Резолютивная часть решения оглашена 24.05.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии
_ заместителя руководителя управления, начальника отдела,
членов Комиссии:
_ заместителя начальника отдела,
_ главного специалиста-эксперта,
_ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "ФОРМУЛА" (г. Красноярск) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку холодильника фармацевтического на поставку холодильника фармацевтического для нужд 98 муниципальных бюджетных образовательных учреждений (N закупки 0328300032818000458), в открытом заседании, в присутствии представителя уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Владимира: _. (доверенность от 05.09.2017 N 18-03/996).
Заявитель (ООО "ФОРМУЛА"), заказчик (управление образования администрации города Владимира), надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 435-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ФОРМУЛА" (далее - заявитель, общество) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку холодильника фармацевтического для нужд 98 муниципальных бюджетных образовательных учреждений (N закупки 0328300032818000458).
По мнению заявителя, аукционная комиссия необоснованно отказала в допуске к участию в электронном аукционе заявке общества со следующим обоснованием: пункты 1 и 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпункт "б" пункта 1 части 4 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункт 1 раздела 22 Информационной карты документации аукциона в электронной форме, приложение N 1 к Информационной карте. В составе первой части заявки не предоставлена информация о конкретных показателях товара, предлагаемого к поставке, соответствующих значениям, установленным документацией, по позициям "сосуды из полистирола", "габариты в упаковке", "максимальная номинальная мощность", "масса с упаковкой", "итоговый отчет", а также, предоставлена информация о конкретных показателях товара, предлагаемого к поставке, не соответствующих значениям, установленным документацией, по позициям "материал полок", "энергопотребление", "общий объем", "полезный объем", "габариты"
Кроме того, общество считает, что заказчик нарушил часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, а именно: "Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть".
По мнению заявителя подобного рода разъяснения не позволяют однозначно определить потребность Заказчика.
Также, в жалобе заявитель пишет о том, что заказчиком в техническом задании установлена излишняя детализация параметров, не влияющих на реализацию потребности в целом, приводящая к ограничению количества потенциальных участников закупок (Габариты в упаковке (ВхШхГ), мм; Максимальная номинальная мощность, Вт; Масса (с упаковкой), кг; Итоговый отчет о пре-квалификации на соответствие требованиям Надлежащей Практики Дистрибудции ЕАЭС и т.д.).
Представитель уполномоченного органа по доводам жалобы заявителя пояснил следующее.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено правило о том, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров.
С учетом перечисленных выше норм законодательства о закупках, а также, с учетом требований, содержащихся в пункте 1 раздела 22 Информационной карты документации электронного аукциона и приложения N 1 к Информационной карте, аукционная комиссия рассматривала заявки участников электронного аукциона на их соответствие именно тем требованиям, которые содержаться в документации электронного аукциона.
Ни одно из положений законодательства о закупках не устанавливает такого правила, что аукционная комиссия, при рассмотрении заявок участников закупки, должна в своей деятельности руководствоваться разъяснениями заказчика, который он дает в связи с поступившими в его адрес запросами.
В отношении внесения изменений в документацию Уполномоченный орган считает возможным обратить внимание на то обстоятельство, что согласно части 6 статьи 65 Федерального закона у заказчика имеется право, а не обязанность, принять решение о внесении изменений в документацию об аукционе, в случае поступления запроса о даче разъяснений положений документации.
В рассматриваемом случае заказчик не использовал данное право, приняв решение исключительно о даче разъяснений на поступившие запросы.
На основании изложенного выше Уполномоченный орган считает, что в обжалуемых действиях аукционной комиссии, а также в действиях заказчика, указанных в доводах жалобы, отсутствуют признаки нарушения Закона о контрактной системе, в связи с чем, управление муниципального заказа администрации города Владимира просит признать жалобу ООО "Формула" по доводам, содержащимся в ней, необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны.
Аналогичное требование установлено заказчиком в пункте 1 раздела 22 Информационной карты.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается в участию в нем в случае не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе отказано в допуске участнику закупки с порядковым номером 2 по следующему основанию: п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. Обоснование: пункты 1 и 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпункт "б" пункта 1 части 4 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункт 1 раздела 22 Информационной карты документации аукциона в электронной форме, приложение N 1 к Информационной карте. В составе первой части заявки не предоставлена информация о конкретных показателях товара, предлагаемого к поставке, соответствующих значениям, установленным документацией, по позициям "сосуды из полистирола", "габариты в упаковке", "максимальная номинальная мощность", "масса с упаковкой", "итоговый отчет", а также, предоставлена информация о конкретных показателях товара, предлагаемого к поставке, не соответствующих значениям, установленным документацией, по позициям "материал полок", "энергопотребление", "общий объем", "полезный объем", "габариты".
В Приложении N1 к информационной карте указано следующее:
Показатель |
Значение |
Сосуды из полистирола |
Не менее 2 шт. |
Габариты в упаковке |
970*635*645 |
Максимальная номинальная мощность, Вт |
165 |
Масса с упаковкой, кг |
42,5 |
Итоговый отчет о пре-квалификации на соответствие требованиям Надлежащей Практики Дистрибуции ЕАЭС |
наличие |
Полки (шт.), материал |
3 (металл) |
Энергопотребление, кВт ч/сут. |
1,63 |
Общий объем, л. |
140 |
Полезный объем, л. |
104 |
Габариты (ВхШхГ), мм |
910х600х610 |
В заявке участника N2 показатели по данным позициям следующие.
