Резолютивная часть решения оглашена 24.05.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя начальника управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Кайрос" (г.Нижний Новгород) на положения документации электронного аукциона на закупку аппарата рентгеновского медицинского для нужд ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" (извещение N 0128200000118003656) в присутствии представителей заказчика - (доверенность от 05.09.2017 N 11), (доверенность от 23.05.2018 N 16), заявителя - ООО "Кайрос"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 442-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Кайрос" (далее - заявитель) на положения документации электронного аукциона на закупку аппарата рентгеновского медицинского для нужд ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" (извещение N 0128200000118003656).
По мнению заявителя, техническое задание данной аукционной документации содержит положения нарушающие требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В частности ряд пунктов технического задания аукционной документации (пункты 5.5, 5.3.7, 6.1.5, 5.9-5.9.8) описаны заказчиком некорректно, не позволяют потенциальным участником закупки надлежащим образом сформулировать свое предложение по ним, и не соответствуют требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участником закупки.
В техническое задание включен ряд характеристик товара, делающим невозможным проведение конкурентной закупки, исключающие возможность принять участие в закупке поставщикам (производителям) иного оборудования кроме Philips, а именно пункты 5.2.7, 5.3.4, 5.3.6, 5.6.1, 5.2.4, 5.2.5. Текущая редакция технического задания исключает возможность предоставить оборудование с улучшенными функциональными характеристиками. Техническое задание содержит в своем составе эксклюзивную комбинацию требований к оборудованию, которая соответствует только единственному медицинскому изделию - аппарату рентгеновскому медицинскому, серии Veradius, с принадлежностями.
Предъявляемые требования к возможному функционалу интегрированной рабочей станции в мобильной платформе С-дуги описываемые в пунктах 5.9 - 5.9.8 не являются объективными. Реализовать часть этих возможностей можно только при использовании оборудования того же самого производителя - Philips. Устанавливая данные требования заказчик должен отдавать себе отчет в том, что в его учреждении должно иметься оборудование: ультразвук, магнитно-резонансный томограф с функцией мультипланарной реконструкции, компьютерный томограф фирмы Philips. Иначе данный функционал не будет использован и приведет только к необоснованному расходу бюджетных средств.
В пункте 1 технического задания "Наименование объекта закупки" в столбце "Наличие функции или величина параметра, заданная по ТЗ" указано конкретное наименование товара "Аппарат рентгеновский медицинский". О том, что название не является абстрактным, свидетельствует регистрационное удостоверение от 28.12.2017 N ФСЗ 2010/07643, что лишний раз подтверждает составление технического задания под конкретных участников закупки, поставляющих указанное оборудование.
Вместе с тем, указанное поле не должно быть заполненным (по аналогии с пунктами 2 из технического задания), пункт 1 технического задания "Наименование объекта закупки" должен заполнять участник закупки в столбце "Наличие функции или величина параметра, предлагаемая участником закупки", что является нарушением требований предъявляемых к описанию объекта закупки.
Кроме того, заявитель полагает, что начальная (максимальная) цена контракта данной закупки сформирована с нарушением статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно пункту 2 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров.
При формировании по данной закупке начальной (максимальной) цены контракта использованы три коммерческих предложения. Однако коммерческие предложения содержат сведения о рыночных ценах не идентичных товаров, при наличии на рынке идентичных.
В силу изложенного, заявитель просит выдать предписание об устранении нарушений, путем отмены вышеуказанной закупки, провести внеплановую проверку по доводам, изложенным в жалобе.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика заявил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 и статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, оказываемых услуг потребностям заказчика. Таким образом, из смысла статей Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что заказчику дано право включить в документацию технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для качественного, своевременного и безопасного сопровождения основной деятельности медицинских учреждений. Следовательно, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значительным для заказчика; также не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок представлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Заказчик полагает, что оспариваемые заявителем жалобы положения технического задания аукционной документации сформулированы корректно и понятно, не препятствуют потенциальным участникам закупки сформулировать свои аукционные предложения.
Заказчик также полагает необоснованным довод жалобы относительно того, что требованиям технического задания аукционной документации соответствует продукция единственного производителя - Philips. Также требованиям технического задания аукционной документации соответствует продукция следующих производителей - Eurocolumbus, Siemens, Ziehm, "Электрон". Участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающим требованиям аукционной документации удовлетворяющий потребности заказчика. Заказчик при проведении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам поставляемого товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников закупки для государственных нужд. Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые бы соответствовали всем существующим типам, видам, моделям товара. Предметом торгов является поставка рентгеновского аппарата, а не его производство, в связи с чем, заказчик в аукционной документации не ограничивал и не мог ограничить круг потенциальных поставщиков участием в торгах только производителей товаров.
Наименование "Аппарат рентгеновский медицинский" лишь описывает предмет закупки, участник закупки в своей заявке указывает наименование поставляемого товара самостоятельно.
Кроме того, начальная (максимальная) цена контракта сформирована в соответствии с требованиями законодательства, утверждения заявителя необоснованны.
На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Кайрос" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Как следует из представленных заказчиком пояснений, установление определенных требований к товару обусловлено потребностями заказчика.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе на закупку аппарата рентгеновского медицинского для нужд ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" (извещение N 0128200000118003656) нарушений законодательства в сфере закупок.
Кроме того, косвенным подтверждением отсутствия в указанной аукционной документации положений, ограничивающих количество участников закупки, служит факт того, что на участие в электронном аукционе было подано и допущено четыре заявки. Более того, в заявке участника электронного аукциона N 4 был предложен к поставке товар производителя Ziehm Imaging GmbH (Германия).
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, у территориальных органов ФАС России отсутствуют полномочия по осуществлению контроля в отношении соблюдения требований законодательства заказчиками к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Кайрос" (г.Нижний Новгород) на положения документации электронного аукциона на закупку аппарата рентгеновского медицинского для нужд ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" (извещение N 0128200000118003656) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 мая 2018 г. N Г 442-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2018