длина 2550-2650, ширина 700-750, высота 900-1000.
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что при установлении требований к значениям показателей длины, ширины, высоты Балансира, Заказчиком не определена единица измерения указанных показателей, что является нарушением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку указанные значения не позволяют определить потребности Заказчика
Таким образом, довод Заявителя является обоснованным.
6. Довод Заявителя о том, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе, Комиссия УФАС находит необоснованным, поскольку из содержания документации следует, что в части II "Информационная карта аукциона" документации Заказчиком установлена Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закон о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки.
При этом Закон о контрактной системе не устанавливает требований к содержанию такой инструкции. Комиссия УФАС отмечает, что по своему смыслу, инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе должна способствовать правильному полному заполнению заявок на участие в аукционе. Однако, Заявитель, указывая на ненадлежащее содержание документации, не представил доказательств, свидетельствующих о том, что установленная Заказчиком инструкция не позволяет участникам закупки заполнить и представить соответствующую заявку на участие в аукционе.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным, а жалоба - частично обоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Дремина Михаила Сергеевича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
МКУ "Автовский центр благоустройства и социального развития"
ул. Краснопутиловская, д. 27,
Санкт-Петербург, 198152
ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
ИП Дремин Михаил Сергеевич.
ул. Ереванская, д. 16, корп. 5, кв. 38,
Москва, 115304
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-2768/18
29.05.2018 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу N 44-2768/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - МКУ "Автовский центр благоустройства и социального развития" и аукционной комиссии устранить нарушения п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372300000218000001;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372300000218000001 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372300000218000001 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 02.07.2018.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 мая 2018 г. N 44-2768/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2018