Показатель |
Значение |
Полки (шт.), материал |
4 (стекло) |
Энергопотребление, кВт ч/сут. |
0,85 |
Общий объем, л. |
154 |
Полезный объем, л. |
95 |
Габариты (ВхШхГ), мм |
850х580х620 |
Информация о конкретных показателях товара, предлагаемого к поставке, соответствующих значениям, установленным документацией, по позициям "сосуды из полистирола", "габариты в упаковке", "максимальная номинальная мощность", "масса с упаковкой", "итоговый отчет" - отсутствует.
Таким образом, участником закупки не указаны конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией.
Следовательно, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно приняла решение о признании заявки ООО "ФОРМУЛА" не соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, довод об излишней детализации параметров, не влияющих на реализацию потребности в целом, не подлежит рассмотрению, поскольку заявителем пропущен срок на обжалование положений аукционной документации, предусмотренный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки Комиссия Владимирского УФАС России установила, что рассматриваемая аукционная документация требует внесения изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Кроме того, согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что в разъяснении положений документации об аукционе от 03.05.2018 NРД1 для закупки N0328300032818000458 и от 07.05.2018 NРД2 для закупки N0328300032818000458 содержатся положения о том, что участникам закупки необходимо учесть следующую информацию:
- "подтверждаем допуск к торгам изделия по следующим параметрам: -общий объем, л. - не менее 140; -габариты (ВхШхГ),мм. - не более 910х600х620; -полезный объем, л.- не менее 95 исключить параметры: -сосуды из полистирола; -габариты в упаковке (ВхШхГ),мм; -максимальная номинальная мощность, Вт; -масса (с упаковкой), кг";
- "подтверждаем допуск к торгам изделия по следующим параметрам: - полки, шт.(материал) - не менее 3(металл или стекло); - энергопотребление, кВт/ч сут. - не более 1,63; исключить параметры: - Итоговый отчет о преквалификации на соответствие требованиям Надлежащей Практики Дистрибуции ЕАЭС".
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, заказчик, разместив вышеуказанные разъяснения положений документации, изменив характеристики товара, изменил суть требований документации об аукционе.
Указанные разъяснения положений документации об электронном аукционе ввели в заблуждение участников данного аукциона (отказано в допуске участникам закупки с порядковым номером 2 (заявитель - ООО "ФОРМУЛА") и порядковым номером 3 (заявитель - "Облснабсбыт").
Таким образом, заказчик нарушил часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, во взаимосвязи части 2 с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно быть объективным, содержать только необходимые заказчику требования и только те показатели, которые позволяют определить соответствие товара потребности заказчика именно в таком товаре.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик, осуществляющий закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Основным правилом описания объекта закупки является то, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
На основании вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком - при утверждении аукционной документации N0328300032818000458 пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФОРМУЛА" (г. Красноярск) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку холодильника фармацевтического для нужд 98 муниципальных бюджетных образовательных учреждений (N закупки 0328300032818000458), по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я С Л У Ж Б А
УПРАВЛЕНИЕ
по Владимирской области
_________________________________________________________________________
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, e-mail: to33@fas.gov.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
по делу Г 435-04/2018
24 мая 2018 года г. Владимир
Резолютивная часть решения оглашена 24.05.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
_ заместителя руководителя управления, начальника отдела,
членов Комиссии:
_ заместителя начальника отдела,
_ главного специалиста-эксперта,
_ ведущего специалиста-эксперта, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 435-04/2018 от 24.05.2018,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - управлению образования администрации города Владимира, уполномоченному органу- управлению муниципального заказа администрации г. Владимира по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона на поставку холодильника фармацевтического для нужд 98 муниципальных бюджетных образовательных учреждений (N закупки 0328300032818000458) устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- внесения изменений в извещение и в документацию об электронном аукционе в соответствии с выводами, изложенными в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 435-04/2018 от 24.05.2018;
- продления срока подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
- обеспечения участникам закупок, ранее подавшим свои заявки, отозвать их, либо внести соответствующие изменения и дополнения.
2. Аукционной комиссии по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона на поставку холодильника фармацевтического для нужд 98 муниципальных бюджетных образовательных учреждений (N закупки 0328300032818000458) устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем отмены всех процедур осуществления данной закупки и соответствующих протоколов заседаний аукционной комиссии.
3. Оператору электронной торговой площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона на поставку холодильника фармацевтического для нужд 98 муниципальных бюджетных образовательных учреждений (N закупки 0328300032818000458) обеспечить устранение нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- обеспечения внесения изменений в извещение и в документацию об электронном аукционе;
- обеспечения продления срока подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
- обеспечения отмены всех процедур осуществления данной закупки и соответствующих протоколов заседаний аукционной комиссии;
- обеспечения участникам закупок, ранее подавшим свои заявки, отозвать их, либо внести соответствующие изменения и дополнения.
Настоящее предписание необходимо исполнить не позднее 20.06.2018.
Доказательства надлежащего исполнения предписания (в документарном виде) необходимо представить во Владимирское УФАС России не позднее 21.06.2018.
Настоящее предписание вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 мая 2018 г. N Г 435-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2018